Анализ и прогнозирование цен по показателям конъюнктуры рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

В своей контрольной работе я рассмотрю такие понятия дисциплины «Цены и ценообразование», как «конъюктура рынка», анализ и прогнозирование цен по показателям конъюктуры рынка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие, виды и характерные черты конъюктуры………...……4
2. Основные показатели рыночной конъюктуры……………..…….6
3. Методы исследования экономической конъюктуры……………10
4. Методы исследования отраслевой структуры рынка……….…..14
Заключение…………………………………………………………………...18
Список использованной литературы…………………………………..…19

Работа содержит 1 файл

Цены и ценообразование.doc

— 160.00 Кб (Скачать)
lign="justify">  HHI = 100 %2 =10 000. 

  Если  число фирм больше единицы, то HHI может  принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей.

  Данный  индекс используется в США в качестве ориентира для определения возможности  слияния фирм. Если HHI < 1000, рынок считается неконцентрированным, и слияния беспрепятственно допускаются. Если 1000 < HHI < 1800 – рынок умеренно концентрированный, однако уровень выше 1400 может потребовать дополнительной проверки в целях разрешения слияния фирмам. Если же HHI > 1800 – рынок высококонцентрированный. В этом случае слияние фирм разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (в результате слияния); если индекс увеличивается от 50 до 100 пунктов, назначается дополнительная проверка; если более 100 – слияние запрещается.

  По  результатам анализа количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, устанавливается его принадлежность к высоко-, средне- и низкоконцентрированному рынку, оценивается наличие и степень развитости конкуренции. При заключении о целесообразности вмешательства антимонопольных органов в процесс формирования конкурентной среды на данном товарном рынке определяются направления, формы и методы этого вмешательства.

  Другой  важнейшей характеристикой концентрации производства являются коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе. Подобные показатели, в отличие от отраслевых, не содержат погрешностей, связанных  с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.

  Индекс  Херфиндаля-Хиршмана как показатель уровня концентрации связан с показателем монопольной власти Лернера, и данное свойство широко используется в экономических исследованиях. В курсе микроэкономики индекс, характеризующий монопольную власть, определяется как величина, на которую цена превышает предельные затраты:

    

  где eD – эластичность спроса по цене на продукцию данной фирмы.

  Значение  индекса Лернера можно прямо  связать с индексом Херфиндаля-Хиршмана для олигополистического рынка, предположив, что он описывается моделью Курно (см. курс «Микроэкономика»).

  В этом случае для отдельной фирмы  индекс Лернера будет вычисляться  по формуле:

  Li = - ki / eD,

  где ki – рыночная доля фирмы;

        eD – показатель эластичности рыночного спроса.

  Тогда средний для отрасли индекс (когда  весами служат доли фирм на рынке):

  L = - HHI / еD.

  Существует  также зависимость индекса Лернера  от уровня концентрации с учетом согласованности  ценовой политики фирм: 

  для фирмыLi = - b / eD - (1- b) ki / еD;

  для отрасли – L = - b / eD-(l - b) HHI / еD, 

      где b – показатель согласованности ценовой политики фирм (степень сговора), принимающий значения от 0, что соответствует взаимодействию фирм по Курно, до 1, что соответствует заключению картельного соглашения.

    Чем выше показатель согласованности ценовой политики, тем меньше зависимость индекса Лернера для фирмы от доли ее на рынке, а для отрасли – от уровня концентрации продавцов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Изучение  Россией опыта ценообразования  в зарубежных странах важно как само по себе, т.е. для понимания его закономерностей и тенденций, так, и это более важно, для его творческого использования с учетом национальных особенностей для формирования ценового механизма и ценовой политики в нашей стране в период переход к рыночному хозяйству.

    В  ходе исторического развития  экономическое устройство многих  стран претерпевало изменения.  На смену свободному рынку  разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую хозяйственную систему страны различные экономические уклады.

  История подтвердила неэффективность как  монополизированной, так и чисто  рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность  такой экономики состоит в  том, что она представляет собой  систему, объединяющую государственный и негосударственный секторы, функционирующие на условиях равноправия.

  Экономике смешанного типа присущ такой вид  управления, когда государственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений, как правило, входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и ценового регулирования, главной целью которых является поддержание баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

  Одной из важнейших задач государства  является обеспечение такого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия. Антимонопольными считаются такие законы, которые запрещают соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т.д.

  Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Эти правила оформляются в  виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.

  Методологический  аспект ценообразования в развитых странах состоит в выработке  государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам, государственные органы берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

    1. Цены и  ценообразование. Учебник/ под ред. В.Е. Есипова. 4-е изд.- СПб.: Питер, 2007
    2. Желтякова И., Маховикова, Пузыня Н. Цены и ценообразование. Учебное пособие- СПб: Питер, 1999.

                    3.    Баздникин А.С. Цены  и ценообразование. Уч. поc.-М.:Юрайт-   

                          Издат.2005.            

                    4.    Уткин Э.А. Цены , ценообразование,  ценовая политика. М.: Экмос, 

                           1999.  

            5.  Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование.  Учебное пособие.- 2-е изд.,                                                                                                                                         

                  переработанное и дополненное.М.: «Маркетинг», 2000.

           6.   Цены и ценообразование.  Учебник/ под ред. И.К. Салимжанова.  

                    М.: ЗАО «Финстат информ», 2001.

             7.    Шуляк П.Н. Ценообразование.: Учебно-практическое пособие. –  3-е 

                    изд. перераб. и дополн.: Изд.  дом «Дашков и К», 2000.

             8.    Куликов А.Л. Цены и  ценообразование в вопросах и  ответах:

                    уч. пособие – М.:  ТК Велби ,Изд-во Проспект, 2006.

Информация о работе Анализ и прогнозирование цен по показателям конъюнктуры рынка