Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:19, контрольная работа

Описание работы

Специфика образования цены, интересовала человечество всегда со времен зарождения денежного обращения, и будет актуальна, пока будут актуальны законы спроса и предложения. Поэтому в написании курсовой работы я не буду затрагивать определенный алгоритм ценообразования, который и без того достаточно доступно описан во многих учебниках по экономической теории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….1
1.Ценообразование. Цена и её понятие………………………………..…………0
1.Функции цены………………….…………………………………………0
2.Классификация цен………………...…….………………………………1
2.Механизм ценообразования……….……..……………………………………..1
1.Ценовая политика……………………….……………………………….1
2.Определение спроса и эластичности………………………………....11
3.Издержки производства…………………………………………….…11
4.Анализ цен и товаров конкурентов…………………………………..11
5.Выбор метода ценообразования…………………………………...…11
1.Методики расчета цены……………………………………………..11
2.Затратные методы ценообразования………………………………11
3.Рыночные методы ценообразования……………………………….11
4.Нормативно-параметрические методы ценообразования………..11
6.Факторы, влияющие на формирование цен…………………………..11
7.Установление окончательной цены…………………………….……...11
3.Особенности ценообразования на разных типах рынков……………………11
1.Классификация рынков…………………………………………………11
2.Монополизированный рынок……………………………………….…11
3.Олигополистический рынок…………………………………...……….11
4.Рынок монополистической конкуренции……………………...……...11
4.Государственное регулирование цен………….…………………...………….11
1.Прямое регулирование……………………………………….………...11
2.Косвенное вмешательство………………………………………..…….11

Заключение……………………………………………………………………………...………11

Работа содержит 1 файл

Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции.doc

— 569.50 Кб (Скачать)

      Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Товары могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Реклама и сервис тоже играет далеко не последнюю роль. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.

    Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить  цену на продукцию, что не может сделать  конкурентная фирма под угрозой  полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности.

    Так как рынок монополистической  конкуренции очень схож с рынком чистой конкуренции это отражается на некой ограниченности ценообразования. Таким образом, на данном типе рынков в основном преобладают неценовые фактор конкуренции. Это существенно влияет на ценовую политику фирмы, хотя и цена играет не последнюю роль. Но это, как правило, касается тех областей рынка, где реклама и другие неценовые факторы малоэффективны. Например, продуктов  

      1. Государственное регулирование цен

    Государственное регулирование рынка и цен — это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом. 

    Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

    Государство также должно участвовать в процессе ценообразования для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способных пока на равных противостоять экспансии на рынок зарубежных производителей аналогичной продукции.  Государственное регулирование цен осуществляется с помощью сочетания прямых и косвенных форм и методов. 

         

        1. Прямое регулирование

    Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования означает участие государства в лице его административных органов в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установлении определенных правил ценообразования. 

    В настоящее время все цены, как свободные, так и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями. Государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Так, государственные органы управления определяют состав затрат, учитываемых в себестоимости продукции (Налоговый кодекс РФ, гл. 25), и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливают нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов. 

    К методам прямого вмешательства государства в процесс ценообразования можно отнести следующие. 

  1. Замораживание цен (общее, на отдельные группы товаров или от дельные товары), временный или частичный запрет на изменение цен. Такой подход применяется при сильной инфляции для стабилизации уровня цен. 
  2. Установление фиксированных цен и тарифов, решение о введении которых принимается соответствующими органами власти. Субъекты ценообразования (предприятия и организации) в случае введения таких цен обязаны реализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим по своему уровню установленных фиксированных цен. Такие цены в основном применяются при заключении государственных контрактов. Причем их введению предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в цены, и разрешения возможных хозяйственных споров. В этом случае цена обладает определенной степенью жесткости, а предприятие-изготовитель, принимая на себя хозяйственный риск, в то же время получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат. Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или услуги предприятий — естественных монополистов. В первую очередь это касается отраслей жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальных услуг и некоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаются региональными и муниципальными органами власти. 
  3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. В РФ такого рода регулирование производится по отношению к продукции естественных монополий, по которым определяются предельные уровни роста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года. 
  4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае при расчете цены в ее состав включается прибыль в размере не больше норматива, размер которого может дифференцироваться по отраслям и видам продукции. Этот метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны быть снижены. 
  5. Установление фиксированных цен или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на некоторые виды продукции (лекарственные препараты и медикаменты, детское питание) и наценок на продукцию собственного производства (в школьных буфетах и столовых) на соответствующей территории и определять порядок их установления и применения. 
  6. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может быть введено декларирование цен (оптовых или отпускных) на отдельные виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие данную продукцию, обязаны представить в органы ценообразования декларации об уровне цен для заявительной регистрации. В свою очередь, органы ценообразования должны или принять решение о регистрации цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении указанной цены. 
  7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по завышенным ценам. Такой метод применяется в некоторых странах (США, Япония). 

    В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста цен могут осуществляться в форме установления правительством верхних пределов цен или прибылей, замораживания цен, установления определенного порядка формирования цен. Для недопущения снижения цен могут устанавливаться минимальные цены, определяться минимально допустимый уровень прибыли, виды затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены. 

        1. Косвенное вмешательство

    Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию. 

    Косвенное регулирование цен может осуществляться через изменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработной платы, проведение определенной налоговой политики и политики доходов. Государство может влиять на цены через сферу денежного обращения, принятие и применение антимонопольных законов путем воздействия на баланс спроса и предложения, а также разработкой эффективной системы таможенных тарифов и пошлин и т. д. 

    Таким образом, в число методов косвенного воздействия государства на цены можно включить:

  • регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников);
  • регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение);
  • разработку системы мер, способствующих расширению товарного предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя);
  • создание условий для развития конкуренции и ограничения монополизации рынка; 
  • государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест;
  • эффективное использование таможенных тарифов и применение льготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, не производимой в достаточных количествах. 

    Меры косвенного воздействия на процесс ценообразования имеют в основном макроэкономический характер и представляют собой единое целое с общей макроэкономической политикой государства. 

    Заключение

    Ценообразование в условиях рыночной экономики есть сложный процесс, находящийся под  воздействием множества факторов и  предполагающий использование разных методов определения уровня цен  и разных ценовых стратегий.

    Несмотря на повышение роли неценовых факторов в процессе современного маркетинга, цена остается важным показателем, особенно на рынках монополистической и олигополистической конкуренции.

    Рыночное хозяйство не может существовать без рыночных цен. Являясь сердцевиной рыночных отношений, цена становится одной из наиболее универсальных категорий, которыми оперирует рыночное хозяйство. Цены обслуживают все уровни экономических отношений в обществе, основанном на частной собственности, в силу чего в них концентрируются и все недостатки, упущения, и просчеты хозяйствования. С возрастанием значения цены как экономической, политической и социальной категории многократно увеличивается ответственность за разумное ценообразование в стране, а самотек и тем более хаос становятся здесь недопустимыми. Поэтому обоснованная политика установления цен, последовательная реализация разумной ценовой политики являются необходимыми для завершения перехода России к рыночным отношениям. В структуре цен, их динамике, соотношениях и уровнях находят конкретное выражение реальные экономические интересы производителей и потребителей продукции. И следовательно, при помощи цен достигается большая или меньшая согласованность интересов всех участников рынка. В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде. Фирма может одновременно выступить с одним своим товаром на рынке чистой монополии, а с другим – на высококонкурентном рынке; в недрах олигополии возможно появление как монополий, так и свободной конкуренции. Сам по себе анализ типа рынка не может дать готовых рецептов установления цен. Однако такие исследования необходимы для определения принципов ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.

    Экономическая теория идет в разрез с экономической  деятельностью, так как главной задачей экономической теории является решение задачи: в условиях ограниченности ресурсов обеспечить постоянно растущий спрос, а экономическая деятельность – максимизация прибыли и быстрое устаревание товаров…  

     

    Список используемых источников

  • Источники
  • Литература
    1. С. С. Ильин, Т. И. Васильева, Экономика. Издательства:  АСТ,  Слово,  Полиграфиздат, 2010 г. - 544с.
    1. Цены и ценообразование, Под ред. В. Е. Есипова: Учебник для вузов, 5-е изд. - СПб: Издательство «Питер», 2008. - 480с.
  • Ресурсы Интернет
    1. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
    2. Центр креативных технологий/Экономика [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – H. Mapeнкoв. Ценообразование. Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/pricing/
    3. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – База данных курса доллар/рубль Банка России. - Режим доступа: http://cbr.ru/currency_base/dynamics.aspx/
    4. Regnum / информационное агентство [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –Режим доступа: http://www.regnum.ru/

Информация о работе Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции