Ценовая политика негосударственного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является анализ процесса формирования ценовой политики негосударственного образовательного учреждения на примере НОУ ВПО Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ».
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
Ввести понятие ценовой политики учреждения, обозначить цели ценовой политики;
Описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
Проанализировать ценовую политику в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»;
Рекомендации по совершенствованию ценовой политики НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1. Теоретические и методологические аспекты ценовой политики негосударственного образовательного учреждения8
1.1 Цели, типы и этапы разработки ценовой политики8
1.2 Методы ценообразования в негосударственном образовательном учреждении15
2. Анализ системы ценообразования в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»24
2.1 Анализ устойчивости деятельности образовательного учреждения24
2.2 Оценка эффективности ценообразования в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»37
3.Обоснование ценовой политики образовательного учреждения (на примере НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»)……………………………………………..……..43
3.1 Разработка рекомендаций по ценообразованию на образовательные услуги…………………………………………………………………………..…43
3.2 Влияние рекомендаций на достижение целевых показателей деятельности образовательного учреждения………………………………………...……..…49
Заключение…………………………………………………………………....….52
Список использованной литературы………………………………….……..…56

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа3.docx

— 120.71 Кб (Скачать)

ЦВ = Y х (Т – Т+) – ZT+,                        (1)

 

а нижний предел определяется по формуле:

 

Цн=(1+К)*(Am/n+B1/n+F/n)*T,            (2)

 

Эффективность ценообразования на образовательные  услуги зависит и от конкурентного  поведения самого вуза и других субъектов  на рынке. Методы, ориентированные на конкурентов, опираются на анализ цен  других вузов по аналогичным образовательным  программам. В этом случае вуз ориентирует  свои цены не на затраты и спрос, а на текущие цены конкурентов  на рынке образовательных услуг. Возможность применения этой группы методов зависит от степени дифференциации образовательных продуктов, чувствительности потребителей к цене, рыночной доли, принадлежащей данному субъекту рынка. В зависимости от конкурентной ситуации на рынке образовательных  услуг вузы могут выбирать различные  методы этой группы:

  1. ориентация на средние рыночные цены;
  2. ориентация на ценового лидера;

Методы, ориентированные на конкурентов, опираются на анализ цен других вузов  по аналогичным образовательным  программам. В этом случае вуз ориентирует  свои цены не на затраты и спрос, а на текущие цены конкурентов  на рынке образовательных услуг. [26]

Учет уровня цен конкурентов  при определении цен на образовательные  услуги вуза обусловливает необходимость  проведения маркетинговых исследований цен на образовательные услуги. Данные исследования позволяют провести анализ цен на аналогичные образовательные  программы, предлагаемые конкурирующими вузами, сделать выводы об уровне конкуренции  по специальностям.

Конкурентные методы привлекают многие вузы, в том числе и своей  простотой – нет необходимости  содержать в штате опытных  специалистов для профессиональной оценки затрат или предполагаемого спроса. При всех достоинствах данной группы методов (простота, оперативность, учет рыночной ситуации) их обособленное использование не целесообразно.

На практике широко используется метод  установления цены, привязанный к  цене спроса. Менеджеры по маркетингу собирают информацию о ценах ближайших  конкурентов и определяют «потолок цены» на данную услугу, т. е. сумму, которую готовы заплатить потребители. Исходя из «потолка» устанавливается  своя цена, конечно же, не ниже себестоимости. Он близок к методу установления цены «от цен конкурента».

В своей деятельности по практическому ценообразованию  вузы могут опираться на «Методические  рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги» от  06.12.95 № СИ-484/7-982, подготовленные Минэкономики России, Минфина России.

Документ носит рекомендательный характер и предназначен для оказания методической помощи предприятиям и организациям при формировании и применении свободных цени тарифов на продукцию, товары и услуги.

На рисунке 1 представлена блок-схема предлагаемого алгоритма  ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Блок-схема алгоритма ценообразования 

 

В качестве целей ценовой политики могут выступать:

    • обеспечение экономической безопасности;
    • удержание сегмента рынка;
    • увеличение рыночной доли.

Есть два вида цен  на образовательные услуги. 1. Цена спроса, т.е. максимальная цена, которую согласились  бы заплатить потребители и 2. Цена предложения - это минимальная величина цены, за которую согласился бы производитель продать свои услуги. 

Выбор конкретной модели ценообразования  зависит также от ограничений, налагаемых действующим в организации экономическим механизмом и системой принятия решений.[18,76c.]

Стоимость платного обучения утверждается ректором без согласования с вышестоящим органом государственного управления и не подлежит регистрации в установленном порядке.

Стоимость платного обучения студентов  формируется  на основе плановых затрат, необходимых для обеспечения процесса обучения. При этом она не должна превышать суммы фактических затрат на подготовку специалистов.[19,29-32c.]

В то же время принятие конкретного  решения об уровне цены невозможно без анализа рынка, изучения перспективного спроса и уровня доходов населения. При наличии большого количества конкурентов целесообразно применять  стратегию льготного ценообразования, использовать различные виды скидок. Возможно также применение сезонных и количественных (при условии, что  группа слушателей формируется целиком  из числа работников одной фирмы) скидок. При длительном сроке обучения в качестве скидки может рассматриваться  применение фиксированных цен на уровне года поступления.[9,569c.] 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ системы ценообразования  в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»

2.1 Анализ  устойчивости деятельности образовательного  учреждения

 

Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» («РЕАбилитация, Врач И Здоровье») - организован в 1993 году по инициативе Самарского государственного медицинского университета, видных ученых – медиков Самарской области – академика РАМН А.Ф. Краснова, академика РАМН, Лауреата Государственной премии России, Дважды Лауреата премии Правительства России Г.П. Котельникова и профессора И.П. Балмасовой. «РЕАВИЗ» один из первых негосударственных медицинских вузов в нашей стране, имеющий лицензию на ведение образовательной деятельности и государственную аккредитацию, которая позволяет на договорной основе выдавать дипломы и сертификаты государственного образца.

Главными отличительными особенностями  института являются: развитие заочных  форм обучения и приспособление учебных  планов и программ к уровню образовательной  подготовки и индивидуальных запросов определенных категорий студентов. Эти идеи получили свое развитие в  формах индивидуального обучения.

Институт сегодня — это современная  многоуровневая система непрерывной  подготовки гражданских специалистов с высшим медицинским, фармацевтическим и гуманитарным образованием от общеобразовательных  учебных заведений до аспирантуры. В настоящее время СМИ «РЕАВИЗ» - подлинный комплекс высшего медицинского образования, обеспечивающий студентам  широчайшие возможности для качественной подготовки. СМИ «РЕАВИЗ» – это традиции, помноженные на поиск, новаторство, инициативу.

Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» - один из первых негосударственных  медицинских вузов в нашей  стране. «Реавиз» занимает достойное место в ряду ведущих высших учебных заведений Самары, вносит существенный вклад в развитие науки и формирование медицинских кадров, из года в год подтверждая репутацию серьезного, стабильного и конкурентоспособного высшего учебного заведения.

Сегодня «Реавиз» признан профессиональным сообществом не только в Самаре, но и за рубежом. Свидетельством международного признания является вручение Самарскому медицинскому институту «Реавиз» Американского золотого сертификата качества в апреле 2003 г.

Деятельность института направлена на подготовку медицинских кадров, профессионалов, врачей завтрашнего дня, для которых характерно соединение величайшей ответственности и внутренней свободы, науки и практических достижений.

Миссия  НОУ ВПО «Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» в области качества образования:

Улучшение здоровья людей через обучение студентов  и врачей последним достижениям  медицинской науки и практики.

Политика НОУ ВПО «Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ» в области качества образования.

Главная цель деятельности НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ» в области качества - подготовка высокообразованных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда в соответствии с существующими и перспективными требованиями личности, государства, общества и потребностями института.

Принимая  Политику в области качества, руководство  института берет на себя следующие  обязательства:

  1. Обеспечение на длительный период высокой конкурентоспособности вуза на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг и научной продукции в традиционных для СМИ «РЕАВИЗ» областях образовательной, научной деятельности за счет высокого качества подготовки специалистов.
  2. Повышение эффективности подготовки медицинских и научных кадров высшей квалификации.
  3. Создание необходимых условий для внедрения и эффективного использования новых образовательных технологий и результатов научной деятельности; развития культуры и формирования привлекательного имиджа вуза в обществе.
  4. Развитие фундаментальной и прикладной науки.

Принимая  Политику в области качества, руководство  института декларирует следующие  основные принципы своей деятельности:

  1. В связи с тем, что система качества образования строго формализована, она будет документально и практически отслежена во всех основных процессах организации и реализации обучения.
  2. Ведущая роль в обеспечении качества образования принадлежит ректору, проректорам, деканам факультетов.
  3. Качество обучения отслеживается, обеспечивается и совершенствуется по каждой образовательной программе, по каждому факультету. Качество образования оценивается по институту в целом.
  4. Улучшение качества обучения осуществляется на основе непрерывного улучшения качества учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, а также внедрения современных технологий обучения.
  5. Совершенствование процедур довузовской подготовки, входного отбора и создания положительной мотивации студентов к обучению обеспечит повышение качества контингента абитуриентов и обучающихся студентов.
  6. Постоянное совершенствование системы управления институтом на основе современных методов менеджмента, а так же обеспечение постоянного профессионального обучения в области менеджмента качества для всех сотрудников института.
  7. Совершенствование системы материального и финансового обеспечения, а также социальной защищенности студентов и сотрудников института.

Руководство института принимает на себя обязательства  обеспечить доведение, понимание и  эффективную реализацию всем персоналом университета настоящей Политики в  области качества на всех уровнях  управления. При этом каждый сотрудник  института несет персональную ответственность  в пределах своей компетенции  за качество своей работы.

Основными задачами Института являются: образовательные, научные, и охрана здоровья граждан (Приложение 1).

Основными задачами Института являются:

  1. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и нравственном развитии посредством получения высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования в избранной области профессиональной деятельности;
  2. Удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах здравоохранения и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
  3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим профессиональным образованием, а также научно-педагогических работников высшей квалификации;
  4. Распределение медицинских и экологических знаний среди населения, пропаганда и внедрение в повседневный быт людей здорового образа жизни;
  5. Накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества.

Институт не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между учредителями.

Организационная структура НОУ  ВПО СМИ «РЕАВИЗ» представляет собой  иерархическую структуру и характеризуется  линейно-функциональными связями  между работниками аппарата управления.

В НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ» существует четкое разделение труда, использование  на каждой должности квалифицированных  специалистов; иерархичность управления, при котором нижестоящий уровень  подчиняется и контролируется вышестоящим (Рисунок 2)





 


 








 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Организационная структура НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»

 

 

 

 

С точки зрения управления образовательное  учреждение, как и любая социальная система, могут быть структурированы  на субъект и объект управления. К субъекту управления относятся  все те лица и социальные группы, которые организуют процесс управления. Те лица и группы, которым адресуются управляющие воздействия, выступают  в качестве объектов управления. Поскольку  в социальных системах управление связано  с людьми, оно принимает форму  руководства. Субъектов управления принято называть руководителями и  руководящими органами, а объектов управления - исполнителями (подчиненными), или исполнительными органами.

Для разработки маркетинговой стратегии  НОУ ВПО Самарский медицинский  институт «РЕАВИЗ» необходимо составить  матрицу SWOT оценить конкурентоспособность института.

 

Таблица 1 – SWOT-анализ НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»

 

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Сформированный положительный имидж на рынке образовательных услуг на территории Самарской обл.
  • В сотрудничество вовлечены все основные ЛПУ Самарской обл., как государственного, так и частного сектора экономики;
  • Признание в научном сообществе;
  • Внедрены индивидуальные подходы к обучению.
  • Отсутствие бюджетных мест;
  • Ограниченное количество наглядных пособий по отдельным дисциплинам;
  • Недостаточно развиты процедуры и способы коммуникаций между подразделениями;
  • Ограниченная площадь помещений для административного аппарата;
  • Ограниченное количество сотрудников деканата.

Возможности

Угрозы

  • Высокая востребованность в медицинском образовании;
  • Ограниченное количество медицинских ВУЗов на территории ПФО;
  • Наличие открытой системы аукционов на образовательные услуги;
  • Приток иностранных граждан;
  • Сокращение государственного регулирования в сфере последипломного образования (отмена государственной аккредитации)
  • Ограниченная платежеспособность населения;
  • Новые государственные ограничения на аккредитацию и лицензирование;
  • Низкий приток абитуриентов в результате ухудшения демографической ситуации (сокращение числа выпускников школ);
  • Высокая активность конкурентов (государственный учреждений).

Информация о работе Ценовая политика негосударственного образовательного учреждения