Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:59, курс лекций
Ценообразование относиться к числу наиболее важных и сложных экономических механизмов, ведь в ценах отражаются все происходящие в жизни общества экономические процессы. От уровня, структуры и соотношения цен во многом зависит обеспечение необходимых пропорций производства и потребления, экономное использование материальных и трудовых ресурсов, стимулирование научно-технического прогресса и в целом экономическое развитие.
Содержание отдельных терминов классификации цен приведено ниже:
Отпускная цена - цена, устанавливаемая на произведенный товар (как товар собственного производства, так и полученный в результате выполнения договора подряда из материала заказчика, в том числе переработки сырья (материалов) на давальческих условиях) либо на импортированный товар при его оптовой продаже,
Розничная цена - цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи в розничной торговле физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством – юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
Свободная (договорная) – цена (тариф), устанавливаемая субъектом хозяйствования в зависимости от спроса и предложения, то есть конъюнктуры рынка.
Регулируемая цена (тариф) – цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений.
При
этом регулируемая цена (тариф) может
иметь фиксированную или
Фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине;
Предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами;
Декларируемая
– цена, уровень которой предприятие-
Действующая – фактически сложившаяся цена в действующем периоде.
Сопоставимая – цена какого-либо определенного года или на определенную дату
Правильное понимание сущности основных терминов ценообразования позволяет понять нюансы законодательства по ценообразованию и однозначно их трактовать.
В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных законодательством о ценообразовании, применяются свободные цены (тарифы).
Свободная цена (тариф) – цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции (ст. 5 ЗЦ).
При установлении цен на выпускаемую продукцию (товары, работы, услуги) и в особенности на их новые виды и модификации предприятия используют различные методы ценообразования.
Все применяемые методы ценообразования можно разделить на 3 основные группы:
а) затратный;
б) обеспечения целевой прибыли;
в) агрегатный;
г) структурной аналогии.
а) метод удельной цены;
б) балловый;
в) корреляционно-регрессионный анализ.
а) торги (тендера, аукционы, биржевые котировки);
б) следование за лидером;
в) ощущаемой ценности товара;
г) следование за рыночными ценами;
д) политика престижных цен.
Одним из наиболее распространенным методов
ценообразования, ориентированных на
издержки производства является затратный
метод. Суть его заключается в том,
что к рассчитанной себестоимости единицы
продукции, добавляется заданный размер
прибыли и косвенные налоги, непосредственно
увеличивающие цену. Состав формируемой
затратным методом цены можно представить
следующим образом (см. рисунок 2). При этом
используется зачетный метод исчисления
НДС.
Расчет отпускной цены при этом можно выразить формулой:
где Ц – отпускная цена единицы товара;
С – себестоимость единицы товара;
П – прибыль в расчете на единицу товара;
Н – косвенные налоги и
При
определении оптовой или
Еще одним методом ценообразования, основанным на издержках производства, является метод обеспечения целевой прибыли. В этом случае предприятие пытается установить такую цену, которая позволит получить запланированный доход на вложенный капитал. Используя этот метод ценообразования, продавец должен рассчитать, при каком уровне цен будут достигнуты объемы продаж, позволяющие возместить валовые издержки и получить целевую прибыль. Для расчетов данного метода может быть использована модель безубыточности.
Условие
безубыточности предполагает такое
соотношение постоянных и переменных
издержек, цены и объемов продаж,
при котором предприятие
Цк = TFС / Nк + AVC. (2)
Пример
Постоянные затраты – 100 тыс. руб.
Объем производства в точке безубыточности 4000 шт.
Переменные затраты на единицу продукции – 175 руб.
Тогда критическая цена в точке безубыточности будет равна Цк = 100000 / 4000 + 175 = 200 руб.
Однако любое предприятие стремится не только возместить затраты, но и установить цену на свой товар на таком уровне, который обеспечивал бы ему получение желаемого объема прибыли. В этом случае цена рассчитывается по формуле:
, (3)
где П – величина прибыли, которую стремится получить предприятие от реализации продукции, руб.
Пример
Если
рассмотренное в предыдущем примере
предприятие стремится к
руб.
Агрегатный метод применяется по товарам, состоящим из сочетаний отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной из унифицированных элементов, узлов, деталей (станки, определенное оборудование, автомобили). Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов или изделий, которые уже ранее были определены с добавлением затрат по их сборке или компоновке.
Цена на продукцию
с помощью агрегатного метода
рассчитывается по следующей формуле:
Цн = åЦi + Зсб,
где Цi – цена отдельного элемента или изделия, входящего в состав нового товара, руб.;
i – порядковый номер отдельного элемента или изделия;
Зсб – затраты по сборке и компоновке нового товара.
Метод
структурной аналогии эффективен
в производствах и сферах с широкой номенклатурой
выпускаемых однотипных изделий, работ
или услуг. Для того чтобы установить цену
на новый вариант изделия определяют структурную
формулу цены по ее аналогу. С этой целью
используют фактические или статистические
данные о доле основных видов затрат в
цене или себестоимости аналогичного
товара. Если имеется возможность точно
определить по новому товару один из основных
элементов затрат, то используя структуру
цены или себестоимости аналогичного
товара, несложно рассчитать ориентировочную
цену нового. При этом можно использовать
следующую формулу:
Цн(С)
= Зо / dз.о
(5)
где Цн(С) – цена или себестоимость нового изделия;
Зо – абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия, руб.;
dз.о – доля основного вида затрат в цене или в себестоимости базового аналога, коэффициент.
Достоинствами методов, основанных на издержках производства, является следующее:
Главным недостатком этих методов является то, что в цене не учитываются потребительские свойства товара, конъюнктура рынка.
Методы ценообразования на основе издержек производства необходимы для определения нижнего предела цены (ее минимального уровня), окончательный же ценовой уровень необходимо формировать с учетом всех остальных ценообразующих факторов.
Затраты на производство и сбыт продукции не должны служить единственным критерием формирования цен. Затраты прямо влияют лишь на решения изготовителей о том, какие товары и в каком количестве стоит выпускать. Эффективный подход к ценообразованию состоит в том, чтобы проанализировать, какие цены можно получить за предлагаемую продукцию, сопоставить эти цены с затратами, которых потребует производство продукции, а затем решить - что именно следует производить и кому продавать.
Однако вышеописанные методы успешно используются и в рыночных условиях, хотя сфера их применения и ограничена. Данные методы чаще применяются в следующих случаях:
-
при обосновании цен на
-
при обосновании цен на
-
при установлении цен товаров,
на которые спрос ограничен
платежеспособностью
- во внутризаводском ценообразовании и некоторых других случаях.
На базе методов, основанных на издержках производства, возможно применение способа «обратной калькуляции цены», когда в качестве отправной точки берется возможная цена реализации (с учетом цен конкурентов ), и в результате «обратного» расчета получают либо требуемую себестоимость изделия, либо ожидаемую прибыль от его реализации.