Ценообразование в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в этой системе. Если цена денежное выражение стоимости товара, то стоимость товара - овеществленный в нем труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости.

Содержание

Введение 3
1. Цены и ценообразование 4
1.1 Сущность цены 4
1.2 Функции цен 6
1.3 Ценообразование 7
2. Рыночная экономика 10
2.1 Механизм, основные принципы функционирования……………………………………..11
2.2 Плюсы рыночной экономики 16
2.3 Минусы рыночной экономики 17
3 Особенности ценообразования 21
3.1 Ценообразование на различных типах рынка 21
3.1.1 Основы методов ценообразования 21
3.1.2 Ценообразование на рынке совершенной конкуренции 22
3.1.3 Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции 24
3.2 Ценообразование в рыночной экономике
 28
Заключение 31
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭкТеория.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

       размера дохода, который каждое домохозяйство  готово предложить в обмен на  часть общественного продукта. А такая готовность купить данный продукт зависит от  того, отдает ли потребитель предпочтение этому продукту, когда он сравнивает его с  другими имеющимися близкими заменителями продукта и относительными ценами на них.  Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в   формировании структуры расходов потребителей.  Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы.  Домохозяйства, которым различными путями удалось сосредоточить в своем  распоряжении крупные суммы денег,  могут распоряжаться большими долями  общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и  сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату,  получают скудные денежные доходы и соответственно малые доли национального  продукта.

            Ориентирующая роль цен занимает  важное место в способности  рыночной системы  приспосабливаться  к изменениям спроса и предложения на данный вид услуг, товара или  ресурсов. Разберем для примера экономическую систему, состоящую из двух отраслей  (А и В). Предположим, что после стабилизации в обоих отраслях произошла перемена  спроса так, что в одной отрасли (А) спрос поднялся, а в другой (В) - упал.   Экономическая прибыль, которая возникает сразу же в результате повышения спроса  на товар А, не только создает для этой отрасли стимул к расширению, но и  обеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов, необходимых  для ее роста. Более высокие цены на данные товары позволяют фирмам данной отрасли  платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других  сфер, где их применение не столь  настоятельно требуется  Сигнал о готовности и  способности использовать больше ресурсов в производстве товаров отрасли А  поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы. Практически   противоположный процесс происходит в переживающем спад производстве товаров отрасли В. Убытки, которые влечет за собой сокращение потребительского спроса,  сразу же порождают снижение спроса этой отрасли на ресурсы. Рабочая сила и другие  ресурсы, высвобождаемые из свертываемого производства товаров В, могут теперь  найти свое применение в расширяющемся производстве товаров отрасли А. К тому же   увеличение на ресурсы для производства товаров А означают более высокие цены на  ресурсы для этой отрасли по сравнению с теми, какие существуют  на ресурсы для  отрасли В, где снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах на  ресурсы создает для владельцев ресурсов стимул к увеличению собственных выгод путем перераспределения своих ресурсов из отрасли В в отрасль А. А это, разумеется, то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы  осуществилось  расширение производства товаров отрасли А и сокращение производства товаров  отрасли В.       Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной  сфере, как потребительские вкусы, и вызывать надлежащую реакцию со стороны  предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей,  функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в   потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других.  Эти корректировки осуществляются через ресурсный рынок, поскольку  расширяющиеся отрасли  предъявляют  больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся -  снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен  переориентируют ресурсы из сокращающихся  в расширяющиеся отрасли. При  отсутствии рыночной системы некоему  административному ведомству, вероятно  правительственному плановому органу, пришлось бы взять на себя задачу направления  хозяйственных институтов и ресурсов в конкретные виды производства.

            Аналогичный проведенному анализ показывает, что рыночная система соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям в структуре предложения разных ресурсов.

2.2 Плюсы рыночной экономики

 

    Достоинства рыночной системы находят подтверждение в нашем анализе ее  функционирования. Два из них заслуживают особого внимания: эффективность  распределения ресурсов и свобода.

         Основной экономический аргумент  в пользу рыночной системы  состоит в том,  что она способствует  эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису,  конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество  больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует  разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.  Короче говоря, поборники рыночной системы доказывают, что "невидимая рука",  таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество  производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся  ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую  эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет  большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.

         Важным неэкономическим аргументом  в пользу рыночной системы служит то  обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из  фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать  экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что  существует два способа осуществления такой координации: один - это  централизованное и использование мер принуждения; другой - это добровольное  сотрудничество через посредничество рыночной системы. 

    Лишь  рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная системы представляет свободу предпринимательства и выбора;  естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы  обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо  всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно,  вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы. Подведем итог: конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует эффективности распределения ресурсов и личной свободе.

2.3 Минусы рыночной экономики

 

Аргументация  против рыночной системы несколько более сложна. Критики   рыночной экономики обосновывают свою позицию следующими доводами.  Угасание конкуренции. Критики утверждают, что капиталистическая идеология  допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма -  конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника ослабления  конкуренции как контрольного механизма.

     Во-первых, хотя с общественной  точки зрения конкуренция желательна, она больше  всего досаждает  индивидуальному производителю  своей безжалостной  действительностью. Свободной, индивидуалистической среде в капиталистической  системе  якобы присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении  улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от  ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная  конкуренция - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее  регулирующего воздействия. Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал этот  тезис следующим образом: "Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними  завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены".

     Во-вторых, некоторые экономисты  утверждают, что сам технический прогресс,  который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции. Новейшая  технология, как правило, требует: использования очень больших количеств  реального капитала; крупных рынков; комплексного, централизованного и строго  интегрированного рынка; богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология  означает необходимость в существовании фирм- производителей, являющихся  крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к  размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого  числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.   Эти экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная  система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по  мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная  система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с  желаниями потребителей. Но существуют и другие доводы против признания  эффективности рыночной системы. Это - неравное распределение дохода.         Критики-социалисты, в числе прочих, утверждают, что рыночная система позволяет  наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество  материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот  процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное неравное распределение денежных доходов. В результате семьи   резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на  рынке. Богатые обладают намного большим количеством денег, чем бедные. Отсюда  делается вывод: рыночная система выделяет ресурсы на производство изысканных  предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой  необходимости для бедных.

    Нарушение рыночного механизма и внешние факторы.  Критики ссылаются на два важных примера нарушения рыночного механизма. Во-первых, рыночная система может не суметь  учесть все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением   определенных товаров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки  представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они приходятся на  долю других экономических агентов, не являющихся непосредственно покупателями и  продавцами. Такие выгоды и издержки называются внешними, или выгодами и издержками  перелива. Например, потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь  удовлетворение, получаемое индивидуальными потребителями, которые покупают товары  и услуги; он не отражает того факта, что покупка таких услуг, как вакцинация и  образование, приносят или удовлетворение всему обществу в целом. Равным образом и производители принимают решения о производстве продукции, основанные лишь на  учете тех издержек, которые им диктует рынок, и не отражающие внешние издержки, т.е.   издержки, которые приходятся на долю общества в целом, как, скажем, различные формы  загрязнения окружающей среды. Проблема здесь сводится к следующему: там, где спрос  на  предложение не отражают точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где  существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое  распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности  общества.

    Нарушение рыночного механизма  и общественные блага. Второй  пример нарушения  рыночного механизма обусловлен тем, что рыночная система учитывает лишь  индивидуальные потребности. Существует много потребностей в таких товарах и  услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через  посредство рынка. Например, такие товары и услуги, как автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона, не могут быть куплены в желательном количестве домохозяйствами на индивидуальной основе. Рыночная система, как утверждают, не  способна учитывать такие общественные и коллективные потребности.  Неустойчивость. Наконец, многие экономисты считают, что рыночная система

представляет  собой несовершенный механизм обеспечения  полной занятости и  стабильного  уровня цен.  Какая из этих позиций - одна за, другая против рыночной системы - правильна? До  известной степени обе правильны. Некоторые критические замечания относительно  рыночной системы довольно точны и слишком серьезны, чтобы их можно было  игнорировать. С другой стороны, нельзя выносить суждения по какой-то проблеме  лишь на основе количества аргументов за и против. Главный экономический аргумент в пользу рыночной системы, а именно она способствует обеспечению эффективного  распределения ресурсов, - трудно опровергнуть. На деле рыночная система является - или  по крайней мере может быть - довольно эффективной. 

3 Особенности ценообразования

3.1 Ценообразование на различных типах рынка

 

3.1.1 Основы методов  ценообразования

 

     Различают два подхода в методологии  ценообразования: стоимостной или затратный, и полезностный. Затратный метод опирается на трудовую теорию стоимости Маркса. Согласно ей, цена опирается совокупностью затрат на производство, или издержками производства. К ним производители добавляют определенную сумму денег, составляющую, чаще всего, среднюю прибыль.

     Однако  подход к ценообразованию на основе трудовой теории стоимости испытывает значительные трудности в определении  цены товаров и услуг, не имеющих  трудового происхождения (например, цена земли, природных ресурсов в  целом), являющихся естественным фактором производства.

     Полезностный  подход к ценообразованию опирается  в целом, на маржинализм. Этот подход исходит из субъективного желания  потребителя извлечь максимум полезности из своих ограниченных ресурсов (бюджета). В конце XIX в. английский экономист А. Маршалл соединил оба подхода в целостной теории рынка.

     В современной западной экономике  большинство фирм используют для  формирования цен метод "полных затрат" (сумма всех издержек производства с добавлением надбавки на прибыль, отнесенные на единицу продукции). Механизм ценообразования включает следующие технологические стадии: изучение допустимого уровня цены и качества товара на различных рынках; определение уровня издержек производства и реализации товара в зависимости от объема производства и с учетом фактора времени, а также уровня цен на оборудование, сырье и материалы; оценка возможной массы прибыли и чистой прибыли при различных объемах продаж с учетом выплаты налогов, процентов за кредит и других обязательных платежей из прибыли; оценка конкурентоспособности данного товара; согласование уровня надбавок и скидок к цене с основными покупателями товара; постоянное изучение конъюнктуры рынка и эффективности цены, своевременное ее снижение для расширения масштабов спроса. Механизм ценообразования требует наличия достаточного объема ценовой информации и компетенции работников.

     В командной экономике государство  стремилось принудительно устанавливать  цены практически на всю продукцию  с помощью централизованного  способа. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д.

Информация о работе Ценообразование в условиях рыночной экономики