Ценообразование в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Суть рыночных отношений - производители и продавцы должны действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в этой системе. Если цена денежное выражение стоимости товара, то стоимость товара - овеществленный в нем труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости.

Содержание

Введение 3
1. Цены и ценообразование 4
1.1 Сущность цены 4
1.2 Функции цен 6
1.3 Ценообразование 7
2. Рыночная экономика 10
2.1 Механизм, основные принципы функционирования……………………………………..11
2.2 Плюсы рыночной экономики 16
2.3 Минусы рыночной экономики 17
3 Особенности ценообразования 21
3.1 Ценообразование на различных типах рынка 21
3.1.1 Основы методов ценообразования 21
3.1.2 Ценообразование на рынке совершенной конкуренции 22
3.1.3 Ценообразование на рынке несовершенной конкуренции 24
3.2 Ценообразование в рыночной экономике
 28
Заключение 31
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ЭкТеория.doc

— 182.00 Кб (Скачать)
align="justify">     длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;

     организацию сервиса при продаже и в последующем периоде;

     объем рынка;

     имидж производителя как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

    К внешним критериям обычно относят следующее:

  политическая  стабильность страны — производителя  и государств, где происходит сбыт продукции фирмы;

     отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных финансовых);

     характер регулирования экономики государством;

     уровень и динамика инфляции;

     объем и отличительные черты существующего и перспективного покупательного спроса;

     наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.

    Чего  хочет добиться фирма, формируя свою цену на конкретный товар или услугу? Наиболее распространенные подходы в данной сфере таковы:

  - получить в полной мере запланированную прибыль;

       -  увеличить объем продаж;

       - завоевать более солидную долю рынка;

       - попытаться добиться более высокой прибыли от реализации конкретного товара;

       - ослабить конкурентов;

       - сформировать определенный имидж товара.

    Механизм  цен, ценообразование, ценовая политика — очень сложный и тонкий инструмент рынка, в действии которого разобраться весьма непросто.

 

2. Рыночная экономика

 

       Главный принцип рыночной экономики декларирует  право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и  осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон  же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной  деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей,  общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

       Таким образом, в рыночной экономике действует  следующий исходный  принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме  запрещенных законом, ввиду их  общественной опасности".   Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип всеобщности. Он  обусловливает комплексность рыночного хозяйства, где не должно быть структур, не  пользующихся товарно-денежными отношениями, которые являются наиболее важными  атрибутами рынка в экономике.

            Определяющим принципом рыночной  экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические  права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления  экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

            Естественно, равноправие или,  лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство, одинаковость, неразличимость. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. К тому же нерационально иметь одинаковые правила, скажем, налогообложения для предприятий с большим и малым коллективами и частников.

           Речь идет о другом: чтобы не  создавать "особых" условий  специального режима  благоприятствования  по признаку формы собственности,  ставя в выгодное положение  одну из них и в невыгодное - другую. В сущности это предпосылка честной конкуренции  разных форм собственности. Вторая, не менее важная сторона декларируемого принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного  в недалеком прошлом советской экономике.

            Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике  государственного типа.   Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видов деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономике свойственны процессы  саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Итак, на основе перечисленных фундаментальных принципов функционирует вся  рыночная экономическая система.  

       2.1 Механизм, основные принципы функционирования.

           

           Чтобы понять, как действует рыночная  экономика, следует признать существование  пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая  система должна находить ответ.  Вот эти вопросы.

            1. Сколько следует производить?  В каком объеме или какую  часть имеющихся  ресурсов  нужно занять или использовать  в производственном процессе?

            2. Что следует производить? Какой  набор товаров и услуг наиболее  полно удовлетворит материальные потребности общества?

            3. Как эту продукцию следует  производить? Как должно быть  организовано  производство? Какие  фирмы должны осуществлять производство  и какую применять  технологию  производства?

            4.Кто должен получить эту продукцию?  В частности, как должна распределяться  экономики между индивидуальными потребителями?

            5. Способна ли система адаптироваться  к изменениям? Может ли система  добиться  надлежащих коррекций  в связи с изменениями в  потребительском спросе, в поставках  ресурсов и технологии производства?

            Все эти вопросы существуют  лишь потому, что потребности  общества безграничны, а ресурсы,  способные данные потребности  удовлетворить, ограничены.

                 Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между  товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и  услсги. Но, помятуя то, что предприятия руководствуются мотивом получения  прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых  может принести прибыль, а те товары, производство которых  влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом известно, что получение  прибыли или ее отсутствие преопределяют две вещи: общий доход, получаемый  фирмой от продажи своего продукта; общие издержки его производства.

            Как общий доход, так и общие  издержки -  это величины, образуемые  соотношением "цены - время - количество  продукта". Общий доход исчисляется   умножением цены продукта на  количество проданного продукта, общие издержки -  умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем - суммированием затрат на каждый ресурс.

            Однако возникает вопрос: действительно  ли не будут выпускаться товары, не приносящие предприятию прибыль?  Чтобы ответить на него, нужно уяснить такое понятие, как "экономические издержки". Это - платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжении нужные количества  таких ресурсов, как капитал, сырье, рабочая сила и предпринимательские способности (плата за последние называется нормальной прибылью). Следует отметить, что талант  предпринимателя - тоже редкий ресурс, и должен быть заслуженно оплачен, поскольку без  него существование предприятия, т.е. производство продукции путем объединения  перечисленных четырех факторов, стало бы невозможным. И продукт будет  производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик,  чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. В  том случае, когда доход превышает экономические издержки, т.е. появляется чистая прибыль,  эта часть доходов также оседает у предпринимателя и может быть расходована так, как ему представляется нужным. Если же рассматривать макроэкономические  тенденции, то наличие прибыли в отрасли служит свидетельством того, что отрасль  процветает. У такой отрасли возникнет тенденция к превращению в расширяющуюся   отрасль по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой сверх нормальной прибылью, станут создаваться или перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей. 

       Однако  появление в  отрасли новых  фирм представляет собой самоограничивающийся  процесс. С вступлением новых  фирм в отрасль рыночное предложение  ее продукта  возрастет по отношению  к рыночному спросу. Это постепенно снижает рыночную цену на

       данный  продукт, пока она со временем не достигнет  уровня, при котором экономическая 

       прибыль исчезнет; иными словами, конкуренция  сводит эту прибыль на нет. Такое  соотношение рыночного предложения  и спроса, когда экономическая  прибыль  становится нулевой, и определяет общее количество произведенного продукта. В этой ситуации отрасль достигает своего "равновесного объема производства", по  крайней мере до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе и предложении не  нарушат это равновесие. Обратное происходит тогда, когда в отрасли после насыщения  (стабилизации) рынка падает спрос на ее продукцию или уровень предложения выше уровня  спроса. В этом случае чистая прибыль пропадает, и возникает нехватка средств на покрытие  экономических издержек. Тогда фирмы вынуждены сокращать производство или   переходить в другую отрасль. В свете сказанного "рыночная свобода" - понятие  относительное: с одной стороны, инициатива предпринимателя свободна, с другой -  сами рыночные механизмы весьма сильно ограничивают предпринимателя.

            Как же должно быть организовано  производство в рыночной экономике?  Этот  фундаментальный вопрос  состоит из трех подвопросов:  как  должны распределяться  ресурсы между отдельными отраслями?  какие именно фирмы должны  осуществлять  производство в данной отрасли? какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна применять? На первый вопрос ответ уже был дан: рыночная система  направляет ресурсы в те отрасли, на продукты которых потребители предъявляют  достаточно высокий спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным; одновременно такая система лишает неприбыльные отрасли редких  ресурсов. Второй и третий подвопросы тесно  взаимосвязаны. В конкретной рыночной экономике  производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и  способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства,  при выборе которых следует учитывать, что экономическая эффективность зависит  прежде всего от двух факторов: от имеющейся технологии, т.е. от альтернативных   комбинаций ресурсов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой  продукции; от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.

            Комбинация ресурсов, которая экономически  наиболее эффективна, зависит не  от  физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся  технологией, но также от относительной стоимости необходимых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Следовательно, технология, требующая применения  лишь нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции,  может оказаться экономически отнюдь не эффективной, если на необходимые ресурсы существуют слишком высокие рыночные цены. Иными словами, экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах  редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в  стоимостном выражении. Следовательно, наиболее экономичная комбинация ресурсов и  будет наиболее эффективной, а значит, будет использоваться для производства  данного товара.

            В разрешении проблемы распределения  общего объема продукции рыночная  система  играет дваякую роль  Вообще говоря, любой данный продукт  распределяется между  потребителями  на основе их способности и  желания заплатить за него  существующую  рыночную цену.

            А что определяет способность  потребителя заплатить равновесную  цену за  определенный продукт?  Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход   зависит от количества различных  материальных и людских ресурсов, поставляемых  получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на  ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании

Информация о работе Ценообразование в условиях рыночной экономики