Ценообразование и ценовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:05, контрольная работа

Описание работы

Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена выступает в разных ипостасях. Нас со всех сторон окружают цены. За жилье мы вносим квартплату, за учебу - плату за обучение, врачу выплачиваем вознаграждение. Для того, чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке.

Содержание

Введение
1. Цена – основной элемент рыночной экономики
2. Понятие и расчет экономической ценности товара
1)Понятие экономической ценности товара
2)Расчет экономической ценности товара
3. Подходы к проблеме ценообразования
4.Инициативное изменение цен
1) Инициативное снижение цен
2) Инициативное повышение цен
3) Реакция фирм на изменение цен конкурентами
5. Ценообразование на различных типах рынков.
6. Виды цен в зависимости от сфер торговли
7. Рыночное равновесие. Взаимосвязь цены и спроса. Коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса.
8.Факторы, определяющие уровень чувствительности
покупателей к цене
9. Методы ценообразования
10. Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной политики цен
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Ценообразование.docx

— 137.36 Кб (Скачать)

3. Эффект затрудненности сравнений 
Эффект затрудненности сравнений заключается в том, что покупатели менее чувствительны к ценам товаров широко известных марок, если сравнение по свойствам и ценам затруднено. [2] 
При покупке продуктов покупатели чаще всего стараются не рисковать, покупая неизвестные товары (особенно консервативные покупатели), полагаясь на стабильность качества знакомых марок: сравнить товары, не пробуя их, довольно проблематично.[3] 
Чем более развит рынок, тем изощреннее средства придумывают фирмы для затруднения сравнения покупателями товаров. Это могут быть различные по массе упаковки (например, если вместо 250 г покупатель встречает упаковку в 300 г, ему сложнее оценить свою выгоду), «бесплатные приложения» в виде дополнительного объемы или дополняющих товаров и т. п.[3] 
Помогают ориентироваться покупателям среди трудно сравниваемых товаров специализированные журналы и передачи типа «Спрос» и «Экспертиза», в которых потребительские свойства товаров анализируются независимыми экспертами.[3]

4. Эффект оценки  качества через цену 
Эффект оценки качества через цену – чем в большей степени покупатель воспринимает цену как сигнал об уровне качества, тем менее он чувствителен к ее уровню. [2]

Выделяют 2 группы товаров, о качестве которых покупатель судит через цену: имиджные и эксклюзивные.

Имиджные товары еще называют товарами престижного спроса. Например, некоторые марки автомобилей по соотношению «цена – качество (экономичность в эксплуатации)» уступают более дешевым моделям, но пользуются спросом у определенного круга покупателей как традиционно престижные. 
Высокая цена может быть положительно оценена покупателями и в случае эксклюзивных товаров и услуг – она ограничивает круг желающих их получить покупателей до наиболее состоятельных и заинтересованных. [3]

5. Эффект затрат  на переключение 
Суть эффекта затрат на переключение состоит в том, что покупатель оценивает новый товар не только на основе его полезности и цены, но и с учетом затрат, необходимых при переключении на этот новый товар.

Этот эффект ярче всего  проявляется на рынке сложнотехнических товаров. Например, если фирма хочет перейти на новое, более дешевое оборудование другой марки, переход, скорей всего, потребует время и затраты на переобучение персонала. Поэтому разница в цене должна быть столь существенна, чтобы она оправдала дополнительные издержки и потраченное время фирмы. [3]

6. Эффект дороговизны  товара 
Чувствительность покупателя к цене тем больше, чем выше затраты на покупку в процентах от располагаемых доходов или по абсолютной величине. [2]

Это значит, что при выборе дорогих товаров покупатель склонен  обращать больше внимания на различия в цене, тогда как при покупке  дешевых потребительских товаров  его усилия по поиску более выгодной альтернативы не окупаются. 
Также завышенные цены оправдывают себя в престижных магазинах, так как их клиентами являются более обеспеченные граждане, предпочитающие приобрести все необходимое в одном месте, дорожа своим временем.[3]

7. Эффект разделения  затрат 
Покупатели тем менее чувствительны к цене, чем большую часть затрат несут третьи лица.

К примеру, бессмысленно вести  ценовую конкуренцию на рынке  услуг для бизнесменов (авиабилеты, гостиница), так как эти затраты  компенсируются компанией. Или, например, работник, совершающий покупки по поручению фирмы, будет искать более  дешевую альтернативу менее тщательно, чем если бы тратил собственные средства. [2]

8. Эффект создания  запасов 
Чем более продукт пригоден для хранения, тем сильнее покупатели реагируют на временное изменение его цены.

Особенно чувствительны  люди к неожиданному снижению цен. Оно  разрушает их привычное поведение  и побуждает делать запасы ради дополнительной выгоды. Этот эффект также проявляется во время высокой инфляции: делая запасы на будущее, покупатель стремится защитить себя от роста цен.[3]

 

 


[1] "История экономических  учений" - Я.С.Ядгаров; Москва, 2010 г.

[2] Шнаппауф Р.А. Практика продаж: Справочное пособие. – М.: АО «Интерэксперт», 2008.

[3]Интернет -источники

 

 

 

 

 

 

9. Методы ценообразования

В экономической литературе описано большое количество методов  ценообразования, применяющихся как  зарубежными, так и российскими  предприятиями на практике. Достаточно сложно представить всю совокупность методов ценообразования, классифицированных по определенным признакам. Все методы можно разделить на три большие группы: затратные методы (ориентированные на издержки производства), рыночные методы (ориентированные на конъюнктуру рынка), параметрические методы (ориентированные на нормативы затрат на технико-экономический параметр продукции). На деле же, все они чересчур теоретизированны и насыщены математическими расчетами, что оправдано при определении себестоимости единицы продукции на производственном предприятии. У нас речь идет о торговой фирме: и список статей расходов короче, и не стоит вопрос об удешевлении и оптимизации каких-либо сложных технологических процессов. Мне кажется уместнее говорить о двух принципиально разных подходах к ценообразованию в торговле – затратном и ценностном.[1] Их суть можно проиллюстрировать с помощью следующих схем:

  1. Затратный подход.

Продукт

 

Технология

 

Затраты

 

Цена

 

Ценность

 

Покупатели


  1. Ценностный подход

Покупатели

 

Ценность

 

Цена

 

Затраты

 

Технология

 

Продукт


Затратный подход к ценообразованию исторически самый старый и на первый взгляд самый надежный. В его основе лежит такая реальная категория, как затраты фирмы на закупку и реализацию продукции, подтвержденные первичными документами бухгалтерии.[2] Среди основных пунктов расходов можно выделить:

  • Затраты на закупку у поставщика;
  • Амортизация основных фондов;
  • Налоги;
  • Заработная плата;
  • Транспортные расходы и т. п. [3]

На самом деле этот подход имеет принципиально неустранимый дефект. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая, собственно, и должна быть основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как цена будет установлена.[3]

При рыночной организации  сбыта продукции уровень цены определяет возможный объем продаж. Между тем и экономическая теория, и бухгалтерский учёт признают, что от масштаба производства прямо зависит величина удельных затрат на производство единицы продукции. При росте объемов выпуска снижается сумма постоянных затрат, приходящихся на одно изделие, и соответственно величина средних затрат на его выпуск. Следовательно, разумный менеджер не должен вставать на путь пассивного ценообразования, когда установление цен происходит строго на основе затратного метода. Наиболее разумный подход - активное ценообразование, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что выводит предприятие на желаемый уровень прибыльности.[4]

Если попытаться сформулировать вопросы, которые в наибольшей мере адекватны логике активного ценообразования, то они будут звучать примерно так: «Насколько нам нужно увеличить  количество продаваемых товаров, чтобы  при более низкой цене получить большую  массу прибыли?» или «Каким количеством  продаваемых товаров мы можем  пожертвовать, чтобы при более  высокой цене получать большую прибыль, чем раньше?». [3]

Именно такой подход позволяет избежать серьезного дефекта затратного ценообразования слишком высоких цен на «слабых» рынках (т.е. рынках с ухудшающейся конъюнктурой) или слишком низких цен на «сильных» рынках (т.е. рынках с растущим спросом).[3]

Однако именно затратный  метод лежит в основе ценовой  политики многих предприятий, доставшийся  им от советской системы управления. И специалисты утверждают, что  недостатки этого метода наиболее ярко проявляются в двух ситуациях: когда  необходимо приспособиться к новым условиям конкуренции и когда у предприятия нет оборотных средств. [4]

Задача же ценностного подхода к ценообразованию состоит вовсе не в том, чтобы клиенты предприятия были довольны. Такую благосклонность можно приобрести и за счет больших скидок с цен. Ценностное ценообразование призвано обеспечить прежде всего получение прибыли за счет достижения выгодного для предприятий соотношения «ценность/затраты», а вовсе не за счет максимального наращивания объёмов продаж. [1]

Ключ ценностного  метода—позиционирование товара в  определённом сегменте рынка. Поэтому, скажем, вместо того, чтобы до потери пульса снижать себестоимость, предприятия задаются вопросом, не лучше ли поискать других покупателей. При ценностном ценообразовании нужно убедить покупателей в том, что им стоит заплатить за этот товар более высокую цену, поскольку он им куда полезнее, чем они «сами поначалу подумали». И если к этому добавляются еще усилия финансистов и бухгалтеров (специалистов по управленческому учету), то возникает именно тот результат, к которому и должно стремиться предприятие: максимальная разница между ценностью товара для покупателя, которую он готов оплатить, и затратами, которые необходимы предприятию, чтобы изготовить товар с такими свойствами. В этих условиях задача ценообразования состоит как раз в том, чтобы как можно большая часть этой разницы превратилась в прибыль предприятия и как можно меньшая - в выигрыш покупателя.[3]

Естественно, что решение  этой задачи, как правило, зависит  от влияния и третьей стороны  – других предприятий, конкурирующих  на этом рынке. Поэтому в идеале ценовая  политика предприятия рождается  и совершенствуется в итоге постоянного  сотрудничества бухгалтеров, финансистов, маркетологов, менеджеров и сотрудников информационных служб, изучающих рыночную ситуацию. В этих условиях процедура разработки ценовой политики предприятия должна быть построена с учётом сведения воедино различных факторов, способных влиять на условия сбыта и прибыльность предприятия при тех или иных вариантах цен на реализуемые изделия.[3]

Каждый из подходов имеет  свои недостатки. Так, устанавливая цену на товар по затратам, фирма рискует в некоторой рыночной ситуации (например, при сохранении своего рыночного сегмента) потерять объемы продаж (в связи с завышенной ценой), тогда как благоразумнее было бы потерять в удельной прибыли, но стабилизировать свое положение на рынке.[3]

А фирма, ориентирующаяся  на ценностный подход, может столкнуться  с очень профессиональным покупателем, которого трудно убедить в выгодности соотношения «цена-качество» конкретного  товара. Может получиться, что покупатель «переиграет» продавца.

Независимо от того, какую  стратегию и метод ценообразования  избрало для себя предприятие, схема  образования продажной цены такова:

Закупочная цена – НДС + торговая наценка + НДС +НсП = продажная цена [3]

Теперь главным вопросом становится определение величины торговой наценки, которая аккумулирует в себе прибыль предприятия (до уплаты налогов). Важно также помнить, что с увеличением торговой наценки продажная цена растет еще быстрее – как снежный ком (за счет НДС и НсП). Иногда фирмы, стремящиеся к увеличению прибыли главным образом за счет роста объемов продаж, предлагают крупным покупателям существенные скидки. [4]

Понятно, что в данной формуле ключевые понятия торговой наценки и закупочной цены. Торговая наценка должна быть установлена  такой величины, чтобы могла быть реализована ценовая стратегия, учтены затраты (в какой мере –  зависит от целей фирмы и подхода  к формированию цены (эти вопросы  были рассмотрены выше)). Конечно, все  продавцы стремятся закупить товар  для продажи как можно дешевле, но они должны учитывать при выборе поставщика такие факторы, как надежность поставщика, скорость доставки, возможность  самовывоза, возможность получения скидки и т. п. Иногда стабильность компании в выполнении своих обязательств куда важнее туманной выгоды от партнерства сомнительными поставщиками. [3]


 [1] Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования. М., Политиздат, 2009 г.

[2] Шнаппауф Р.А. Практика продаж: Справочное пособие. – М.: АО «Интерэксперт», 2008.

[3] Интернет -ресурсы

[4] Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования. М., Политиздат, 2009 г.

10. Ценообразование за рубежом. Необходимость государственной политики цен

Важнейшая часть  управления рыночной экономикой - ценовая  политика государства. Характерно сочетание в современной системе разных цен: свободных, регулируемых и устанавливаемых государством. Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер. Государство с помощью законодательных, административных и бюджетных мероприятий воздействует на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. посредством цен сглаживать циклические колебания процессов воспроизводства. С учетом конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит обычно антикризисный характер. Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить серьезного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита бюджета, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции. Важной задачей при этом является и достижение серьезных социальных результатов. [1]

Меры воздействия  на производителей со стороны государства  могут быть как прямыми(путем установления определенных правил ценообразования, с использованием административно-юридических методов), так и косвенными(через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплаты труда, налогообложение и др.). На способы и методы государственного регулирования цен оказывают воздействие национальные и климатические факторы, сырьевые и политические условия, место страны в мировом разделении труда. Во всех развитых странах с рыночной экономикой государственными органами выработаны принципы, методы и нормативы установления цен. Кроме разработки и принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение. [4]

Информация о работе Ценообразование и ценовая политика