Государство в формировании ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:00, контрольная работа

Описание работы

1. Почему необходимо государственное вмешательство в процесс ценообразования в условиях рыночной экономики?
2. Каковы формы государственного регулирования ценообразования на продукты сельского хозяйства (продукцию фермерских хозяйств) в США?
3. Как осуществляется контроль над ценами на продукцию естественных монополий в США?

Работа содержит 1 файл

Эссэ материал.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

     Попытки прямого  регулирования цен предпринимались  и в последующем. Они затрагивали  прежде всего внутренние цены на энергоносители (1974-1981гг.). Замораживание внутренних оптовых цен на нефть и нефтепродукты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к нехватке инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствию заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа.

     Американская  администрация, делая упор на использование  рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, ограничивается регулированием цен на продукцию естественных монополий  — производство электроэнергии, услуг  связи. Наряду с установлением предельной нормы прибыли для регулирования цен используется утверждение фиксированных цен или тарифов. Например, на уровне штата утверждены фиксированные тарифы на услуги такси в Вашингтоне. Во всех городах декларируются цены на природный газ (при свободных ценах на его добычу). Администрации некоторых штатов определяют тарифы на междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки. При этом тарифы устанавливаются на основе предложений соответствующих компаний, которые представляют калькуляцию затрат в специальные комитеты штатов, в работе которых принимают участие юристы, экономисты, бухгалтеры и потребители. При этом тщательно рассматриваются затраты и намечается норма прибыли. Как правило, комиссии штатов утверждают меньшее увеличение цен, чем предусмотрено в заявках. Норма прибыли, которая считается достаточной, определяется на уровне не более 12 % на вложенный капитал. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию оборонной промышленности, сельского хозяйства.

     Под особым контролем  находятся соглашения компаний об установлении цен в рамках антитрестовского законодательства. Ассоциациям производителей запрещена  даже публикация сведений об устанавливаемых  ее членами ценах.

     В 1983 г. в США  был принят Закон  о производительности труда и нововведениях, в соответствии с которым при проведении совместных научно-исследовательских работ  не должно иметь место соглашение сторон о фиксировании цен (путем  обмена информацией об их уровне или  о намечаемых объемах производства) или о преднамеренном ограничении  нововведенческой деятельности. За нарушение антитрестовских законов предусмотрены уголовная и гражданская ответственность: штраф до 100 тыс. дол. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет, штраф до 1 млн дол. с корпорации.

Франция

     Одной из немногих промышленно развитых стран, где  существовал довольно жесткий  режим  государственного регулирования  цен, является Франция. На протяжении почти 30 лет (1947—1986 гг.) государственное регулирование  цен здесь являлось составной  частью общей политики государственного регулирования экономики ("дирижизма").

     В послевоенный период государством использовалась политика "контролируемой свободы", в соответствии с которой предприниматели  получили право изменять цены, предупредив  об этом государственные органы. В 60-е начале 70-х годов государственное регулирование осуществлялось через контракты стабильности, программные контракты, контракты против повышения цен.

     Контракты стабильности государство заключало  с предприятиями, по которым последним давалось право  повышать цены на одни товары, одновременно снижая их на другие. В целом обеспечивался  стабильный общий уровень цен.

     Программные контракты  способствовали эволюции цен в соответствии с условиями  международной конкуренции. Такому государственному регулированию  подлежали товары и услуги, которые  по "контрактам стабильности" ранее  подвергались контролю. Выпускающие  их предприятия должны были предоставлять  государству информацию о своих  инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе  выхода на внешние рынки, а также информацию по формированию цен, анализ рынка и конкуренции, показатели технико-экономического уровня продукции, производительности труда и др.

Контракты против повышения цен заключались  между  государственными органами и предприятиями  с целью замедления инфляционных процессов и повышения уровня конкурентоспособности французских  товаров. Если предприятия принимали  условия не повышения цен, правительство обещало не применять к ним меры, способствующие росту издержек производства.

     На  отдельных  этапах развития экономики  Франции  применялась частичная  и полная "блокировка" (замораживание) цен. Однако такая жесткая система  регулирования цен, хотя и способствовала в целом стабилизации экономики, но в конечном 70 счете исчерпала себя, выявив ряд негативных последствий: рынок становился менее гибким, сдерживался рост производства, конкуренции, ограничивалось свободное движение капиталов, проявилась слабая результативность в подавлении инфляции, ослабевали позиции национальных предприятий в конкурентной борьбе с филиалами транснациональных корпораций, которые реализовали свои товары по более низким ценам.

     В начале 70-х  годов правительство  Франции  объявило о политике либерализации  цен, которая осуществлялась поэтапно и очень осторожно. На первом этапе для либерализации цен были отобраны отрасли, имеющие достаточно сильную международную конкуренцию (часовая и шарикоподшипниковая промышленности), отрасли, имеющие относительно стабильные цены (молочно-консервная и кондитерская), и отрасли, имеющие устойчивый, стабильный рынок (фармацевтическая промышленность). В дальнейшем процесс либерализации цен продолжался и охватывал все новые и новые отрасли и производства.

     Сегодня во Франции  приоритет отдан свободному формированию цен в процессе конкуренции. Исключения составляют цены на товары и услуги тех отраслей и сфер экономики, где  действуют специфические структурные  или конъюнктурные факторы (газовая  промышленность, электроэнергетика, железнодорожный  транспорт, телефон, здравоохранение, пресса и некоторые другие). Государством регулируется примерно 20 % цен.

     Государством  законодательно определены общие принципы свободного ценообразования и основные условия, при которых они могут  реально соблюдаться. Одним из важных условий является необходимость, чтобы в момент покупки имелась свобода выбора того или иного товара или услуги, того или иного продавца. Для этого должно быть обеспечено наличие ясной и полной информации о ценах и товарах, условиях торговли. Покупатель должен быть огражден от различных  коммерческих уловок, которые могут  его дезориентировать и нарушить процессы свободной конкуренции. Для  этого наряду с либерализацией цен  активно проводится политика ценовой  конкуренции, которая запрещает  создание разного рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных  торговцев. Запрещены любые соглашения о "минимальных ценах" или "рекомендуемых  ценах" на товары или услуги.

     Вмешательство государственных органов в процесс  формирования цен в условиях свободной  конкуренции допускается лишь в  кризисных ситуациях, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных или  резких нарушениях в ценообразовании, требующих принятия срочных мер. В этих случаях речь идет о конъюнктурных  причинах и поэтому срок, в течение  которого администрация может вмешиваться  в ценообразование, ограничивается шестью месяцами.

Австрия

     В стране государственное  регулирование, охватывающее практически  все товары, было введено после  второй мировой войны, когда экономика находилась в тяжелом состоянии, остро ощущалась нехватка многих товаров. Почти 30 лет с этого времени в стране проводилась либерализация цен. Сегодня в Австрии действует Закон о ценах, который был принят в 1976 г. с последующими поправками. В законе определен перечень товаров  и услуг, на которые правительство  может устанавливать максимальные, минимальные и твердо фиксированные  цены. Среди них лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье  и лекарственные препараты, электроэнергия, газ и теплоснабжение.

     В законе предусмотрено, что при возникновении  кризисной  ситуации государственными органами может  вводится регулирование  цен практически на любые товары на период сохранения этой ситуации. Кроме  того, министр экономики имеет право вводить регулирование цен на период до 6 месяцев на любой товар или вид услуг при условии необоснованного завышения цен в целом в отрасли или отдельным предприятием, группой предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. Он имеет право самостоятельно устанавливать цены на срок до 6 месяцев при необоснованном их завышении одним или несколькими предприятиями или когда предприниматели не уменьшают цены на готовую продукцию, несмотря на снижение цен на используемые для ее производства сырье и материалы.

     Цены  на товары и услуги, на которые в  Австрии  существует государственная  монополия, устанавливаются отдельными решениями  парламента (табак и  табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные  и железнодорожные  тарифы). Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки. 

     В законе определены общие правила  установления цен  на импортируемые  товары (фрукты, овощи, картофель, кофе, какао, удобрения, корма). На внутреннем рынке цены на эти  товары не должны превышать фактические  закупочные импортные цены, увеличенные  на размер экономически обоснованных издержек и прибыли импортера. В  случаях снижения или отмены таможенных пошлин на ввозимые товары должны уменьшаться  и цены внутреннего рынка на них. Нарушение указанных правил наказывается денежным штрафом.

     В целом система  государственного регулирования цен  в Австрии  исторически встроена в так называемый механизм "социального  партнерства", который заключается  в согласовании на паритетных началах  наиболее важных экономических и  социальных проблем между правительством, предпринимателями и трудящимися.

     Наряду  с представителями  правительства  в этом механизме  задействованы  организации, выражающие интересы различных  социальных групп: Федеральная палата экономики и  Объединение сельскохозяйственных палат — как выразители интересов предпринимателей и крестьянских хозяйств, Объединение палат рабочих и служащих и Объединение австрийских профсоюзов — как выразители интересов лиц наемного труда. В компетенцию созданной в рамках этого партнерства  Паритетной комиссии по вопросам цен  и заработной платы, которую возглавляет  Федеральный канцлер Австрии, входят следующие вопросы:

цены  на новые товары, по которым проверяется, имеются ли действительно признаки новизны и правомерно ли связанное с ним повышение цены;

цены  на импортные товары, по которым  Паритетная комиссия исследует причины  разрыва по сравнению с ценами на аналогичные товары на внутреннем рынке и принимает меры по сокращению этого разрыва;

движение  цен и тарифов в отдельных отраслях (гостиничное хозяйство, некоторые услуги, транспортные тарифы);

цены  на белый хлеб и хлебобулочные  изделия;

цены  на некоторые виды текстиля (хлопчатобумажные ткани, постельное белье);

система надбавок и скидок на импортные сырьевые биржевые товары (олово, цинк, медь и др.);

ценовая информация и способы ее доведения  до заинтересованных сторон.

 Япония

     В отличие от других государств в Японии последние  годы наблюдается дефляция потребительских  цен, а цены производителей снижаются  с 1991 г. Государством регулируется около 20 % потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясные и молочные продукты, воду, тарифы на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы, стоимость образования и медицинского обслуживания. Несмотря на то, что прямое вмешательство  государства в ценообразование  минимально и проводится курс на ограничение  любых форм контроля над ценами, правительство все же воздействует на цены отдельных товаров в интересах  ведущих промышленных и торговых компаний, фермеров и их объединений.

     Функции регулирования  экономики и цен  в Японии осуществляют министерства и ведомства, которые  в известных  пределах наделены не только исполнительной, но и законодательной  властью. Прямое регулирование цен  осуществляется через систему общественных предприятий, в первую очередь, в  базовых отраслях — угольной промышленности, атомной энергетике, черной металлургии, а также в сфере коммунальных услуг, на транспорте и на предприятиях связи; в финансовой сфере; в сельском хозяйстве; в области здравоохранения  и системе образования. Из 180 законов, которые регламентируют в стране хозяйственную деятельность предприятий  различных отраслей, почти половина затрагивает вопросы ценообразования. Наиболее значительными правовыми  документами по ценам являются Закон о регулировании рынка продовольственных товаров и Закон о стабилизации цен на продукты животноводства.

Информация о работе Государство в формировании ценообразования