Текст популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена теме: Тексты популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля.
Актуальность этой работы заключается в том, что тексты популярной (практической) психологии до сих пор не выступали в качестве объектов лингвистических и филологических исследований, между тем они представляют значительный пласт современной популярной литературы, обладающий несомненным стилистическим и жанровым единообразием.

Содержание

Введение............................................................................................................... 3

Глава 1. Жанрово-стилистические характеристики научно-популярного подстиля.................................................................................................................5
Искусство общения............................................................................8
Отношение к себе, к другим, к различным аспектам жизни и самоактуализация.............................................................................9
Терапия конкретных психологических проблем..........................13
Достижение личного успеха в различных областях.....................14
Самосовершенствование, самоактуализация, «личностный рост», тренировка отдельных способностей.............................................15
Решение проблем здоровья и его укрепление с помощью психотехник......................................................................................15

Глава 2. Анализ научно-популярного текста................................................17
Термины............................................................................................17
Перифраза..........................................................................................19
Тропы.................................................................................................20
Сравнение..........................................................................................21
Переносные значения слов..............................................................23
Фигуры..............................................................................................23
Фразеологизмы.................................................................................23
Морфология......................................................................................24
Синтаксис.........................................................................................24
Заключение........................................................................................................29
Список литературы...........................................................................................31
Приложение...............................................................................

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 67.30 Кб (Скачать)

Минобрнауки РОССИИ

ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени  академика С. П. Королёва                                                                  (национальный исследовательский университет)                                                   

         СГАУ

 ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ                                                                                              КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И  КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Стилистика русского языка»          

 на тему: «Текст популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля»

 

 

 

Выполнила: студентка группы ИП 21 
Градалева М. В.

                                                                     Проверил: Литвинова Ю. Н.

                                      Оценка:

 

Самара 2012

Оглавление

 

Введение............................................................................................................... 3

 

Глава 1. Жанрово-стилистические характеристики научно-популярного подстиля.................................................................................................................5

  1. Искусство общения............................................................................8
  2. Отношение к себе, к другим, к различным аспектам жизни и       самоактуализация.............................................................................9
  3. Терапия конкретных психологических проблем..........................13
  4. Достижение личного успеха в различных областях.....................14
  5. Самосовершенствование, самоактуализация, «личностный рост»,   тренировка отдельных способностей.............................................15
  6. Решение проблем здоровья и его укрепление с помощью            психотехник......................................................................................15

 

Глава 2. Анализ научно-популярного  текста................................................17

  1. Термины............................................................................................17
  2. Перифраза..........................................................................................19
  3. Тропы.................................................................................................20
  4. Сравнение..........................................................................................21
  5. Переносные значения слов..............................................................23
  6. Фигуры..............................................................................................23
  7. Фразеологизмы.................................................................................23
  8. Морфология......................................................................................24
  9. Синтаксис.........................................................................................24

Заключение........................................................................................................29

Список литературы...........................................................................................31

Приложение.......................................................................................................33

 

Введение

Данная  курсовая работа посвящена теме: Тексты популярной психологии как особая сфера  функционирования научно-популярного  стиля.

Актуальность  этой работы заключается в том, что  тексты популярной (практической) психологии до сих пор не выступали в качестве объектов лингвистических и филологических исследований, между тем они представляют значительный пласт современной популярной литературы, обладающий несомненным стилистическим и жанровым единообразием.

Остановимся на признаках дискурса популярной психологии в целом. Его специфика определяется:

1) своеобразием  концептуального (ключевого) состава: предметом обсуждения в них являются экзистенциальные, гуманитарные и нравственные концепты. Эти концепты – смысл жизни, человеческие отношения, общение, любовь, дружба, успех, достижения, личностный рост, самореализация, моральность, ответственность и др. – описывают абстрактные сферы общественного и индивидуального сознания. Они представляют собой своеобразную экзистенциально-психологическую «надстройку» над материальными и социальными категориями (прежде всего, над центральными антропологическими концептами «человек» и «личность», а также над сопутствующими понятиями «семья», «друзья», «работа» и проч.). Указанные концепты носят ценностный характер и сообщают ценностные свойства всем конкретным понятиям и объектам, которые индивид включает в соответствующие категориальные конструкты;

2) своеобразием  прагматических целей, включающих  в себя терапевтическую или  воспитывающую трансформацию категориальных  структур, оценок, установок реципиентов  с помощью смены перспективы,  ракурса видения событий, изменения  эмоционально-оценочных коннотаций  объектов, разрушения стереотипов,  конструирования «новой реальности»  и т.д.; оптимизацию их повседневного  поведения; информирование, вооружение  реципиентов системой психологических  знаний; научение их специальным психотехникам и техникам воздействия на физиологические процессы;

3) особенностями  формы коммуникации – трактат  с элементами рассказа, беседа, тренинг,  консультация и др.

4) характером  коммуникативных ролей адресатов  и адресантов: первые выступают  в качестве лиц, желающих решить  психологические проблемы или  оптимизировать некоторые психологические  аспекты своей жизнедеятельности,  вторые - в качестве лиц, помогающих  решать эти задачи.

Целью данной работы является исследование функционирования научно-популярного стиля в текстах  популярной психологии.

Задача  заключается в следующем: дать интерпретацию (анализ) лексико-стилистических особенностей диалоговых статей в научно-популярном издании по психологии.

Объектом  исследования является научно-популярный стиль используемый в популярных периодических изданиях по психологии.

В свою очередь  предметом выступает функция  данного стиля в психоаналитических статьях, на примере журнала «Psychologies».

Таким образом, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, где обозначены цель, задача, объект и предмет исследования; первая глава (обзорно-теоретическая) посвящена изложению основных положений функциональной стилистики научно-популярных текстов практической психологии: даются (с опорой на теоретические источники) характеристики научно-популярного стиля в различных изданиях популярной психологии; вторая глава (исследовательская) содержит ряд параграфов, каждый из которых представляет интерпретацию лексико-стилистических особенностей текстов, объединенных определенной научной тематикой; в заключении обобщены основные результаты исследования; список литературы включает 20 названий.

 

 

Глава 1

Жанрово-стилистические характеристики научно-популярного стиля

Теперь  обратимся к стилистическим характеристикам текстов популярной психологии. Функциональный стиль – подсистема языка, обладающая специфическими особенностями в лексике, фразеологии и синтаксических конструкциях - определяется функцией (или целью) общения в той сфере, где этот стиль используется. Если рассмотреть функции основных стилей, традиционно выделяемых лингвистами, то можно видеть, что функции четырех из них во многом перекликаются с функциями текстов популярной психологии (психотерапевтическое или воспитывающее видоизменение смысловых структур; оптимизация поведения; вооружение психологическими знаниями; научение психотехникам). Основной функцией научно-популярного подстиля научного стиля является информирование читателей о научных фактах в упрощенной, популяризаторской форме, а также, в ряде случаев – их инструктирование по поводу каких-либо умений или действий. Публицистический стиль призван информировать и оказывать убеждающее и внушающее воздействие на читателей в отношении самых разнообразных социальных вопросов, варьирующихся от политических тем до проблем искусства. Функцией художественного стиля является образное моделирование реальности с тем, чтобы оказать эстетическое и этическое воздействие на читателей. Наконец, функцией разговорного стиля является фатическое и прагматическое общение, диалог – он наиболее гибок и многообразен в передаче информации, выражении отношения к чему-либо, эмоций.

Очевидно, что в текстах популярной психологии пересекаются научный, публицистический, художественный и разговорный стили. Научно-популярный подстиль научного стиля (далее для краткости –  научно-популярный стиль) является в  них преобладающим, хотя все упомянутые стили, так или иначе, способствуют осуществлению их основной коммуникативной цели. Научно-популярный стиль в текстах популярной психологии проявляется в доступном для широких слоев населения изложении основ психологических теорий и формировании некоторых умений, основанных на теоретическом знании. Элементы публицистического стиля проявляются в использовании специфических средств речевого воздействия  , а также в том, что обсуждаемые вопросы часто выходят за рамки личности, помещаются в контекст социума. Последнее вполне закономерно, поскольку общение, взаимодействие индивида с другими людьми является важнейшим аспектом популярной психологии. Художественный стиль также в той или иной степени может присутствовать в рассматриваемых текстах: авторы прибегают к художественным образам для аллегорического иносказания или для оказания эмоционально-оценочного воздействия через эстетическое впечатление. Наконец, элементы разговорного стиля, создающие эффект диалога, живого общения, также являются неотъемлемой частью текстов популярной психологии.

Итак, мы видим, что в текстах популярной психологии пересекаются несколько стилей, хотя очевидно, что основным из них является научно-популярный стиль. Сами же эти  тексты объединяются понятием жанра, означающего  устойчивую, постоянно воспроизводимую  систему признаков группы произведений литературы.

Вчитываясь  в более или менее однотипные тексты, мы начинаем улавливать структурные  особенности, способствующие ускорению  процесса понимания в связи с  определенной степенью предсказуемости. С целью анализа некоторых  информативных качеств, обратимся  к чрезвычайно своеобразной разновидности  научного функционального стиля  ― научно-популярной литературе.

Научно-популярный подстиль находится на периферии  научного стиля. Периферийное положение  научно-популярного подстиля обусловлено  его коммуникативной установкой и характером адресата. Цель этого  подстиля ― донести до адресата в доступной форме научное  знание, заинтересовать его современным состоянием науки и перспективами ее развития. В отличие от других подстилей научного стиля, где автор обращается к специалисту или будущему специалисту, в научно-популярном подстиле адресат является неспециалистом, человеком, не знакомым с данной областью науки и соответственно не владеющий ее языком. Поэтому перед автором научно-популярного стиля стоит двоякая цель: не только изложить понятно не для специалиста содержание научного знания, но и сделать это доступным языком. Другими словами, речь идет о своего рода внутриязыковом "переводе" с одного подстиля (собственно научного) на другой (научно-популярный).

Можно сказать, что признаки научного академического подстиля имеют свои аналоги и  противоположности в научно-популярном подстиле. Логичность соседствует с  экспрессивностью, обобщенность и абстрактность― с конкретным, сжатость уступает место  формам изложения, облегчающим восприятие научной информации. Точность― неотъемлемая черта научного подстиля― отступает  на второй план. Так, термины нередко  заменяются пространными дефинициями.

Языковые  средства и композиция в научно-популярном подстиле должны способствовать доступности  изложения. Научно-популярный подстиль реализуется в научно-популярной литературе, брошюрах, в текстах  научно-популярных журналов.

В научно-популярных текстах гораздо меньше специальной  терминологии, чем в других научных  подстилях. Она, как правило, заменяется общедоступной лексикой.

Жанр  текстов популярной психологии сложился как конгломерат ряда поджанров, выделяемых по тематическому принципу: решение экзистенциальных вопросов (отношение к себе, к другим, к  различным аспектам жизни); умение общаться; терапия конкретных психологических  проблем, достижение успеха в различных  областях; самосовершенствование («личностный  рост», «самореализация»); решение проблем  здоровья и его укрепление и ряд других. Все поджанры объединены общей коммуникативной целью - помочь реципиентам справиться с теми или иными жизненными ситуациями и подсказать им способ достижения некоторых жизненных целей. Внутри каждого поджанра выделяются несколько направлений, которые в ряде случаев мы проанализируем более подробно, привлекая понятия текстовой перспективы – «поля», «угла» и «фокуса» зрения автора (эти понятия развиваются в [1.]) , а также с помощью общеизвестного понятия «образа автора».

  1. Искусство общения

         Этот поджанр представлен рядом школ популярной психологии в России и за рубежом. Известнейшее американское направление такого рода – практическое руководство по общению Дейла Карнеги. Поскольку Карнеги впервые систематически описал некоторые правила и приемы эффективного общения и стал обучать этим приемам, И. А. Стернин называет Карнеги основателем теории речевого воздействия. В поле зрения Карнеги входят все ситуации, которые, так или иначе, связаны с общением и взаимоотношениями. Это исторические примеры, случаи из опыта самых разных людей, но основное внимание Карнеги уделяет деловым отношениям - переговорам, торговле, отношениям между партнерами, между руководителями и подчиненными и т.д. Все эти вопросы рассматриваются под углом толерантности и интереса к собеседнику как залогу успешности общения. Несмотря на непривычность идиостиля и тематики Карнеги для российского менталитета, при вчитывании многие мысли Карнеги оказываются разумными и убедительными, и вырисовывается достаточно привлекательный образ автора – мудрой, толерантной, пускай и деловито-прагматичной, личности.

Информация о работе Текст популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля