Текст популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена теме: Тексты популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля.
Актуальность этой работы заключается в том, что тексты популярной (практической) психологии до сих пор не выступали в качестве объектов лингвистических и филологических исследований, между тем они представляют значительный пласт современной популярной литературы, обладающий несомненным стилистическим и жанровым единообразием.

Содержание

Введение............................................................................................................... 3

Глава 1. Жанрово-стилистические характеристики научно-популярного подстиля.................................................................................................................5
Искусство общения............................................................................8
Отношение к себе, к другим, к различным аспектам жизни и самоактуализация.............................................................................9
Терапия конкретных психологических проблем..........................13
Достижение личного успеха в различных областях.....................14
Самосовершенствование, самоактуализация, «личностный рост», тренировка отдельных способностей.............................................15
Решение проблем здоровья и его укрепление с помощью психотехник......................................................................................15

Глава 2. Анализ научно-популярного текста................................................17
Термины............................................................................................17
Перифраза..........................................................................................19
Тропы.................................................................................................20
Сравнение..........................................................................................21
Переносные значения слов..............................................................23
Фигуры..............................................................................................23
Фразеологизмы.................................................................................23
Морфология......................................................................................24
Синтаксис.........................................................................................24
Заключение........................................................................................................29
Список литературы...........................................................................................31
Приложение...............................................................................

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 67.30 Кб (Скачать)

А. Б.:: Вы боитесь оказаться в глазах других людей неидеальной?

Елена: Видимо, боюсь. 

Юлия: Я уверена в этом. Я хорошо помню, как отец унижал маму. А еще – как он вбегал иногда в мою комнату, кричал, если ему что-то не нравилось, обзывал меня. Самыми безобидными словами были «амеба», «одноклеточное».

Приемы: ирония, разговорные конструкции, подтверждение мыслей пословицами/поговорками

Важнейшим фактором занимательности  в научно-популярной книге может  стать юмор или ирония. Широко используются каламбуры. Например, «теория эволюции и сама претерпевает существенную эволюцию», «размышляя над природой самой природы», «где скрывается скрытая масса». Могут быть и такие каламбуры: «звучит, конечно, все это заманчиво, но и обманчиво». Мысль, выраженная в каламбурной форме, выглядит ярче, острее. Юмор позволяет избежать монотонности повествования, облегчает восприятие произведения.

Широкое использование находят  элементы разговорного стиля. Наблюдается характерная для разговорной речи тенденция к свободному построению языковых единиц, употреблению окказиональных грамматических конструкций. Большинство окказионализмов («прилетельцы», «лунопроходцы») построены на основе образного осмысления их словообразующей модели. Разговорная лексика («затащили», «зациклившись», «мудреных», «нехитрое», «худо-бедно») способствует имитации фразеологически непринужденной персонально адресованной неофициальной речи. Как приметы разговорного стиля используются слова просторечные, бранные, находящиеся за пределами литературной нормы: «Только дураки, простите за грубость, учатся на собственных ошибках». Разговорная лексика привносит в научно-популярный текст оттенки эмоциональности, образности. Стилизация диалога с читателем достигается путем использования семантически опустошенных конструкций («так сказать», «такое дело»), слов, указывающих на предположительность действия («а может», «наверное»), междометий («уф», «ну и ну»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, тексты популярной психологии относятся к  научно-популярному подстилю научного функционального стиля  (с элементами публицистического, художественного  и разговорного стилей) и представляют собой специальный жанр научно-популярной литературы, состоящий, в свою очередь  из ряда поджанров, определяемых по тематическому  признаку: «искусство общения»; отношение  к себе, к другим, к различным  аспектам жизни; терапия конкретных психологических проблем; достижение личного успеха в различных областях; самосовершенствование, самоактуализация, «личностный рост», тренировка отдельных  способностей; решение проблем здоровья и его укрепление с помощью  психотехник.

Отобранные  тексты изучались по одной схеме (независимо от жанра): композиционно-жанровая характеристика, синтаксическое оформление, лексико-стилистические особенности. Тексты статей проанализированы преимущественно  с третьей позиции для того, чтобы можно было вынести суждение о соотношении и взаимодействии таких слоев лексики, как специальная (термины), общеупотребительная в зависимости от темы, жанра и коммуникативной направленности текста.

В диалоговых статьях специальная лексика  не встречается, так как беседа ведется  с целью помочь пациенту разобраться  в себе, не обременяя при этом свою речь терминами, для более легкого  восприятия информации, получаемой от психолога. Диалог строится на вопросно-ответной форме и имеет причинно-следственную связь. Все это необходимо для  того, чтобы пациент самостоятельно смог прийти к определенным выводам, задача же психолога заключается  в том, чтобы просто подтолкнуть  собеседника в нужном направлении, использую правильно поставленную речь. 

Исследуя  особенности синтаксического и  лексико-стилистического оформления текстов, обнаружили, что различным  типам статей присущи различные  типы предложений. Так, например, в интервью часто присутствуют элементы разговорной речи, такие как простые предложения, постановка риторических вопросов, использование неопределенно-личного местоимения. В информационных, информационно-аналитических статьях присутствуют в основном предложения распространенные, сложносочиненные, порою являющиеся целым абзацем. Разнообразие жанров, используемых в статьях такого рода, многогранно. Одной теме могут быть посвящены статьи различного типа: интервью, информационная, информационно-аналитическая, короткие заметки и так далее. При этом используются различные дополнительные средства, такие как иллюстрации, комментарии "на полях", выделение шрифтом. В текстах обычно даются заголовок, подзаголовок, шапка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Марова, Н. Д. Диалоги о перспективе текста (на материале немецкоязычных художественных текстов) [текст]/Н. Д. Марова.- Алма-Ата: изд-во Казахского ун-та, 1989. – с. 84.
  2. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [текст]/А.Г. Маслоу.- СПб.: изд-во Евразия, 1999.- с. 487.
  3. Стернин, И. А. Введение в речевое воздействие [текст]/И.А. Стернин.- Воронеж: изд-во Истоки, 2001. - с. 252.
  4. Тамарченко, Н. Д. Литературная энциклопедия терминов и понятий [текст]/Н.Д. Тамарченко.- Под ред. А. Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. – с. 1600.
  5. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка [текст]: учебное пособие/ И. Б. Голуб.- М.: изд-во Рольф, 1997. - с. 448.

Список источников изучаемого материала

 

    1. Официальный сайт журнала Psychologies

[Электронный  ресурс]. URL: 

http://www.wday.ru/psychologies/(дата обращения 28.05.2012).

  1. Бендлер, Р., Гриндер, Д. Из лягушек в принцы.                  Нейролингвистическое программирование [текст]/Р. Бендлер.- Новосибирск, 1992.- с. 246.
    1. Гурангов, В., Долохов, В. Сам себе волшебник [текст]/В. Гурангов.- СПб.: Питер, 2003.- с. 192.
  1. Егидес, А. Лабиринты общения или как научиться ладить с людьми [текст]/А. Егидес.-М.: изд-во АСТ-Пресс, 2006 – с. 368.
  2. Кийосаки, Р. Т., Лектер, Ш. Богатый папа, Бедный папа [текст]: в 3-х кн./Р.Т. Кийосаки.- Мн.: изд-во Попурри, 2005.
  3. Козлов, Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день [текст]/Н.И. Козлов.- М.: изд-во Новая школа, 1997.— с. 320.

 

 

  1. Козлов, Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности [текст]/Н.И. Козлов.- М.: изд-во Новая школа, 1997. — с. 428.
  2. Козлов, Н. И. Формула личности [текст]/Н.И. Козлов.- СПб.: изд-во Питер, 2000. – с. 358.
  3. Леви, В. Л. Исповедь гипнотизера. Дом души [текст]/В.Л. Леви.- М.: изд-во Семья и школа, 1993. – с. 368.
  4. Леви, В. Л. Цвет судьбы [текст]/В.Л.Леви.- СПб.: изд-во Питер, 1993. - с. 254.
  5. Норбеков, М. С. Опыт дурака или ключ к прозрению [текст]/М.С. Норбеков.- М.: изд-во Весь, 2003. – с. 214.
  6. Рон, Дж. 7 стратегий достижения богатства и счастья [текст]/Дж. Рон.- М.: изд-во «Эмайджи», 1997. - с.123.
  7. Свияш, А. Как получать информацию из тонкого мира. Ступени в разумный мир [текст]/А. Свияш.- СПБ.: изд-во МиМ-Дельта, 2000. - с. 224.
  8. Свияш, А. Уроки судьбы в вопросах и ответах [текст]/А. Свияш.- М.: изд-во Центрполиграф, 2004. - с. 235.
  9. Сытин, Г. Н. Животворящая сила: Помоги себе сам [текст]/Г.Н. Сытин.- М.: изд-во Энергоатомиздат, 1990. – с. 415.
  10. Хилл, Н. Ключи к успеху [текст]/Н. Хилл.-  Мн.: изд-во Попурри, 1997. - с. 320.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Текст популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля