Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:31, курсовая работа
В первой части рассмотрена необходимость регулирования энономики в условиях рынка, методы и цели государственного регулирования.
Во второй части рассмотрено регулирование государством отрасли связи, лицензирование и тарификация телекоммуникационных услуг.
В третей части проанализировано регулирование деятельности оператора связи на примере ОАО «Уралсвязьинформ», обозначены проблемы в сфере государственного регулирования отрасли.
Введение.
1. Государственное регулирование
1.1. Необходимость регулирования экономики государством
1.2. Методы государственного регулирования экономики
2. Регулирование рынка телекоммуникаций
2.1. Лицензирование услуг связи.
2.2. Государственное регулирование тарифов в отрасли связи.
2.3. Основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной связи.
2.4. Основные принципы расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной связи.
2.5 Порядок расчета тарифов на услуги общедоступной электросвязи
2.6. Правила применения коэффициента максимального допустимого изменения тарифов
3. Регулирование деятельности оператора связи на примере ОАО «Уралсвязьинформ»
4. Направления совершенствования отраслевой системы ценообразования
5. Заключение
Список использованной литературы
2.1. Лицензирование услуг связи.
Оператор связи — предприятие, оказывающее услуги связи.
Поскольку в России услуги связи являются лицензируемым видом деятельности, то оператор связи — непременно обладатель соответствующей лицензии (лицензиат).
Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи.
В РФ установлены следующие виды услуг связи и соответствующих им лицензий (Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»):
1. Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа.
2. Услуги междугородной и международной телефонной связи.
3. Услуги телефонной связи в выделенной сети связи.
4. Услуги внутризоновой телефонной связи.
5. Услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов.
6. Услуги местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа.
7. Услуги телеграфной связи.
8. Услуги связи персонального радиовызова.
9. Услуги подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования.
10. Услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи.
11. Услуги подвижной радиотелефонной связи.
12. Услуги подвижной спутниковой радиосвязи.
13. Услуги связи по предоставлению каналов связи.
14. Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
15. Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
16. Телематические услуги связи.
17. Услуги связи для целей кабельного вещания.
18. Услуги связи для целей эфирного вещания.
19. Услуги связи проводного радиовещания.
20. Услуги почтовой связи.
Лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
2.2. Государственное регулирование тарифов в отрасли связи.
Услуги связи — это специфичный вид бизнеса. Главная его особенность в том, что оператор связи не может работать, опираясь только на своё собственное оборудование и линии связи. Он вынужден использовать всю инфраструктуру связи, имеющую много различных собственников. Он не в состоянии заключить договор с каждым оператором, ресурсы которого использует. Поэтому свобода договора в данной области относительно невелика. Отрасль связи подвергается особенно подробному регулированию со стороны государства. В частности, устанавливаются единые правила присоединения сетей связи и пропуска трафика, единые правила эксплуатации средств связи, жёсткие технические требования к оборудованию и т. п. На межгосударственном уровне отрасль связи также регламентирована в бо́льшей степени, чем иные отрасли.
Во многих странах (в частности, в России) присутствует и ещё одна особенность — высокая степень монополизации услуг связи. Поэтому на ограничения, присущие отрасли связи, накладываются также ограничения антимонопольного законодательства (например, государственное регулирование тарифов).
Тарифы на связь Интернет и сотовую (мобильную) связь устанавливаются в зависимости от вида связи. Это значит, что тарифы на связь зависят не только от Федеральной службы по тарифам (ФСТ), но и от операторов - поставщиков услуг. Операторы вправе самостоятельно устанавливать тарифы на связь, если другой порядок не предусмотрен законодательством России. Тарифы на более доступную почтовую и местную проводную телефонную связь, в большей степени, регулируются ФСТ России.
Трудно представить современный мир без доступных средств связи. Рассмотрим каждый из четырех видов связи более детально.
Практический каждый второй житель РФ владеет сотовым (мобильным) телефоном. Некоторые даже пользуются несколькими одновременно, оплачивая по тарифам на связь за предоставленные пакеты услуг от разных операторов. Этот вид связи считается самым удобным, ведь пользуясь мобильным телефоном, можно связаться с собеседником и поделиться с ним важной информацией, где бы он ни находился.
Телефонная проводная связь стала уже более привычным делом, так как к общедоступной телефонной сети подключено значительное количество зданий самого различного назначения. Невысокие тарифы на эту связь,
Почтовая связь – это самый древний вид связи. Но, увы, он уже не столь популярен у жителей РФ из-за большой конкуренции на быстрорастущем рынке связи. Тарифы на данный вид связи контролируются ФСТ.
Интернет – это самый современный вид связи, который пользуется большой популярностью у молодежи и деловых людей. Этот вид связи очень перспективен, так как объединяет в себе большие технологические возможности, позволяя потребителям не только обмениваться информацией (аудио, видео, документы, прочее), но и пользоваться многими дополнительными полезными ресурсами. Тарифы на связь зависят от Интернет-провайдеров, которые предоставляют услуги местному населению.
2.3. Основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной связи.
7 марта 1997 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации № 265 «О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях». Государственное регулирование тарифов на услуги общедоступной электрической связи осуществляется Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи ее территориальными органами.
В настоящее время к регулируемым услугам связи на федеральном уровне относятся:
· пересылка почтовых карточек, писем, бандеролей, денежных переводов;
· доставка пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;
· передача телеграмм;
· международные телефонные разговоры;
· предоставление магистральных телефонных и телеграфных каналов связи для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов;
· передача данных по каналам связи организациям, финансируемым из бюджета;
· регистрация, контроль и инспектирование радиоэлектронныхсредств и высокочастотных устройств, испытание электроустройств и высокочастотных устройств общего назначения на соответствие стандартов и норм на индустриальные помехи для организаций;
· услуги связи по трансляции российских гостелерадиоорганизаций.
На региональном уровне к регулируемым услугам связи относятся:
· абонементная плата за пользование телефоном;
· установка телефона;
· разговоры по телефонам-автоматам местных телефонных сетей.
Правительство Российской Федерации устанавливает предельные коэффициенты индексации тарифов. Индексация тарифов по видам услуг осуществляется в пределах, рассчитанных в целом по отрасли, региону или организации связи базовых затрат и получения необходимой прибыли.
Нерегулируемые или свободные тарифы устанавливаются организациями связи. Они определяются на основе складывающихся затрат на оказание услуг и с учетом получения прибыли, достаточной для осуществления расширенного воспроизводства, а также с учетом платежеспособного спроса на оказываемые услуги.
Тарифы на услуги связи должны полностью возмещать затраты на оказание услуг связи и обеспечивать рентабельную работу организаций связи.
Уровень рентабельности организаций связи определяется с учетом средств, выделяемых в рамках федеральной и региональных программ развития связи и согласовывается с регулирующими органами.
Уровень рентабельности по отдельным видам регулируемых услуг устанавливается дифференцированно, в зависимости от их социальной значимости, потребительской ценности и необходимости развития данного рынка услуг связи. Тарифы на одноименные услуги связи дифференцируются по двум категориям потребителей – населению и организациям.
Минимальный уровень тарифов на услуги связи для населения, кроме услуг сельской телефонной связи, должен полностью возмещать затраты организаций связи на их предоставление с учетом налога на добавленную стоимость.
Максимальный уровень тарифов на услуги связи, предоставляемые организациям, не должен превышать трехкратной величины их себестоимости. Большие превышения допускаются только в случае, если трехкратное превышение себестоимости услуг не обеспечивает покрытия убытков по предоставлению регулируемых услуг связи и сохранения уровня рентабельности в целом по организации связи в пределах, согласованных с регулирующими органами.
Тарифы на услуги местной междугородной и международной телефонной связи дифференцируются по часам суток.
Для государственного регулирования тарифов на услуги связи применяются коэффициенты индексации действующих тарифов, которые дифференцируются по видам услуг и категориям потребителей. Дифференциация коэффициентов индексации тарифов производится исходя из соотношения действующих (базовых) тарифов и расчетных затрат на предоставление соответствующих услуг (соотношения тарифов для бюджетных организаций и тарифов для других государственных или частных организаций). При оказании услуг, тарифы на которые ниже их себестоимости, или при различном уровне тарифов для бюджетных и других организаций должен учитываться наряду с индексом роста цен на промышленную продукцию коэффициент поднятия базового тарифа, установленного для организаций, не финансируемых из бюджетов. Организации связи имеют право обратиться в регулирующие органы по вопросу о пересмотре тарифов на регулируемые услуги связи при наличии одного из следующих условий:
· услуги связи развиваются – и качество их повышается;
· тарифы на услуги не покрывают затраты на их оказание;
· вводятся в действие нормативный правовые акты федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы изменения величины затрат, относимых на себестоимость услуг связи, обязательных отчислений и платежей в соответствующие бюджеты;
· растет инфляция;
· происходят изменения процентной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Тарифы на услуги связи подразделяются на основные, льготные и дополнительные. Основные тарифы являются наиболее распространенным видом тарифов и применяются на услуги всех видов связи. Льготные тарифы устанавливаются на отдельные виды услуг, которые предоставляются в часы наименьшей загрузки или для социально недостаточно защищенных групп населения.
В настоящее время тарифы становятся все более важным фактором развития связи.
Во многих странах тарифы построены с учетом общих принципов тарификации услуг электросвязи, разработанных Международным Союзом электросвязи, и общих принципов тарификации услуг почтовой связи, подготовленных Конвенцией Всемирного Почтового Союза. Эти принципы заключаются в следующем.
Информация о работе Государственное регулирование ценообразования