Ценовая политика негосударственного образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:42, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей дипломной работы является анализ процесса формирования ценовой политики негосударственного образовательного учреждения на примере НОУ ВПО Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ».
Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи:
Ввести понятие ценовой политики учреждения, обозначить цели ценовой политики;
Описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
Проанализировать ценовую политику в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»;
Рекомендации по совершенствованию ценовой политики НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1. Теоретические и методологические аспекты ценовой политики негосударственного образовательного учреждения8
1.1 Цели, типы и этапы разработки ценовой политики8
1.2 Методы ценообразования в негосударственном образовательном учреждении15
2. Анализ системы ценообразования в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»24
2.1 Анализ устойчивости деятельности образовательного учреждения24
2.2 Оценка эффективности ценообразования в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»37
3.Обоснование ценовой политики образовательного учреждения (на примере НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»)……………………………………………..……..43
3.1 Разработка рекомендаций по ценообразованию на образовательные услуги…………………………………………………………………………..…43
3.2 Влияние рекомендаций на достижение целевых показателей деятельности образовательного учреждения………………………………………...……..…49
Заключение…………………………………………………………………....….52
Список использованной литературы………………………………….……..…56

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа3.docx

— 120.71 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

1. Теоретические и методологические аспекты ценовой политики негосударственного образовательного учреждения8

1.1 Цели, типы и этапы  разработки ценовой политики8

1.2 Методы ценообразования  в негосударственном образовательном  учреждении15

2. Анализ системы ценообразования  в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»24

2.1 Анализ устойчивости  деятельности образовательного  учреждения24

2.2 Оценка эффективности  ценообразования в НОУ ВПО  СМИ «РЕАВИЗ»37

3.Обоснование ценовой политики образовательного учреждения (на примере НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»)……………………………………………..……..43

3.1 Разработка рекомендаций по  ценообразованию на образовательные  услуги…………………………………………………………………………..…43

3.2 Влияние рекомендаций на достижение  целевых показателей деятельности  образовательного учреждения………………………………………...……..…49

Заключение…………………………………………………………………....….52

Список использованной литературы………………………………….……..…56

Приложения ……………………………………………………………………..61

Введение

 

В условиях рынка ценообразование  представляет из себя весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Цены и ценовая политика выступает одной из главных составляющих маркетинга организации.

В настоящее время очень немногие учебные заведения уделяют внимание маркетинговым исследованиям при  принятии ценообразовательных стратегий, но образовательная услуга все же полностью подчинена законам спроса и предложения.

Развитие  рыночной экономики в России, реформы  в системе высшего образования, обострение конкуренции на российском рынке образовательных услуг  в связи с выходом на него зарубежных вузов и укрепления позиций негосударственных  учебных заведений выводят на первый план вопросы управления конкурентоспособностью вузов.

  Роль образования в условиях постиндустриального общества заметно растет. На международном уровне концепция высшего образования находится в центре внимания ЮНЕСКО. О системном кризисе образования на Западе заговорили уже в конце 60-х гг. ХХ в. В России он обострен и связан с кардинальными изменениями в общественной жизни, вызванными сменой общественно-политического строя и переходом к рыночной экономике. Государство легализовало появление негосударственного образования, которое стало быстро развиваться после принятия в 1992 г. Закона РФ «Об образовании». Согласно государственной статистике около 45% вузов России составляют негосударственные высшие учебные заведения, в которых обучается почти 1 млн. студентов – около 14% их общего контингента. С одной стороны, негосударственное образование получило признание, с другой – до конца не определено, какая реформа образования нужна России, и какое место в ней должно занимать негосударственное образование.

Приоритетность сферы образования  в развитии российского государства  провозглашена Президентом и  подтверждена Государственным советом  и Правительством России. Концептуальные документы (законы «Об образовании» от 19.07.82, «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96, «Федеральная программа развития образования» от 10.04.01 и др.) позволяют говорить о наметившейся тенденции системного развития российского образования.

Система высшего образования неоднородна: одним из ее секторов является негосударственное  высшее образование.

Первые негосударственные вузы, появившиеся в начале 1990-х годов, возникли как адекватное отражение изменяющихся социально-экономических условий в стране.

Изначально негосударственные  вузы осваивали ниши, не занятые  государственными, проявляя при этом высокую инновационную активность.

Сейчас негосударственные образовательные  учреждения стали заметным явлением в системе российского образования, значительно увеличившим его потенциал. Их создание вызвано объективными социально-экономическими предпосылками, связанными с возникшим спросом определенных групп населения на создание образовательных учреждений нового типа. Немаловажным фактором является также рост предложений со стороны научно-педагогических энтузиастов по разработке и реализации инновационных подходов к организации, содержанию и методике образовательного процесса.

Негосударственные вузы сегодня интенсивно внедряются и в послевузовское профессиональное образование, что свидетельствует  об укреплении их научно-педагогического  потенциала.

В настоящей дипломной работе будет исследоваться ценовая политика негосударственного образовательного учреждения.

Целью настоящей дипломной работы является анализ процесса формирования ценовой политики негосударственного образовательного учреждения на примере НОУ ВПО Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ».

Для достижения этой цели в дипломной  работе решаются следующие задачи:

  1. Ввести понятие ценовой политики учреждения, обозначить цели ценовой политики;
  2. Описать ценовые стратегии и методы ценообразования;
  3. Проанализировать ценовую политику в НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ»;
  4. Рекомендации по совершенствованию ценовой политики НОУ ВПО СМИ «РЕАВИЗ».

Объект исследования – НОУ ВПО  Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ».

Предмет исследования – ценовая  политика института.

Выпускная квалификационная работа состоит  из трех глав, введения, заключения.

 

 

1. Теоретические и методологические  аспекты ценовой политики учреждения

1.1 Цели, типы и этапы  разработки ценовой политики

 

 

Цена в условиях рыночной экономики  – важнейший экономический параметр, характеризующий деятельность предприятия.

Под ценой принято понимать один из элементов маркетинга. Благодаря  определению цены организация пытается решить следующие задачи:

    1. Осуществить реализацию максимально возможной продукции;
    2. Создать имидж своей продукции на рынке;
    3. Получить максимальный объем дохода и чистой прибыли.

Помимо вышеперечисленного, цена участвует в продвижении продукции на рынке. Определяя цену на продукцию, организация определяется с тем, как будет конкурировать на рынке с другими компаниями.[3,12c.]

Цены служат средством установления определенных отношений между компанией  и покупателями и помогают созданию о ней определенных представлений, что может оказать влияние  на ее последующее развитие. Они  определяют рентабельность и прибыльность и, следовательно, жизнеспособность компании, являются существенным элементом, определяющим финансовую стабильность компании, и  сильнейшим орудием в борьбе с  конкурентами. Ценообразование - это  средство достижения целей фирмы.

Ценовая политика - это установление определенных цен и способов маневрирования ими в зависимости от положения  на рынке, которое позволяет овладеть заданной долей рынка, получить рассчитанную прибыль, а также решить другие стратегические и оперативные задачи.[6,157c.]

Сущность ценовой политики заключается  в создании и поддержании оптимального уровня и структуры цены, в изменении  их во времени с целью достижения максимально возможного успеха в  той или иной рыночной ситуации. Ценовая политика является в целом  элементом общей маркетинговой  политики.[15,275c.]

На ценовую политику оказывает  влияние и инфляционный фактор. Инфляция уменьшает покупательскую способность  денег, причиняет ущерб людям, имеющим  фиксированный доход, ухудшает конкурентоспособность

В настоящее время очень немногие учебные заведения уделяют внимание маркетинговым исследованиям при  принятии ценообразовательных стратегий, но образовательная услуга все же полностью подчинена законам спроса и предложения.

Развитие  рыночной экономики в России, реформы  в системе высшего образования, обострение конкуренции на российском рынке образовательных услуг  в связи с выходом на него зарубежных ВУЗов и укрепления позиций негосударственных  учебных заведений выводят на первый план вопросы управления конкурентоспособностью  ВУЗов.

Освоение  ВУЗами рыночных механизмов предполагает разработку стратегии в области  маркетингового ценообразования на предоставляемые образовательные  услуги. Проводимая, в настоящее  время, многими ВУЗами ценовая политика пока далека от реалий платежеспособного  спроса населения и, как правило, не отличается гибкостью, не учитывает  быстрых перемен.[16,29-32c.]

Рынок образовательных услуг характеризуется  действием в полном объёме закона спроса и предложения, что позволяет  оценивать и удовлетворять запросы  потребителей в полной мере, путём  изучения спроса и конъюнктуры рынка  образовательных услуг. 
Можно отметить ряд отличительных особенностей образовательных услуг, оказывающих влияние на маркетинговую стратегию ценообразования:

Во-первых, на образовательные услуги невозможно точно прогнозировать спрос. Это  тем более справедливо относительно новой образовательной услуги (новинки). Спрос на эту услугу предсказать  практически нельзя. Реально протестировать новинку невозможно. Вывод же на рынок подобного рода услуг всегда сопряжен с риском. Образовательная  программа, являясь образовательной  услугой ВУЗа обладает всеми характеристиками услуг, а именно:

  1. Образовательная программа неосязаема до момента потребления;
  2. Образовательная услуга неотделима от исполнителя (состав преподавателей и других работников ВУЗа);
  3. Оказание и потребление образовательной услуги происходит одновременно;
  4. Качество образовательной услуги непостоянно даже когда процесс стандартизирован;
  5. Образовательные услуги не поддаются хранению.

Таким образом, потребителю предлагается интеллектуальный продукт, причем без  всякой гарантии, что данное «приобретение» принесет ожидаемые плоды. При этом на карту поставлена будущая карьера и общественное положение. Потому, для Вуза крайне важно следить за удовлетворенностью своих студентов получаемым  ими образованием.

Во-вторых, спрос на образовательные услуги всегда индивидуален и предшествует их производству. Иными словами, заранее  подготовить, произвести услугу в том  виде, в котором на нее существует спрос, практически невозможно.

Этапы формирования цены с учетом воспринимаемой ценности продукта для потребителя образовательных услуг.[22]

Этап 1. Изучение отраслевых тенденций цен  и факторов ценообразования. 
В основе лучшего прогнозирования цен лежит более полное понимание факторов, влияющих на ценовые решения в сфере образования. Среди них необходимо выделить изменение затрат, которое может быть вызвано, например, наличием или недостатком высококвалифицированных кадров, новыми подходами к процессу образования, внедрением новых технологией обучения (дистанционное образование). Изменение предложения может вызвать появление новых ВУЗов или закрытие старых. Изменение спроса может быть вызвано макроэкономическими показателями (кризис), изменениями в потребностях потребителей. Вопросы государственного регулирования в отрасли, такие как состояние законодательства в налоговой и инвестиционной сферах, также являются одним из определяющих факторов влияния на отраслевые цены.

Этап 2 . Определение целей ценовой  политики ВУЗа. 
Вот примерный набор целей в ценообразовании образовательных услуг ВУЗа:

  1. максимизация прибыли, окупаемость инвестиций, ориентация на различные рыночные сегменты.
  2. сокращения затрат, возмещение издержек
  3. максимизация доли рынка, сдерживание рынка.
  4. стремление к социальной справедливости.

Этап 3. Изучение целевого сегмента рынка  образовательных услуг 
Анализ демографической, экономической и социальной среды дает надежный ориентир для правильного подхода к ценообразованию. Меняющиеся характеристики окружающей среды оказывают влияние на тактические решения по поводу корректировки цен.

Главными  затратными элементами установления цен  являются расходы на оплату труда  педагогического и административного  персонала и расходы по содержанию и оборудованию учебных аудиторий  и зданий. Любое изменение постоянных или переменных расходов, будь то повышение  ставки налогов, увеличение оплаты коммунальных услуг, повышение зарплаты, ставки премиальных  выплат влияет на уровень рентабельности.

Этап 4. Определение факторов воспринимаемой ценности образовательной услуги. 
С достаточной точностью определить единый показатель ценности образовательных услуг проблематично, т.к. они обладают множеством разнообразных форм. Можно выделить следующие внешние и внутренние факторы воспринимаемой ценности образовательных услуг, которые рассматриваются как система соподчиненных понятий и которые с учетом региональной компоненты оказывают влияние на ценообразование образовательных услуг.

Внешние факторы:

  1. соответствие образовательным стандартам;
  2. имидж ВУЗа;
  3. конкурентоспособность ВУЗа;
  4. поддержка ВУЗа со стороны государства;
  5. соответствие НТП;
  6. месторасположение ВУЗа.

Внутренние  факторы:

  1. научно-педагогический потенциал ВУЗа;
  2. материально-техническая база ВУЗа;
  3. результаты научно-исследовательской деятельности ВУЗа;
  4. качество административного управления ВУЗом;
  5. отношение числа студентов к числу преподавателей;
  6. социально-бытовые условия

Информация о работе Ценовая политика негосударственного образовательного учреждения