Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:00, контрольная работа
1. Почему необходимо государственное вмешательство в процесс ценообразования в условиях рыночной экономики?
2. Каковы формы государственного регулирования ценообразования на продукты сельского хозяйства (продукцию фермерских хозяйств) в США?
3. Как осуществляется контроль над ценами на продукцию естественных монополий в США?
Государство с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействует на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены уравнивать циклические колебания процессов воспроизводства. [9, 10]
Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий их применения. Получивший распространение в России метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. За рубежом регулируется уровень цен через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
Во всех странах со смешанной, открытой или социально ориентированной рыночной экономикой правительства и законодательные органы, в отличие от России, проводят политику сдерживания роста цен на товары и услуги и централизованного повышения оплаты труда и социальных выплат. Например, в США правительство контролирует цены на энергоносители, сельскохозяйственную продукцию, важнейшие виды машин и оборудования, бытовые услуги. Это позволяет сдерживать рост цен, но остановить его невозможно, а в случае появления новых товаров и услуг и не нужно. Поэтому в США, как и в других индустриально развитых странах, как предлагал Кейнс, осуществляется директивное (прямое) повышение оплаты труда и социальных выплат. Для этого в законодательном порядке устанавливаются гарантированные ставки почасовой оплаты труда, принимаются другие меры. Существуют и международные стандарты оплаты труда, которые «не писаны» лишь для российского правительства.
Планирование и регулирование паритета цены труда осуществляется за рубежом весьма успешно. По статистике МВФ в 23 индустриально развитых странах (без социалистических стран) в 1965–1994 гг. потребительские цены возросли в 5,4 раза, а среднемесячная оплата труда увеличилась в 8,2 раза. В последующие годы наблюдалось опережение темпов роста потребительских цен по отношению к темпам оплаты труда. Но если брать соотношение темпов за долгосрочный период, то указанное опережение 90-х годов далеко не компенсировало отставание роста товарных цен в прошлом. Политика опережающего роста оплаты труда и социальных выплат в долгосрочном плане создает благоприятные условия для решения проблем занятости, повышения благосостояния и воспроизводства населения.
В качестве примера можно также привести опыт государственного регулирования цен в Германии, который можно было бы применять у нас. Как известно, немцы после войны построили экономическую систему, названную социально-рыночным хозяйством, в результате чего достигли высокого уровня благосостояния, свободы личности и невиданной ранее меры социальной справедливости.
Социально ориентированная рыночная экономика – это строй, основанный на принципе распределения по труду, а также на конкуренции; она стремится служить опорой и для тех, кто – не важно по какой причине: либо потому что слишком молод или слишком стар, либо болен, либо не по собственной воле не может или уже не может работать – попадал в сложную ситуацию. Общество, да и государство должны проявлять солидарность с ними и помогать им.
Социально-рыночная экономика движется где-то между двумя зафиксированными точками: «свободной рыночной экономикой» и централизованной экономикой. Ценообразование урегулировано на законодательном уровне. Сопоставимым с социально-рыночным хозяйством является также существование свободных и социальных цен. Так, существуют цены на недотируемое жильё для обеспеченных граждан и льготная цена на так называемое «социальное жильё», которое, соответственно, не так удобно обустроено. Аналогично: желая быстрой доставки почты, можно воспользоваться услугами частной фирмы, где это дороже, если же требуется наиболее доступная доставка без спешки, выбирают государственную почту. Принцип, который должен разрешить противоречие между социальными и свободными ценами – это принцип оптимального обеспечения широких слоев населения.
1. Данкверт Сергей, первый заместитель министра сельского хозяйства. Западный Госплан рулит нашим рынком. «Крестьянские ведомости», 05.03. 03
2. Лукичёв П.М. Государственное регулирование аграрной сферы. – Санкт-Петербург, НИИХ СПбГУ, 1999
3. Вербин Анатолий. Горький сахар. «Советская Россия», 23. 10. 2003
4. Кэмпбелл Р. Макконел, Стенли Л. Брю, Экономикс (принципы, проблемы, и политика); часть 1 – М., «Республика», 1995
5. Сапожникова Н.Т., Сауткин С.И. Естественная монополия: опыт реформирования электроэнергетики Великобритании. Менеджмент в России и за рубежом, №6 / 2001
6. Емельянов С.В., старший научный сотрудник Института США и Канады РАН, к.э.н. Международная конкурентоспособность американских производителей: политика правительства и конкурентные преимущества фирм. Финансовый менеджмент, №4 / 2002
7. Минаева Е.В., к.э.н., доцент. Методология управления аграрным сектором в США и Канаде – М., Московская государственная технологическая академия, 2002
8. Андреева Н.М.» Государственное регулирование сельского хозяйства в развитых странах». Международный журнал «Проблемы теории и практики управления», 1993, №3
9. Дайджест экономической теории // Соколинский В.М., Васильева Е.Н. – М., Аналитика-Пресс, 1998
10. Ценообразование: учебное пособие // Салимжанов И.К., Португалова О.В. Финстатинформ, 1996
11. Экономика.
Учебник. Под редакцией кандидата экономических
наук, доцента А.С. Булатова. Издательство
БЕК. Москва 1995
Содержание
1. Государственное регулирование рынка и цен
1.1
Цели и задачи
1.2 Формы и методы воздействия государства на цены
1.3
Регулирование цен в
2.
Ценообразование в системе
2.1 Страховой тариф как элемент системы цен
2.2
Тарифная ставка и методы ее
расчета, элементы тарифной
Задача №1
Задача №2
Список
используемой литературы
1. Государственное регулирование рынка и цен
1.1 Цели и задачи государственного регулирования цен
Поддержание макроэкономического равновесия и обеспечение общественного воспроизводства является главными целями государственного регулирования цен. Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени. С учетом этого целями государственной экономической политики могут быть:
1) поддержание сбалансированного общественного производства;
2)
стимулирование роста
3) обеспечение полной занятости;
4)
повышение эффективности
5)
справедливое распределение
6)
стабильность цен,
7)
сохранение природной и
Государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобы их достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального и нематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то есть государство должно иметь возможности в случае необходимости “нажать”. А подобных случаев бывает много. Такими средствами нажима являются
- государственный бюджет
-государственная собственность
-законодательное творчество
- информация
-внешняя торговля
- силовые структуры
На заре рыночной экономики
господствовало стихийное
Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование - регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.
Регулирование цен - есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Большинство стран регулирует цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.
Регулирование
цен осуществляется посредством
установления верхних пределов, выше
которых при любом спросе на товар
устанавливать цены запрещено.
1.2
Формы и методы
воздействия государства
на цены
В условиях рыночной экономики цена устанавливается предприятием. Государственное воздействие на цену осуществляется в разработке методик расчета цены, рекомендаций по обоснованию цены по отраслям народного хозяйства. Государство определяет состав затрат, относимых на себестоимость, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию монополистов и пр.
Все формы и методы воздействия государства на цены делятся на два основных направления:
-
прямое воздействие (
-
косвенное воздействие (
1.3
Регулирование цен
в зарубежных странах
Формы государственного ценового регулирования за рубежом. Современное рыночное хозяйство невозможно представить без активной экономической роли государства. Практически во всех зарубежных странах действуют механизмы государственного вмешательства в экономику, хотя его конкретные формы, инструменты и рычаги порой существенно различаются. Большинство стран используют установленные правила ценообразования, которые оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен. Изучение опыта ценообразования в зарубежных странах необходимо для определения возможностей его использования при формировании ценового механизма в республике в условиях переходного периода[4, 197 с.].
Государственное регулирование цен в Австрии.
В стране государственное регулирование, охватывает практически все товары, было введено после второй мировой войны, когда экономика находилась в тяжелом состоянии, остро ощущалась нехватка многих товаров. Почти 30 лет с этого времени в стране проводилась либерализация цен. Сегодня в Австрии действует Закон о ценах, который был принят в 1976 г. с последующими поправками. В законе определен перечень товаров и услуг, на которые правительство может устанавливать максимальные, минимальные и твердо фиксированные цены. Среди них лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, газ и теплоснабжение.
Информация о работе Государство в формировании ценообразования