Ценовая политика негосударственного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является анализ процесса формирования ценовой политики негосударственного образовательного учреждения на примере НОУ ВПО Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ».
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
Ввести понятие ценовой политики учреждения, обозначить цели ценовой политики;
Описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
Проанализировать ценовую политику в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»;
Рекомендации по совершенствованию ценовой политики НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1. Теоретические и методологические аспекты ценовой политики негосударственного образовательного учреждения8
1.1 Цели, типы и этапы разработки ценовой политики8
1.2 Методы ценообразования в негосударственном образовательном учреждении15
2. Анализ системы ценообразования в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»24
2.1 Анализ устойчивости деятельности образовательного учреждения24
2.2 Оценка эффективности ценообразования в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»37
3.Обоснование ценовой политики образовательного учреждения (на примере НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»)……………………………………………..……..43
3.1 Разработка рекомендаций по ценообразованию на образовательные услуги…………………………………………………………………………..…43
3.2 Влияние рекомендаций на достижение целевых показателей деятельности образовательного учреждения………………………………………...……..…49
Заключение…………………………………………………………………....….52
Список использованной литературы………………………………….……..…56

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа3.docx

— 120.71 Кб (Скачать)

- услуга проходит через очередной этап жизненного цикла;

- возрастают издержки (себестоимость) обучения;

- цена образовательных услуг становится объектом внимания государственных органов.

В условиях ограниченного предложения  на рынке высшего  медицинского образования население готово платить более высокую цену.

Основным  фактором, определяющим, будет ли приобретена образовательная услуга по тем или иным ценам, является то, насколько она необходима на рынке труда.

В настоящее время дефицит врачей в России составляет около 30%, а существует высокая загруженность медработника.

Карьерный рост врача связан, прежде всего, с повышением уровня его профессионализма. Следует уделить внимание развитию последипломного образования.

Для этого возможно специальных цен  для специалистов сельских районов, специальная цена на консультационные услуги (прием пациентов) во время  обучающего (выездного) цикла; специальные  условия для врачей стационаров, обучающихся за счет собственных  средств, так и в торгах (агрессивное  продвижение) на уровне себестоимости.

В настоящее время достаточное  распространение получают следующие  направления улучшения ценообразования:

  1. совершенствование информационного обеспечения процесса ценообразования;
  2. совершенствование методов прогнозирования и планирования цен на основе экономико-математического моделирования и методов экспертной оценки;
  3. совершенствование ценовой стратегии и тактики учреждения.

Цена образовательной  услуги должна быть гибкой и корректироваться в зависимости от условий целевого рынка образовательной услуги.

 

 

 

 

3.2 Прогнозирование влияния  рекомендаций на достижение целевых  показателей деятельности негосударственного  образовательного учреждения.

 

Конечной  целью является формирование оптимальной  стратегии и тактики действий с учетом реально сложившихся  и вероятных в перспективе  условий и факторов рынка, а также  возможностей, потенциала организации  на рынке.

Сегментация рынка позволяет уточнить и дифференцировать спрос, структурировать его, и выявит подходящие условия для выбора оптимального варианта стратегии и тактики маркетинга.

На  образовательные услуги существует  три типа потребителей:

    1. потребители-личности;
    2. потребителя-предприятия;
    3. органы государственного, регионального, местного управления.

Рынок, на котором потребителями  выступают личности, сегментируется в соответствии с социально-демографическими, экономическими и культурными критериями.

Для этого рынка характерно, что личности как субъекты принятия решения могут оказаться в меньшей степени информированы, организованы, целенаправленны в процессе осуществления выбора.

Предприятия и организации  куда энергичнее реагируют на сдвиги в экономики, быстро изменяя спрос  в отношении  профилей и специальностей подготовки.

Предприятия активнее, чем  личности, взаимодействуют  с образовательным  учреждением.

Влияние рынка труда  на рынок образовательных услуг создаёт волновые процессы изменения спроса. Спрос на образовательные услуги формируется под воздействием изменения на рынке труда.

Образовательное учреждение должно провести глубокий анализ: определить этап жизненного цикла своих образовательных услуг, значение каждой из них в рамках номенклатуры специальностей учебного заведения, намерения и ресурсы конкурентов, а также возможные реакции граждан на изменение цен. Однако образовательное учреждение не всегда может провести всесторонний анализ альтернатив во время изменения цен. Конкурент, скорее всего, довольно долго готовился к решению изменить цену, а образовательному учреждению необходимо отреагировать на этот шаг в течение нескольких дней.

Так, если образовательное  учреждение установило, что конкурент снизил свою цену и что этот ценовой манёвр, скорее всего, отрицательно скажется на количестве абитуриентов, можно принять решение удержать цену и норму прибыли на текущем уровне.

Учебное заведение может предположить, что, оставив цену на прежнем уровне, оно не утратит сколько-нибудь значительную долю рынка или же что, понизив свою цену, лишится значительной части прибыли. Оно может занять выжидательную позицию, отложив ответные меры до тех пор, пока станет обладать большей информацией о результатах ценового манёвра конкурента. В это время образовательное учреждение может быть готово пойти на то, чтобы оставить за собой более выгодных клиентов, уступив менее состоятельных конкуренту.

Во всем мире медицинское  образование престижное и дорогое. Растет интерес школьников к естественным дисциплинам.

Анализ  демографической, экономической и  социальной среды дает надежный ориентир для правильного подхода к  ценообразованию. Меняющиеся характеристики окружающей среды оказывают влияние  на тактические решения по поводу корректировки цен.

Главными  затратными элементами установления цен  являются расходы на оплату труда  педагогического и административного  персонала и расходы по содержанию и оборудованию учебных аудиторий  и зданий. Любое изменение постоянных или переменных расходов, будь то повышение ставки налогов, увеличение оплаты коммунальных услуг, повышение зарплаты, ставки премиальных выплат влияет на уровень рентабельности.

Среди покупателей есть разная реакция  на цены, которая зависит не только от различной их информированности  об услугах, но и от их социального  статуса, той роли, которую приобретаемая  услуга может сыграть в их личных планах и жизненных целях.

НОУ ВПО Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» работает на мало конкурентном рынке высшего медицинского образования, поэтому студенты (слушатели) и их родители готовы платить за образование более высокую цену.

Стоимость обучения – значимый фактор при  принятии потребительских решений  на рынке образовательных услуг, поэтому ценообразование – неотъемлемый элемент общей конкурентной стратегии.

Рекомендуемые методы ценообразования и пути стимулирования  упростят договорные отношения вуза с юридическими и физическими  лицами.

Согласно экспертным оценкам, рекомендуемые мероприятия помогут  увеличить долю рынка НОУ ВПО  Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» с 18% до 22%.

 

 

Заключение

 

В последнее время вузы все больше стали обращать внимание на ценовую  политику.

Ценовая политика заключается в том, чтобы установить такие цены на услуги, так варьировать  ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально  возможной долей рынка.

Стратегия ценообразования может принести должный результат, если ведется систематическая работа по анализу состояния внутренней и внешней среды с учетом её изменяющихся рыночных возможностей.

Практика  ценообразования, используемая в реальной деятельности, все еще не соответствует  маркетинговому подходу. Потребители, целевая аудитория, клиенты (студенты) не становятся главным ориентиром в  стратегическом планировании деятельности вузов.

В условиях недостаточной компетенции  потребителей зачастую достаточно выражено проявляется эффект «оценки качества через цену», то есть потребитель  свое суждение о заключении или не заключении договорных отношений с  вузом формирует на основе уровня цены на образовательные услуги.

Ценовая политика института является одним  из важнейших аспектов его существования  и дальнейшего развития. Стоимость  обучения – значительный фактор при  принятии потребительских решений  на рынке образовательных услуг, поэтому ценообразование неотъемлемый элемент общей конкурентной стратегии  института.

Весьма  актуальной представляется проблема разработки комплекса принципов ценообразования  на образовательные услуги. В сфере  образования ценообразование базируется на накопленном опыте установления цен на товары и услуги.

В настоящее время используются все  основные методы ценообразования:

    • затратные;
    • ориентированные на  ценность образовательной услуги;
    • ориентированные на конкурентов.

В первой главе выпускной квалификационной работы мы рассмотрели понятия цены и ценовой политики, этапы ценообразования, значение ценовой политики для института.

Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую  институт продает услугу, а покупатель готов купить ее. Ценовая политика учреждения как средство завоевания потребителя и конкурентной борьбы будет и в дальнейшем играть большую роль.

Под ценовой политикой понимают определение  уровня цен и возможных вариантов  их изменения в зависимости от целей и задач, решаемых образовательным учреждением в краткосрочном плане и в перспективе.

Основные  этапы ценообразования включают:

  1. этап постановки задач и разработки целей ценовой политики;
  2. этап поиска путей решений и альтернатив;
  3. этап согласования и обобщения информации;
  4. этап принятия ценовых решений;
  5. этап реализации и контроля.

Подводя общий итог исследованию, проведенному в первой главе, можно отметить, что ценовая политика имеет огромное значение. Ценовая политика как средство завоевания потребителя и конкурентной борьбы будет и в дальнейшем играть большую роль.

Во  второй главе выпускной квалификационной работы был проведен анализ ценовой  политики НОУ ВПО Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ»

В настоящий момент НОУ ВПО Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» использует метод ценообразования «от цен конкурентов» и формирование собственных цен ориентируется на лидера рынка высшего медицинского образования.

Поводя  общий итог исследованию, проведенному во второй главе, можем отметить, что  ценовая политика НОУ ВПО Самарский  медицинский институт «РЕАВИЗ» продумана  и соответствует целям института  и приносит прибыль, которая идет на дальнейшее развитие. Однако данная ценовая политика требует корректировки  и возможность совершенствования.

В третьей главе выпускной квалификационной работы были даны рекомендации по совершенствованию  ценовой политики НОУ ВПО Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ».

Предлагается  произвести сегментирование рынка. Сегментация позволяет уточнить и дифференцировать спрос и структурировать  его.

На  образовательные услуги существует три типа потребителей:

      1. потребители-личности;
      2. потребители предприятия;
  1. органы государственного, регионального, местного управления.

В соответствии с поставленной целью дипломной работы решались следующие задачи:

    1. ввелись понятия ценовой политики, обозначились цели ценовой политики;
    2. описаны методы ценообразования в образовательном учреждении;
    3. проанализирована ценовая политика НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»;
    4. даны рекомендации по совершенствованию ценовой политики НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ».

Подводя общий  итог исследованию, можно отметить, что в настоящее время, в условиях рыночных отношений, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой политики, так как отношение  к цене как к счетной единице  не могут гарантировать благополучия учреждения. Ценообразование должно быть систематическим и стратегическим. Учитывая сложность данной проблемы, необходимым является приобретение и углубление знаний в этой области, на основе изучения мирового опыта и специфики экономики.

 

Список использованной литературы

 

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (2ч., 25гл., 284.1 ст.)

    1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. Федеральным законом N 25-ФЗ, от 01.04.12)

    1. Алклычев А. Политика цен и воздействие на экономические процессы // Экономист. – 2005. - №5. – с. 12.

    1. Багиев Г.Л. Тарасевич В.М. Анк Х. Маркетинг. – М.: Экономика, 2007. – 625 с.
    2. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие – Юрайт-издат: М., 2009
    3. Беляева И.Ю. Цены и ценообразование. Финансовая академия при Правительстве РФ. -2004. - 157с
    4. Васильева Н.Э.. «Формирование цены в рыночных условиях». Бизнес-Школа. М..2001
    5. Васюхин О.В. Основы ценообразования. Учебное пособие – СПб: СПбГУ ИТМО, 2010.– 110с.
    6. Волкова О.Н. Целевое ценообразование как инструмент стратегического управления// Экономический анализ: теория и практика.- 2006 .- №7.- с.41-45
    7. Герасименко В.В. // Цена как инструмент маркетинга фирмы//ИЗД.ИНФА-М., 2001
    8. Герасименко В.В. Эффективное ценообразование. Учебник для вузов.- М.: Финстатинформ, 2007.- 569 с.
    9. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие, М.,-2005
    10. Деева А.И. Ценообразование: Учебное пособие, М.,-2006, 40-45с.
    11. Дранко О.И. Финансовый менеджмент: М.,2004 – 86с.
    12. Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов – 4-е изд. Перераб. СП: Питер, 2007 – 275с.
    13. Ерухимович И.Л. Ценообразование: Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., стереотип. – К.: МАУП, 2008.
    14. Желтякова И.А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. Краткий курс / Учебное пособие.- Спб. Издательство “Питер”,2007
    15. Иванова Н.В. Ценообразование // Учебное пособие. – М.:Инфра-М, 2007. – с. 76.
    16. Камакина О.В. и др. Методика расчета цены образовательной услуги в профессиональном образовании // Профессиональное образование.- 2007. -№5. – С.29-32.
    17. Крючкова О.Н., Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом, 2008, №4.
    18. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник для вузов – БЕК, 2000
    19. Львовская С.С. Методика проведения исследований для выявления удовлетворительности студентов образовательной услуги для построения маркетинговой ценовой политики // Электронный научный журнал №26-2011.
    20. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учеб.пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина.- М.: Юнати-Дана, 2008.
    21. Магомедов М.Д., Куломзина Е.Ю., Чайкина И.И. Ценообразование: Учебник – Дашков и К., 2009
    22. Маслова Т.В., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: Учебник для вузов -2-е изд., М.,2007
    23. Наумов В.В. Ценообразование: Учебный курс (учебно-методический комплекс) www.e-college.ru
    24. Петросян А.А. Некоторые аспекты тактического ценообразования // Маркетинг в России и за рубежом. – 2003. - №3. - с.25 – 28.
    25. Салимжанов И.К. Ценовая политика организации //Финансы. – 2007. - № 8. – с. 10.
    26. Сафронов Н.А. и др.//Экономика предприятия: Учебник// М., 2000
    27. Сио К.К. Управленческая экономика: Перевод с англ.- М, ИНФРА-М, 2000, 505-507с.
    28. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование. Учебное пособие.- М.: Ид ФБК – ПРЕСС, 2007.- 152с.
    29. Тимофеева Т.В.Бухгалтерский учет доходов и расходов  негосударственных образовательных учреждений: Дисс. К.э.н. – М.:МГУ, 2009. – 15с.
    30. Торбин В.А. Цена в условиях перехода к рынку// Экономист. 2002, №8
    31. Трацевский И.П., Грекова И. И. Ценообразование. Учебное пособие.- Мн.: «Новое знание», 2007.- 152с.
    32. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: Учебное пособие – СП, 2003 – 112с., 115с.
    33. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая стратегия. - М.: ЭКМОС, 2007. – 254 с.
    34. Ценообразование и рынок /Под ред. Салижманова И.K. - М.: Прогресс, 2007. – 145с.
    35. Чибинев В.М., Очередко В.П., Чибинев А.М. Ценообразование. Учеб. пособие / Под ред. Сальникова В.П. – СПб.: Лексикон, 2007.- 176с.
    36. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой стратегии предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 265 с.
    37. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие – М.,2007-152с.

Информация о работе Ценовая политика негосударственного образовательного учреждения