Формирование цен в условиях рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

Одним из важнейших рычагов повышения эффективности производства является цена, которая оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
Цена - это денежное выражение стоимости; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, т. е. является механизмом обеспечения равновесия спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.

Содержание

1. Введение………………………………………………………… стр 2
2. Цена как экономическая категория…………………………… стр 2-6
3. Условия и особенности рыночного ценообразования………… стр 6- 13
4. Взаимодействие цены спроса и предложения………………… стр 13-16
5. Факторы, влияющие на уровень цен…………………………… стр 16-17
6. Заключение……………………………………………………… стр 17-18
Список используемой литературы…………………………………стр 19

Работа содержит 1 файл

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ - готовая работа.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

    Tx – вкусы и предпочтения покупателей;

    F – потребительские ожидания;

    S – сезонность потребности, удовлетворяемая данным товаром;

    q – количество покупателей.

     Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

     Поэтому между рыночной ценой товара и тем его количеством, которое может быть куплено по этой цене, устанавливается строгое соотношение.

     Кривая  спроса показывает, что между ценой  товара и его количеством устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено. Увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены на него. 

                Р 
 
 
 
 
 

                                                                           Q

                  Рис. 1. Кривые спроса и предложения 

     Если  изменяется цена товара (Рх), то при прочих равных условиях изменяется величина спроса на него и движение идет по кривой спроса.

     На  изменение спроса влияют многие неценовые  факторы. Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей оказывают следующие из них.

1. Цены взаимосвязанных товаров. Объем спроса на любой конкретный товар будет зависеть от изменения цен на взаимосвязанные товары.

2. Уровень денежных  доходов покупателей. Когда доход потребителя растет, он начинает больше тратить денег на потребление товаров.

3. Вкусы и предпочтения  покупателей. Это важнейший фактор, определяющий объем спроса на любой товар, который формируется под воздействием общества с его культурным и образовательным уровнем и рекламы.

4. Потребительские ожидания. Ожидания потребителей будущего повышения цен, увеличения доходов и дефицита товаров на рынке вызывают увеличение объема спроса в данный период.

5. Количество покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей с постоянным средним доходом сопровождается ростом объема спроса на любой товар при всякой цене.

Взаимодействие  цены и предложения

     В установлении рыночной цены не менее  важную роль играет предложение, т.е. то количество товаров, которое продавцы могут и желают предложить покупателю в определенное время и в определенном месте.

      Фирма-производитель  через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уровень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, это служит самым верным признаком целесообразности производства и его соответствия спросу.

      Объем предложения – это то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях. Объем предложения меняется только при изменении цены.

     К неценовым факторам, воздействующим на изменение предложения, относят следующие факторы.

1. Плата за производственные ресурсы. Изменение платы за производственные ресурсы оказывает влияние на издержки производства, а, следовательно, и на объем выпускаемой продукции.

2. Уровень технологии производства. Совершенствование технологии создает возможности для снижения издержек производства и сбыта данного товара и приводит к увеличению объема его предложения при любой цене.

3. Цены на другие товары. Изменение цен на товары-конкуренты и товары; производимые «совместно» с данным товаром. Так, конкурентом пшеницы является кукуруза и снижение цен на пшеницу побуждает к выращиванию кукурузы в большем объеме и предложению ее на рынке. С ростом цен на пшеницу сокращается производство и предложение кукурузы. Таким образом, изменение предложения одного из товаров-конкурентов находится в обратной зависимости от изменения цены другого товара, а товары, производимые «совместно» (автомобильные и велосипедные шины; футбольные и баскетбольные мячи и др.), - в прямой зависимости.

4. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают налоги как предпринимательские издержки. Поэтому проводимая государством политика в области налогов оказывает непосредственное влияние на предложение. С ростом налогов увеличиваются издержки производства и сокращается предложение. Снижение налога на данный товар (НДС, акциз), как и предоставление государственной дотации, уменьшает издержки производителя, увеличивая предложение товара.  

5. Количество продавцов товара.

  Увеличение на рынке числа продавцов при данном объеме производства каждого предприятия приводит к повышению рыночного предложения (при этом кривая предложения смещается вправо) и наоборот. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, называется рыночной (равновесной) ценой, именно по этой цене товары на рынке будут обмениваться на деньги

     Маркетинговая служба фирмы призвана анализировать  и ожидания прибылей. Если результаты исследования рынка показывают, что в недалеком будущем ожидается повышение спроса на тот или иной товар (услугу), то производитель имеет все основания увеличить выпуск продукции в расчете на последующее увеличение прибылей. 

5. Факторы, влияющие на уровень цен.

    Определение обоснованного уровня цены – наиболее сложный момент в деятельности предприятия, так как цена подвержена влиянию множества факторов, которые нужно учитывать специалистам по ценообразованию. 

Рис.2. Факторы, влияющие на уровень цен 

     К факторам спроса, действующим на уровне экономики, относятся: платежеспособный спрос населения, объем спроса в  натуральном выражении, уровень  сбережений, размер среднедушевого дохода, его распределение между социальными группами, инфляционные ожидания населения. Кроме этого, спрос на конкретный товар зависит от вкусов и предпочтений различных групп потребителей, качественных характеристик товаров и их полезности, т. е. способности удовлетворить потребность человека.

     Факторы потребительского выбора определяют конкурентность данного товара и его место  на рынке: уровень цен на аналогичные  товары предприятий-конкурентов; замещаемость товара; уровень цен на взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары.

     Факторы предложения зависят от условий  функционирования сферы производства: уровня издержек производства и реализации; количества товаров, поступающих на рынок; цен на факторы производства (природные ресурсы, капитал и труд); получаемой прибыли и структуры ее использования; инвестиционных процессов.

     К факторам, обусловленным альтернативными  производственными возможностями, относят предельную замещаемость продуктов, альтернативных издержек и технологий, предельную замещаемость факторов производства.

     Государственное регулирование – это действующая  система налогообложения (ставки), таможенная политика, курсы валют, ставки рефинансирования и т. д.

     Необходимыми  условиями свободного ценообразования, которые должно обеспечить государство, являются экономическая самостоятельность и свобода выбора действий субъектов хозяйствования (предпринимателей, предприятий) как собственников; защита договорно-контрактных отношений между ними с точки зрения правовых гарантий возмещения потерь, убытков, упущенных выгод; поддержание конкурентной среды и пресечение проявлений монополистического поведения.

     В рыночной экономике цены действуют  как единый целостный ценовой  механизм, состоящий из двух взаимосвязанных  подсистем:

сами  цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;

ценообразование как способ установления новых и  изменения действующих цен, которое  и предопределяет их уровень.

     Механизм  ценообразования проявляется через  динамику цен, которая формируется  под влиянием двух основных факторов:

     Первый  фактор – стратегический, который  состоит в том, что цены образуются на основе стоимости товаров.

     Второй  – тактический, суть которого заключается  в том, что конечная величина цены определяется конъюнктурой рынка.

     Процесс формирования цены достаточно сложен, и понимание взаимосвязи этих факторов и их сущности дает ответ на вопрос, что же такое цена, какое определение ей можно дать. Для этого необходимо рассмотреть цену как экономическую категорию. 

6. Заключение

   Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

     Особенно  велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают  основным регулятором пропорций  общественного воспроизводства, хозяйственных  отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

     Формирование  цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.

     Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного  ценового вмешательства государственных  органов, формируются под воздействием рынка, законов спроса и предложения  и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объём спроса равен объёму предложения товаров на рынке. Теоретически в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Но реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные или равновесные цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Список использованной литературы: 

1 . И. К. Салимжанова Цены и ценообразование: Учебник для вузов. - М.: ЗАО ФИНСТАТИНФОРМ, 2008.  

2. В. Ф. Максимова - Рыночная экономика. Учебник . Т. 1 . Теория рыночной экономики. Часть 1. Микроэкономика. - М.: "Совмин-ТЭК", 2009.-168

  
3. Есипов.В.Е Цены и ценообразование: учеб.5- издание , 2009.- 480с.
 

4.Борис  Райсберг Прикладная экономика  Учебное пособие - М.: Бином , 2010.- 318 с. 

Информация о работе Формирование цен в условиях рынка