Лекции по "Ценообразованию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:59, курс лекций

Описание работы

Ценообразование относиться к числу наиболее важных и сложных экономических механизмов, ведь в ценах отражаются все происходящие в жизни общества экономические процессы. От уровня, структуры и соотношения цен во многом зависит обеспечение необходимых пропорций производства и потребления, экономное использование материальных и трудовых ресурсов, стимулирование научно-технического прогресса и в целом экономическое развитие.

Работа содержит 1 файл

лекция2011 (цены).doc

— 419.00 Кб (Скачать)

Регулирование цен на социально значимые товары и услуги Облисполкомами и Минским горисполкомом (см. табл.5.1.) ведется путем установления:

а) предельных нормативов рентабельности, используемых субъектами хозяйствования при формировании  отпускных цен (тарифов);

в) предельных отпускных цен на отдельные товары, услуги.

Так как  регулирование ценообразования  ведется с учетом местной специфики, то, например, по товарным позициям «товары  для детей» (по перечню Минторга) предельный норматив рентабельности 35% в Минской области и 15% в Гродненской  области.

3. Регулирование цен на товары (работы, услуги) предприятий и ИП, занимающих доминирующее положение на товарных рынках

Согласно  Закона РБ №2034-ХII от 10.12.1992г «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» доминирующее положение на товарном рынке – это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам

Факт  доминирования устанавливается  в соответствии с Инструкцией  по определению доминирующего положения  на товарных рынках, утвержденной Постановлением Минэкономики № 229 от 17.10.2002 г., а именно в случаях:

  1. если  доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара превышает предельную величину, установленную Министерством экономики РБ, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии.

    При этом для производителей товаров народного потребления  и услуг факт доминирования может  начаться с нижеследующих значений минимальной предельной величины доли на рынке: 

Количество  крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок
Значение  минимальной предельной величины (для двух и более субъектов доля одного из них в общем объеме реализации данного товара на рынке должна превышает 20 процентов)
Один 30
Два 54
Три 78
Четыре 95

        Значение минимальной предельной  величины доли рынка для производителей  товаров производственно-технического  назначения:

Количество  крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок
Значение  минимальной предельной величины (для двух и более субъектов доля одного из них в общем объеме реализации данного товара на рынке должна превышает 25 процентов)
Один 45
Два 67
Три 86
Четыре 100
 

2) если  доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара не превышает  вышеназванные предельные величины, факт доминирования определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке относительно размера на нем принадлежащих конкурентам долей, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных предусмотренных Инструкцией  критериев.

Министерство  экономики РБ (при участии Мингорисполкома  и Облисполкомов), как уполномоченный орган государственного управления, на который возложены функции  по противодействию монополистической  деятельности и развитию конкуренции, ежегодно формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском и местных товарных рынках (т.е. монополистов), а также  Государственный реестр естественных монополий.

Государственная монополия – система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности  имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права ( например, государственная монополия на землю и недра);

Естественная  монополия – система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Сферами деятельности субъектов естественных монополий признаются:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;
  • передача и распределение электрической и тепловой энергии;
  • централизованное водоснабжение и водоотведение;
  • услуги электрической и почтовой связи общего пользования;
  • услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, аэропортов;
  • обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

По состоянию на 1 января 2011г. в Государственном реестре предприятий-монополистов, занимающих доминирующее положение на местных рынках, находилось около 500 хозяйствующих субъектов. В Государственный  реестр предприятий, занимающих доминирующее положение на республиканском уровне, по состоянию на 1 января 2011г. включено более 150 предприятий-монополистов (МАЗ, МТЗ, «Амкодор», «Полимир», «Могилевхимволокно»  и т.д.)

Государственное регулирование цен на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, осуществляется посредством установления фиксированных предельных цен, порядка их определения и применения.

Постановлением  Совета Министров РБ № 273 от 27.02.2003г. «Об уровне рентабельности товаров (работ, услуг) организаций и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках» утверждены предельные уровни рентабельности товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых предприятиями-монополистами  на территории РБ (от 10% на мясо и мясные товары до 40% на товары лесозаготовительных организаций и топливные брикеты; по продукции машиностроения и промышленности строительных материалов – 25% и т.д.).

В целях  стимулирования роста эффективности  производства, предусмотренные названным Постановлением №273 предельные уровни рентабельности не распространяются:

а) на новые  товары, изготовленные с использованием запатентованного изобретения и  нового высокоэффективного производства, созданного специально для выпуска  этих товаров, в течение трех лет со дня постановки их на производство;

б) на новые  товары (работы, услуги) в течение  года со дня постановки этих товаров  на серийное производство.

Основанием  для исключения хозяйствующего субъекта из Государственного реестра монополий является:

  • устойчивая утрата им доминирующего положения на товарном рынке, определенная в установленном законодательством порядке;
  • утрата статуса юридического лица или ликвидация предприятия;
  • заключение соглашения между Департаментом ценовой политики Минэкономики РБ и хозяйствующим субъектом, в котором определяются условия конкурентного поведения на товарных рынках, исключающие монополистическую деятельность и применение монопольных цен.
 

Различают следующие виды монопольных цен:

  • монопольно высокая цена,
  • монопольно низкая цена,
  • монопсонически низкая цена.

Монопольно  высокой ценой считается цена хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если ее уровень выше среднего, сложившегося на аналогичные или взаимозаменяемые товары (группу товаров) на 25% и более, либо рентабельность превышает средний ее уровень на те же товары (группу товаров) на 25 % и более. Монопольно высокая цена устанавливается с целью получения монопольно высокой прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов конкурентов на рынке  или потребителей.

Монопольно  низкой является цена, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и тем самым ограничивает конкуренцию на рынке данного товара.

Монопсонически  низкой ценой является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, доминирующим на рынке данного товара в качестве покупателя, в целях получения монопольно высокой прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет поставщика.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь "О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции" установление монопольных цен является злоупотреблением доминирующим положением на рынке. Для предотвращения недобросовестной конкуренции, ведущей к неэффективному функционированию товарных рынков, органы ценообразования отслеживают наличие монопольных цен и принимают меры финансовой и административной ответственности к предприятиям и организациям, их применяющим.

4. Фиксированные   розничные цены

Государственное регулирование может осуществляться также в виде установления фиксированных  на определенный временной период розничных  цен на товар. Примером фиксированных розничных цен служат:

- цены  на водку и спирт, вырабатываемые  белорусскими производителями;

- табачные  изделия отечественного и иностранного  производства;

- сахар-песок,реализуемый  на территории РБ.

Зафиксированные государством розничные цены на вышеназванные товары распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и (или) реализацией указанной продукции на территории Республики Беларусь, а также ее ввозом на территорию РБ (для сахара и табачных изделий) независимо от подчиненности и форм собственности.

Розничные цены на такую продукцию фиксируются  в соответствующих Постановлениях Минэкономики РБ с учетом НДС на определенный физический объем продукции (1кг сахара в конкретной расфасовке и упаковке; 0,25;0,35;0,5;0,7 и 0,75литра водки конкретной крепости без стоимости бутылки, за 1 пачку сигарет по маркам  независимо от их разновидности и т.д.) и применяются для реализации населению на белорусской территории (Постановления Минэкономики РБ № 126 от 18,08.2010г «О ценах на алкогольную продукцию…», №157 от 30.09.2009г «О ценах на сахар песок», № 61 от 29.03.2010г. «О ценах на табачные изделия»).

Отпуск  продукции покупателям – торговым оптовым и розничным организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется производителем (или  импортером) по розничным ценам за вычетом утвержденных вышеназванными Постановлениями Минэкономики РБ  торговых скидок независимо от количества участвующих покупателей.

Торговые  скидки делятся между оптовыми и  розничными торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями по соглашению сторон.

Торговые  скидки на условиях франко-назначения предоставляются поставщиками при  поставках продукции покупателям  с оплатой транспортных расходов по доставке продукции до пункта, обусловленного договором. При поставках покупателям продукции без оплаты транспортных расходов по доставке продукции до пункта, обусловленного договором, поставщиками предоставляются торговые скидки на условиях франко-отправления.

Информация о работе Лекции по "Ценообразованию"