Текст популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена теме: Тексты популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля.
Актуальность этой работы заключается в том, что тексты популярной (практической) психологии до сих пор не выступали в качестве объектов лингвистических и филологических исследований, между тем они представляют значительный пласт современной популярной литературы, обладающий несомненным стилистическим и жанровым единообразием.

Содержание

Введение............................................................................................................... 3

Глава 1. Жанрово-стилистические характеристики научно-популярного подстиля.................................................................................................................5
Искусство общения............................................................................8
Отношение к себе, к другим, к различным аспектам жизни и самоактуализация.............................................................................9
Терапия конкретных психологических проблем..........................13
Достижение личного успеха в различных областях.....................14
Самосовершенствование, самоактуализация, «личностный рост», тренировка отдельных способностей.............................................15
Решение проблем здоровья и его укрепление с помощью психотехник......................................................................................15

Глава 2. Анализ научно-популярного текста................................................17
Термины............................................................................................17
Перифраза..........................................................................................19
Тропы.................................................................................................20
Сравнение..........................................................................................21
Переносные значения слов..............................................................23
Фигуры..............................................................................................23
Фразеологизмы.................................................................................23
Морфология......................................................................................24
Синтаксис.........................................................................................24
Заключение........................................................................................................29
Список литературы...........................................................................................31
Приложение...............................................................................

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 67.30 Кб (Скачать)

Среди отечественных  работ в русле поджанра «искусство общения» следует отметить книги  А. Егидеса, М. Литвака, В. Шепеля, Д. Аксенова и ряда других. Остановимся на творчестве Аркадия Егидеса. Книги этого  автора (доктора психологических  наук) в большой степени носят  научный характер, как по содержанию, так и по стилю изложения. Выдвигая собственные теоретические положения (прежде всего, теорию «синтонов» и «конфликтогенов»), Егидес интегрирует в них концепцию «пристроек» сверху и снизу, а также идеи Карнеги, модифицируя их под российский менталитет, решает ряд других вопросов в русле своей теории. Вместе с тем, не вызывает сомнений жанровая принадлежность его работ к текстам популярной психологии: теория здесь во многом служит прелюдией к обучению практическим умениям урегулирования конфликтов, технике знакомств, советам в межличностных отношениях супругам, сексуальным партнерам. В поле зрения автора включаются иные по сравнению с Карнеги вопросы (что, вероятно, связано с различием западного, прежде всего, американского и российского менталитетов): этикетное поведение в повседневном общении, проблемы этического выбора в различных ситуациях, этические оценки критики, юмора (высмеивания), оценивания, категоричности, проблемы воспитания детей («граждан России») и другие. Меняется и угол зрения - отношение к указанным проблемам основано не на принципах толерантности и заинтересованности в другом ради собственной выгоды, а на принципах этичности и коллективизма («в идеале – альтруизма»). В образе автора просматриваются такие черты, как интеллигентность, гуманизм, иногда романтизм, а также некоторая категоричность.

  1. Отношение к себе, к другим, к различным аспектам жизни и самоактуализация

Направления популярной психологии, принадлежащие  этому поджанру, являются весьма многочисленными. Это школы, популяризирующие идеи научной  психологии: В. Леви, Н. Козлова, И. Вагина, А. Курпатова, а также идеалистические  и эзотерические школы Р. Хабарда («дианетика»), П. Бурлана, В. Гурангова, В. Долохова, А. Свияша, С. Лазарева, В. Зеланда, Л. Марченко, В. и Т. Тихоплав и др. В конечном счете, все они призваны сформировать или так или иначе  изменить мировоззрение читателей, определить отношение личности к себе и к миру. Охарактеризуем некоторые из них.

 «Рефлексивная  поэтика» Владимира Леви рассматривает  широкий круг экзистенциальных  вопросов: личностные качества человека, отношение к жизни, к другим  людям, общение, взаимоотношения  супругов, родителей и детей, оздоровление  и ряд других. В фокусе зрения  автора в основном оказываются  проблемы личности - комплексы, одиночество,  непонимание, неудачи, проблемы  общения, дисгармония, ревность, разводы и проч. Книги Леви  часто строятся в форме эпистолярного  диалога с читателями или комбинации  размышлений с художественным  или полудокументальным повествованием (часто биографическим или автобиографическим). Эти тексты обладают яркой  образностью, полны художественных  зарисовок, диалогов, стихов, в том  числе, в прозе. Строгой и  оригинальной (с психологической  точки зрения) системы взглядов  в книгах Леви не просматривается,  его рекомендации во многом  основываются на интуитивном  понимании проблемы и варьируются  от случая к случаю, однако  во всех его произведениях  отражается образ автора –  рефлексирующей, в некоторой степени  романтической личности, тонкого  наблюдателя, исповедующего понимание  и бережное отношение к другому. 

В поле зрения «деятельностной психологии» Николая  Козлова входит практически тот  же круг вопросов, что и у Леви, однако здесь затрагиваются и  социальные вопросы: отношение к  науке, искусству, религии, морали, стратегиям успеха в карьере, бизнесе и другие. Все эти вопросы рассматриваются  под углом зрения «гуманистического  титанизма» - идеалом для автора является свободная, ответственная  и деятельная личность, причем деятельность ее должна быть осознанно направлена на созидание «добра и красоты». Поскольку именно так автор понимает развиваемое им понятие «личностного роста», то это также книги о  самосовершенствовании и позитивной, нацеленной вовне самоактуализации [2.]. Книги Н. Козлова носят в большой степени философский характер (образ автора – «деятельный философ»), хотя и написаны они живым литературно-разговорным языком - здесь излагается стройная система взглядов, в большой степени выражен компонент логической аргументации. Наряду с этим, имеются повествовательные пассажи, образность, элементы юмора и т.д. которые дополняют логическую аргументацию или оказывают внушающее воздействие.

Выше  указывалось, что, помимо психологических  систем, покоящихся на традиционных объективно-материалистических основаниях, есть ряд идеалистических  и эзотерических направлений, которые  так же, как и предыдущие, обсуждают  экзистенциально-психологическую проблематику. Эти теории не лишены рационального  зерна и даже активно используются практикующими психологами и  психотерапевтами, поэтому мы сочли  целесообразным рассмотреть некоторые  из них.

Психологическая система «Симорон» В. Гурангова  и В. Долохова исходит из сенсуалистического принципа («Мир есть иллюзия, которую  личность воспринимает как реальность, оживляя ее своим воображением»). Авторы описывают специфическую  метафорическую модель мира, суть которой  заключается в следующем: в центре каждой личности имеется «сила, выпустившая  любой объект мироздания в жизнь, источник света «Симорон»». Вокруг него – шар, в этом качестве выступает  личность человека. Личность пропускает излучение «Симорона», и во внешнем  мире выписано продолжение личности. Этим продолжением является весь видимый, проявленный мир. Каждый человек, растение, животное, камень, каждый предмет видимого мира является проекцией, укрупненным  продолжением самой личности. «В тот  момент, когда я бросаю взгляд на какой-то предмет, я выпускаю луч  и выписываю вне себя свое продолжение, соответствующее дырочке, сквозь которую  я выпустил этот луч. Дырочки разной формы, соответственно, и проекции разные». На основе этой теории авторы учат фиксировать  внимание на позитивных моментах негативного  явления (сигнала) и, выполняя своеобразный обряд («колдовство»), справляться с ним: «Мы не исправляем недостатки, не искореняем беды, а находим везде и во всем элементы здоровья, силы, радости и утверждаем их. Тогда зло, горе уходит само по себе. Это основополагающий принцип всех симоронских технологий» (из книги «Курс начинающего волшебника»). «Колдовство» производится, в том числе за счет таких психотехник, как «благодарность проблеме за подсказку», «переименование актуального сигнала через трек», «переигрывание корневого эпизода» и других. Поле зрения авторов этого направления охватывает различные ординарные и экстраординарные жизненные ситуации, с которыми может столкнуться человек, в фокусе их зрения – неприятности, которые, по теории авторов, являются «предупреждающими сигналами первой, второй и третьей стадии», например, отсутствие кандидатов на замужество, болезнь, проблемы межличностных отношений и др. Угол зрения направлен на поиск позитива в любых ситуациях. В образе автора угадывается интеллектуальная, жизнерадостная личность, стремящаяся устранять негатив, «превращать черное в белое» [7.].

Александр Свияш разработал собственную объяснительную модель мироустройства, из которой  он исходит, давая практические психологические  советы. Тезисно, она выглядит следующим  образом. Существует Тонкий (Непроявленный) мир, в котором обитают духи, как  добрые, так и злые. Эти духи существуют за счет чистых (эталонных, божественных) и неэталонных энергий людей (к  последним относятся, например, желания  материальных удобств и земной любви, наслаждение от победы в соревнованиях  и т.п.). Жизнь как в Тонком, так  и в Проявленном мире подчиняется  законам Кармы, которая трактуется Свияшем своеобразно: «за любую  полученную на свое существование от людей энергию духам необходимо платить (путем формирования нужных человеку событий). По отношению к  людям этот же закон имеет обратный вид: за каждую помощь от духов нужно  платить энергией. То есть человек  может обращаться к духам (любым) с просьбой, получит содействие лишь в том случае, если он «оплатил» свой заказ достаточным количеством энергий соответствующего «качества»» (из книги «Как получать информацию из тонкого мира»). В соответствии с описанной системой мироустройства вводится ряд понятий (например, «идеализаций», «примативности», «сосуда кармы»), предлагается методика «Разумного пути», ключевым моментом которой является «формирование событий». Текст Свияша суховат, наукообразен, логичен, при этом ему не чужды такие дополнительные средства убеждения и внушения, как образность, элементы юмора. Все эти особенности в совокупности и составляют образ автора.

  1. Терапия конкретных психологических проблем

 Внутри этого направления к жанру популярной психологии можно отнести книги НЛП (Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, Р. Дилтс, Д. Гордон и др.). Несмотря на то, что НЛП претендует на статус научной теории, в книгах этого направления преобладают практические рекомендации. Мы относим их к жанру популярной психологии, поскольку книги по НЛП адресованы широкой публике, а не узкому кругу специалистов и соответствуют основной цели текстов этого жанра – помогать широкому кругу людей справляться с возникающими (проблемными) ситуациями. НЛП, по существу, представляет собой своеобразную методологию, принципом которой является не поиск закономерностей существования (экзистенции) человека, а поиск наиболее удачного (успешного) решения конкретной проблемы. Терапия НЛП направлена на формирование у реципиентов образцов успешного поведения в тех или иных ситуациях: терапевт пытается выявить наилучший способ, с помощью которого человек может выполнить определенную задачу, и закрепляет его в качестве модели. В поле зрения НЛП – кризисные ситуации, в фокусе находятся конкретные жизненные ситуации того или иного реципиента: «микропроблемы», типа «она никогда не поддерживает, не успокаивает меня», стрессы, фобии, мании, которые редко обобщаются до уровня стандартных ситуаций из жизни любого человека. Угол зрения авторов НЛП определяется позицией «как улучшить ситуацию» (а не «почему так происходит», «как должно быть» или «как правильно»). Тексты НЛП имеют «размытую», нечеткую структуру, построены по принципу устных выступлений – популярных лекций с элементами практических тренингов. Методология НЛП предполагает расширение выбора клиента для реагирования на жизненную ситуацию, увеличение числа стратегий реагирования, смену сенсорной репрезентации ситуации. Металингвистическая модель коммуникации в них представлена в форме свободного (нестрогого) рассуждения с вкраплениями диалогов-дискуссий[6.].

  1. Достижение личного успеха в различных областях

Этот  поджанр представлен именами  таких зарубежных авторов, как Н. Хилл, Дж. Рон, Р. Кийосаки, Г. Клауд, Дж. Ален, Дж. Максвелл и других, и таких  российских авторов, как Н. Правдина, Н. Старостина, С. Попов и других. Поджанр «литературы личного  успеха» особенно близок к официально-деловому стилю, а именно, той его сфере, которую часто называют «языком  делового общения», и, собственно, вырос  из него. (В свою очередь, книги по деловой коммуникации выросли в  начале ХХ века из американской философии  прагматизма; первые книги такого рода писались в виде автобиографического  наставления-руководства по достижению успеха, например, книги Н. Хилла). Однако, поскольку ключевым моментом в большинстве  произведений этого жанра является выработка у реципиентов специфических  психологических установок, мотивов, алгоритмов поведения, нацеленных на достижение успеха, мы имеем полное основание  включить их в жанр популярной психологии. К тому же, если примерно до конца  ХХ века такого рода тексты были посвящены  преимущественно деловому успеху, то в более поздних книгах речь может  идти об успехе вообще («успехе в  жизни»), в любви, в работе, финансовом благополучии, умении быть счастливым и т.п.

Не останавливаясь подробно на трудах того или иного  автора литературы личного успеха, отметим, что важнейшей целью  этих текстов часто является своего рода «слом» усвоенной и общепринятой системы ценностей, перестройка категориальных структур личности без опоры на стереотипы и даже архетипы. В этом смысле характерны книги Роберта Кийосаки, который, в противоречие бытующим моральным принципам, принижает честный повседневный труд и превозносит инвестирование как способ праздного существования, отрекается от трудолюбивого «бедного папы» (родного) и присоединяется к ловкому «богатому папе», научившему его управляться с деньгами [9.],[19.].

  1. Самосовершенствование, самоактуализация, «личностный рост», тренировка отдельных способностей (памяти, скорочтения, психологическая самозащита, искусства выступления, ведения спора и т.п.).

Этот  поджанр включает в себя как общие  вопросы личностного роста, так  и развитие частных способностей. Личностному росту и самосовершенствованию  в целом посвящены работы школ йоги, эзотерических систем самосовершенствования (например, система Х. Сильва, «дианетика»  Р. Хаббарда, учение «рейки» и др.), а также книги, ориентирующиеся  на научную психологию, например, Т. Гагина, Н. Козлова, Э. Цветкова, ряд  работ К. Роджерса.

  1. Решение проблем здоровья и его укрепление с помощью психотехник

В числе  работ, относящихся к этому поджанру популярной психологии, принадлежат  многочисленные книги по аутогенной тренировке, а также оригинальные системы Г. Сытина, М. Норбекова, В. Синельникова, В. Леви, А. Курпатова, Г. Мирошниченко и  др. Сюда же включаются книги по практической сексологии. Особняком стоят эзотерические  учения об исцелении, написанные такими авторами, как А. А. Бейли, Дж. Голдмен, С. Лазарев, С. Коновалов и др.

«Психотерапевтическому» исцелению и укреплению здоровья без каких-либо специальных физических упражнений, посвящены книги Г. Сытина. В основе метода Сытина лежат психологические  и физиологические механизмы  словесного воздействия на различные  системы организма, осуществляемого  с помощью специальных «настроев» (вербальных семантических формул). Автор постулирует закономерную связь между управляемой деятельностью сознания больных и оптимальным ходом их психического и физического оздоровления. Настрои Сытина составлены из положительных утверждений, усиливают позитивные чувства, стимулируют волевые усилия в целях управления состоянием, формируют у человека яркие образы здоровья, молодости и красоты. Данный метод зарекомендовал себя как научный, однако он понятен и доступен широкой публике – отсюда отнесение книг Сытина к жанру популярной психологии [18.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Анализ научно-популярного текста

В системе  словесно-образных средств языка  научно-популярных произведений отражается его зависимость от содержания, функций, целевого назначения, читательского  адреса, жанра произведения. Установлено, что особенностями научно-популярного  стиля как речевой системы  являются:

    • динамизм,
    • конкретность,
    • образность,
    • субъективно-объективный характер изложения, чем и определяется его лексико-фразеологическое и морфолого-синтаксические своеобразие: широкое использование слов-представлений и экспрессивно окрашенных средств (в том числе метафор, эпитетов, сравнений, перифраз), богатство форм и значений глагола.

Руководствуясь особенностями  научно-популярного стиля, проанализируем, какие стилистические приемы используются в изданиях популярной психологии, а также выясним, почему текст является доступным,  понятным  и   вызывает  интерес  у  широкой  публики читателей на примере психоаналитических статей.

Информация о работе Текст популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля