Цены и ценообразование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 01:54, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение одного из важнейших рычагов повышения эффективности производства, то есть цены, и ценообразования в организации.

Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:

•раскрыть понятие цены и ценообразования;
•рассмотреть систему цен и их классификацию;
•отразить структура ценообразования;
•изучить ценовые стратегии
•раскрыть методы ценообразования

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Понятие цены и ценообразования………………………………………4

2 Система цен и их классификация……………………………………….7

3 Структура ценообразования……………………………………………10

4 Ценовые стратегии………………………………………………….......13

5 Методы ценообразования………………………………………………15

6 Расчет цены на готовую продукцию…………………………………..30

Заключение……………………..…………………………………………33

Список использованной литературы…………………………………….34

Работа содержит 1 файл

2744 цена и ценообразование 10вар МИУ 2011.doc

— 400.00 Кб (Скачать)

       Содержание 

     Введение…………………………………………………………………….3

     1 Понятие цены и ценообразования………………………………………4

     2 Система цен и их классификация……………………………………….7

     3 Структура ценообразования……………………………………………10

     4 Ценовые стратегии………………………………………………….......13

     5 Методы ценообразования………………………………………………15

     6 Расчет цены на готовую продукцию…………………………………..30

     Заключение……………………..…………………………………………33

     Список  использованной литературы…………………………………….34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

     Важнейшим рычагом экономического механизма  хозяйственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.

     В экономике хозяйствующего субъекта исходным принципом является возмещение затрат и получение прибыли в размере, достаточном для осуществления расширенного воспроизводства и выплаты соответствующих налогов. Решение данной задачи происходит с помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую хозяйствующим субъектом.

     Целью данной работы является рассмотрение одного из важнейших рычагов повышения  эффективности производства, то есть цены, и ценообразования в организации.

     Исходя  из поставленной цели, можно сформировать задачи:

  • раскрыть понятие цены и ценообразования;
  • рассмотреть систему цен и их классификацию;
  • отразить структура ценообразования;
  • изучить ценовые стратегии
  • раскрыть методы ценообразования

      рассчитать  цены на готовую продукцию на примере  предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Понятие цены и ценообразования

       Цена  денежное выражение стоимости товара - продукции (изделий, работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

       Можно встретить и такую формулировку: «Цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара, и является важнейшей экономической категорией». В данном определении идет речь о двух видах цен. Цена продавца (цена предложения товара) – это количество денег, которое продавец хочет получить от продажи товара. Цена покупателя (цена спроса на товар) - количество денег, которое покупатель способен и согласен уплатить за товар.

       Рыночная  цена – это цена, согласованная продавцом и покупателем.

       В условиях рыночной экономики значение цены определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества. Основные элементы цены представлены на рис. 1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис.1. Формирование цен 
 

     От  уровня цены зависят:

    • величина прибыли коммерческой организации;
    • конкурентоспособность организации и продукции;
    • финансовая устойчивость предприятия.

     Цена  как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

     Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относят как количественные показатели – валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные – рентабельность, производительность труда, фондоотдача и другие.

     Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления фондов, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

     Функция сбалансирования  спроса и предложения  выражается в том, что через цены осуществляется связь с производством и потреблением, предложением и спросом. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

     Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

     Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

     Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги.

     Основные  этапы включают процесс ценообразования, который следует начинать с постановки целей и задач, которые фирма считает наиболее важными. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Так как каждое предприятие имеет индивидуальные особенности, то и цели у них будут разными.

     Наиболее  значимыми целями ценообразования  являются обеспечение выживаемости, максимизация прибыли и удержание  рынка.

     Характерны  две основные системы ценообразования:

    • рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения;
    • централизованное государственное ценообразование — формирование цен государственными органами.

     В ценовом механизме следует различать  и выделять две взаимодействующие части:

    • цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
    • ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.

       Ценообразование, является активной  частью всего ценового механизма. Оно предопределяет величину цены. Но люди не видят сам процесс ценообразования, так как он скрыт, они видят только результат, т.е. цену1. 

     2 Система цен и  их классификация

     Ценовая система – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков (рис. 2).

      

       Рис. 2. Ценовая система

     В зависимости от того, какой признак  взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные  группы.

     По  характеру обслуживаемого оборота:

     Оптовые цены – цена партии товаров, по которой производственное предприятие или сбытовая организация реализуют свою продукцию.

     Розничные цены – по которым товары и услуги реализуются населению.

     Закупочные  цены – цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция.

     На  строительную продукцию – представляет собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1м жилой площади и т.д.).

     Тарифы  на услуги – система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.

     Тарифы  грузового и пассажирского  транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров.

     В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке:

     Свободные цены – цены, которые устанавливают на основе спроса и предложения на данном рынке.

     Регулируемые  цены – цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ и т.д.

     По способу установления, фиксации:

     Твердые цены – цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока исполнения данного договора

     Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем.

     Скользящая  цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.

     По  способу получения информации об уровне цен:

     Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.

     Расчетные цены – рассчитываются для каждого конкретного заказа.

     В зависимости от вида рынка:

     Цены  товарных аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара (лот).

     Биржевые  котировки – цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.

     Цены  торгов – цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.

     С учетом фактора времени:

     Постоянная  цена – цена, срок действия которой заранее не определен.

     Сезонная  цена – цена, срок действия которой определен периодом времени.

     Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

     Внутрифирменные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия.

     По  условию поставки и продажи:

     Цена-нетто – цена на месте купли - продажи.

     Цена-брутто – цена с учетом условий купли-продажи.

     Мировые цены – цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции.

     В экономическом анализе, а также  в исследовательских целях, наряду с текущими, используются сопоставимые. Использование таких цен необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. По мере перехода в зону скачкообразного подъёма цен к индексу цен стал чаще применяться показатель уровня инфляции (на сколько процентов увеличиваются цены за определенный период). Показатель уровня инфляции в процентах равен процентному индексу роста цен за соответствующий период, уменьшенному на 100 %. Индекс цен есть показатель роста, а уровень инфляции - прироста цен.

Информация о работе Цены и ценообразование на предприятии