Ценообразование на рынке автомобилей

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

В связи с тем, что одним из самых весомых факторов, определяющих выбор автомобиля, является его цена, выбранную тему курсовой работы – «Ценообразование на рынке автомобилей» можно считать актуальной.

Для достижения поставленной цели в ходе написания работы решены следующие задачи:

Рассмотрено современное состояние рынка автомобилей России в том числе легковых и грузовых;
Рассмотрено ценообразование на рынке автомобилей – применяемые методы ценообразования, ценовые тенденции на рынке автомобилей и факторы, влияющие на цены на автомобили.

Содержание

Введение
1.Современное состояние рынка автомобилей

1.1. Современное состояние рынка легковых автомобилей

1.2. Современное состояние рынка грузовых автомобилей

2. Ценообразование на рынке автомобилей

2.1. Методы ценообразования на рынке автомобилей

2.2. Ценовые тенденции на рынке автомобилей. Факторы, влияющие на цены

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсак Ценообразование на рынке автомобилей Илюшенко.doc

— 330.00 Кб (Скачать)

     В результате конкурентного тендера  за автодилером закрепляется определенная территориальная зона, на которой он проводит продажи той или иной марки автомобиля.

     Статус  официального дилера, как правило, предоставляется на срок до пяти лет с дальнейшим продлением полномочных прав. Кроме того, производитель регулирует уровень розничных цен.

     В таблице 3 представлена сводная информация по объемам и динамике продаж новых легковых автомобилей в России в 2009 году. Отчет составлен по итогам 2009 года и предоставлен Ассоциацией Европейского Бизнеса в России.

     Таблица 3

Самые продаваемые автомобили в России

Место в рейтинге, марка и модель продано авто за 2009 г. (шт.) продано авто за 2008 г. (шт.) динамика продаж
1. Lada Priora 84779 110231 -23%
2. Lada Samara 77679 149803 -48%
3. Lada 2105/2107 57513 135793 -58%
4. Lada Kalina 52499 79359 -34%
5. Ford Focus 44143 75069 -41%
6. Renault Logan 43595 64273 -32%
7. Chevrolet Lacetti 24889 69192 -64%
8. Daewoo Nexia 23275 46416 -50%
9. Chevrolet Lanos 21144 40476 -48%
10. Lada 4х4 Нива  20661 20243 +2%
11. Daewoo Matiz 19886 41363 -52%
12. Chevrolet Niva 19548 41297 -53%
13. Opel Astra 17346 36168 -52%
14. Hyundai Getz 16060 33413 -52%
15. KIA Cee`d 15307 22230 -31%
16. Toyota Corolla 14907 53771 -72%
17. Toyota Camry 13834 24163 -43%
18. Chevrolet Aveo 13754 28530 -52%
19. Mitsubishi Lancer X 13079 51461 -75%
20. Mazda 3 12056 35346 -66%
21. Nissan Qashqai 11384 27157 -58%
22. Nissan New X-trail 10720 21102 -49%
23. Hyundai Tucson 10517 18268 -42%
24. KIA Sportage 10097 5908 +71%
25. Mitsubishi Outlander XL 10072 16891 -40%

     Первое место по продажам уверенно занимает “Приора” - фактически самая дорогая машина из модельного ряда “Лады”. За ней следуют предыдущие модели всё того же АвтоВАЗа.  

    1. Современное состояние рынка  грузовых автомобилей
 

     По  итогам 2009 года картина секторе грузовых автомобилей удручающая: продажи на рынке грузовых автомобилей сократились более чем на 70%, примерно такая же ситуация и в объемах производства грузовой техники /8/.

     Нынешний  провал продаж резко контрастирует  с показателями развития этого вида автомобильного транспорта в РФ в последние годы. Последние пять лет российский рынок коммерческих авто был одним из самых быстрорастущих в мире. Прирост, который он демонстрировал, не снился даже странам с развивающейся экономикой.

     Так, в 2006 году продажи грузовых автомобилей по сравнению с годом ранее у нас в стране увеличились на 21% (335 тыс. штук), а по итогам 2007 года — на 20% (до 400 тыс. штук) (рис. 3).

     http://www.truck-center.ru/images/articles/tyajelye-gruzoviki-graphic-1.gifВсе изменилось с середины 2008 года. Финансовый кризис спровоцировал резкое сокращение закупок грузовой коммерческой техники. Площадки продавцов стали затовариваться нераспроданными машинами, в итоге прошлый год рынок грузовиков закончил с результатом продаж 383 тыс. автомобилей, или минус 4% относительно показателей 2007 года /8/.

Рис. 3. Динамика производства российских грузовых автомобилей 

в 2003-2009 гг, тыс.шт.

     В России, так же как в Европе, рынок  грузовых автомобилей делится на три основные категории:

  • легкие коммерческие автомобили (LCV — light commercial vehicle), имеющие полную массу до 3,5 тонны;
  • средние грузовики (CV — commercial vehicle) c массой от 3,5 до 16 тонн;
  • тяжелые автомобили (HCV — heavy commercial vehicle), превышающие вес в 16 тонн.

     Наиболее  существенная доля продаж (54%) приходится на легкие грузовики, далее идут тяжелые (35%) и среднетоннажные (11%) машины (рис. 4) /8/.

     Такое деление объясняется тем, что  малый и средний бизнес в последние годы предпочитает приобретать более доступные легкие грузовики, а для транспортировки значительных грузов компании чаще выбирают автомобили с запасом грузоподъемности из более тяжелого сектора.

     

Рис. 4. Структура  российского рынка грузовых автомобилей 

в 2009 году по категориям, %

     http://www.truck-center.ru/images/articles/tyajelye-gruzoviki-graphic-2.gifНесмотря на жесткое противостояние автомобилей отечественного и иностранного производства, доминирование на рынке остается за нашим автопромом. Правда, в последние годы доля российских автомобилей постепенно сокращается. Если еще шесть лет назад, в 2003 году, доля продаж российского грузового транспорта составляла 84%, то по результатам прошлого года преимущество хоть и сохранялось, однако было не столь впечатляющим — отечественные марки занимали около 60%.

     Сегодня российские машины продолжают лидировать во всех трех категориях.

     В самом массовом сегменте — LCV — по итогам прошлого года их доля превышала 75%. Основная заслуга здесь принадлежит ГАЗу и бестселлеру последних лет — автомобилю "Газель" (54% рынка). Второй значимый отечественный игрок, Ульяновский автомобильный завод (16%), удерживает конкурентное преимущество благодаря автомобилям с полным приводом, позволяющим успешно справляться с одной из основных российских бед — бездорожьем.

     http://www.truck-center.ru/images/articles/tyajelye-gruzoviki-graphic-3.gifИз иностранных продавцов легких коммерческих автомобилей впереди идет тройка лидеров — Volkswagen, Fiat и Ford. Из них особенно впечатляющий рывок в прошлом году сделал Fiat: продажи машин этой марки выросли по итогам 2008 года в шесть раз из-за того, что ходовые коммерческие модели Ducato и Doblo стали собираться на территории России (в Татарстане) компанией Sollers.

     Четвертое место среди иностранных брендов  в сегменте LCV принадлежит Hyundai, и тоже благодаря выпуску на территории России: с 2005 года на предприятии ТагАЗ осуществляется сборка популярных легких грузовичков Hyundai Porter /8/.

     В секторе среднетоннажных грузовиков больше половины продаж приходится на продукцию российских заводов ГАЗ и ЗИЛ, с недавних пор на эту территорию предъявил свои амбиции и КамАЗ с моделями 4308 и 5308. Зато КамАЗ фаворит в секторе тяжелых грузовиков, где более половины продаж тоже держат российские заводы.

     Однако  иностранные марки и здесь  ведут активное наступление. Свою продукцию  на российском рынке продвигают все  члены "большой восьмерки" крупнейших мировых производителей тяжелых грузовиков — DAF, Mercedes-Benz, MAN, IVECO, Renault Trucks, Ford, Scania, Volvo Trucks.

     В прошлом году среди иностранных автопроизводителей в России в секторе HCV поменялся лидер: на первое место с третьего вырвалась марка MAN, которой удалось опередить своих ближайших конкурентов — шведские компании Volvo Trucks и Scania.

     http://www.truck-center.ru/images/articles/tyajelye-gruzoviki-graphic-4.gifКак и в секторе легких грузовиков, иностранцы стремятся закрепиться в России, организуя собственное производство. В этом смысле значимое событие — официальный запуск в январе текущего года завода Volvo Group в Калуге. Первая очередь завода рассчитана на выпуск 10 тыс. грузовиков в год. А в ближайшее время здесь же, в Калуге, запланировано начало сборки грузовиков марки Renault (Renault Trucks сейчас входит в группу Volvo), предполагаемая производительность этой очереди до 5 тыс. машин в год.

     Выпускать свои грузовики на уже построенном  сборочном заводе под Санкт-Петербургом  в ближайшее время планирует  и компания Scania (сейчас на этом заводе она собирает автобусы, которые поставляются не только на российский рынок, но и в ряд стран Европы). О поисках строительной площадки в России заявила также фирма MAN. А концерн Daimler AG (торговая марка Mercedes-Benz) решился на более серьезные шаги: уже в разгар кризиса в декабре прошлого года он приобрел 10% акций КамАЗа. В результате этого слияния в Набережных Челнах в скором времени предполагается наладить выпуск ряда моделей грузовиков Mercedes-Benz. Концерн Daimler, тоже используя дилерскую сеть крупнейшего российского производителя тяжелых грузовиков, планирует активизировать продажи машин своей дочерней компании Mitsubishi Fuso /8/.

     Причина провала рынка коммерческого транспорта заключается в общем спаде деловой активности почти во всех отраслях экономики. При этом автомобильные компании оказались под особым ударом: по данным Росстата грузооборот автомобильного транспорта упал почти на четверть по сравнению с прошлым годом.

     Что же до конкурентной борьбы российских и зарубежных брендов, то, несмотря на тяжелое положение всех участников рынка, российские марки грузовиков по сравнению с иностранными в настоящее время в более выгодном положении. Причина в девальвации рубля, а также в лоббистских мерах российских властей, направленных на защиту и поддержку отечественного автопрома /8/.

     Кроме того, государство выделяет кредиты  на поддержку этих предприятий и субсидирует из бюджета закупки российских коммерческих автомобилей, причем не только для российских, но и для зарубежных покупателей. Например, недавно пришло сообщение о продаже крупной партии российских коммерческих автомобилей в Никарагуа, в этой сделке государство выделило покупателю льготный кредит.

 

2. Ценообразование  на рынке автомобилей 

2.1. Методы ценообразования на рынке автомобилей 

     При определении цены производители автомобилей используют различные методы, зависящие от возможностей компаний, знания рынка и т.д., рассмотрим некоторые из них.

     1.Метод удельной цены совокупного показателя /19/.

     В качестве основного показателя принимается  совокупный (комплексный) показатель, характеризующий потребительские свойства изделия и его цену.

     Так, в современной практике ценообразования  на грузовые автомобили применяется  удельная цена на единицу комплексного показателя ( Кк ), который является производным от таких конкретных показателей как мощность двигателя в лошадиных силах ( Мд ), грузоподъемность автомобиля в тоннах ( Гп ), вес автомобиля в тоннах ( Ва ).

     Комплексный показатель рассчитывается по формуле

     Данный  комплексный показатель при прочих равных условиях в достаточно полной мере характеризует потребительские свойства автомобилей и их техническую и стоимостную эквивалентность.

     В таблице 3 приведен расчет комплексного (совокупного) удельного показателя по некоторым отечественным и иностранным автомобилям, входящим в различные параметрические ряды. Для упрощения примера количественное значение технических параметров конкретных автомобилей принято условно. То есть, они могут не совпадать с реальными значениями параметров указанных автомобилей. 

     Таблица 3

Расчет  комплексного удельного показателя автомобилей

Показатели  грузовых автомобилей Автомобили  грузовые национальных производителей Автомобили  грузовые зарубежного производства
Типа  КАМАЗ Типа ЗИЛ Типа ГАЗ Типа Мерседес Типа МАН
А 1 2 3 4 5
1. Мощность  двигателя, л.с. 
2. Грузоподъемность, тонн 
3. Общий вес автомобиля, тонн
 
290 

16 

26

 
250 

14 

22

 
225 

10 

17

 
355 

17 

28

 
280 

15 

26

4. Комплексный  показатель 178,4 159 132,5 215 161,5
5. Цена  автомобиля, тыс. руб. 395 318 220 750 485
6. Удельная  цена автомобиля, тыс. руб. (стр. 5 / стр. 4) 2,2 2 1,8 3,5 3,0

Информация о работе Ценообразование на рынке автомобилей