Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 15:46, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена теме: Тексты популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля.
Актуальность этой работы заключается в том, что тексты популярной (практической) психологии до сих пор не выступали в качестве объектов лингвистических и филологических исследований, между тем они представляют значительный пласт современной популярной литературы, обладающий несомненным стилистическим и жанровым единообразием.
Введение............................................................................................................... 3
Глава 1. Жанрово-стилистические характеристики научно-популярного подстиля.................................................................................................................5
Искусство общения............................................................................8
Отношение к себе, к другим, к различным аспектам жизни и самоактуализация.............................................................................9
Терапия конкретных психологических проблем..........................13
Достижение личного успеха в различных областях.....................14
Самосовершенствование, самоактуализация, «личностный рост», тренировка отдельных способностей.............................................15
Решение проблем здоровья и его укрепление с помощью психотехник......................................................................................15
Глава 2. Анализ научно-популярного текста................................................17
Термины............................................................................................17
Перифраза..........................................................................................19
Тропы.................................................................................................20
Сравнение..........................................................................................21
Переносные значения слов..............................................................23
Фигуры..............................................................................................23
Фразеологизмы.................................................................................23
Морфология......................................................................................24
Синтаксис.........................................................................................24
Заключение........................................................................................................29
Список литературы...........................................................................................31
Приложение...............................................................................
Минобрнауки РОССИИ
ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СГАУ
ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Стилистика русского языка»
на тему: «Текст популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля»
Выполнила: студентка группы
ИП 21
Градалева М. В.
Самара 2012
Оглавление
Введение......................
Глава
1. Жанрово-стилистические характеристики
научно-популярного подстиля......................
Глава 2. Анализ научно-популярного
текста........................
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение....................
Введение
Данная курсовая работа посвящена теме: Тексты популярной психологии как особая сфера функционирования научно-популярного стиля.
Актуальность этой работы заключается в том, что тексты популярной (практической) психологии до сих пор не выступали в качестве объектов лингвистических и филологических исследований, между тем они представляют значительный пласт современной популярной литературы, обладающий несомненным стилистическим и жанровым единообразием.
Остановимся на признаках дискурса популярной психологии в целом. Его специфика определяется:
1) своеобразием
концептуального (ключевого) состава:
предметом обсуждения в них являются экзистенциальные,
гуманитарные и нравственные концепты.
Эти концепты – смысл жизни, человеческие
отношения, общение, любовь, дружба, успех,
достижения, личностный рост, самореализация,
моральность, ответственность и др. –
описывают абстрактные сферы общественного
и индивидуального сознания. Они представляют
собой своеобразную экзистенциально-
2) своеобразием
прагматических целей,
3) особенностями формы коммуникации – трактат с элементами рассказа, беседа, тренинг, консультация и др.
4) характером
коммуникативных ролей
Целью данной
работы является исследование функционирования
научно-популярного стиля в
Задача заключается в следующем: дать интерпретацию (анализ) лексико-стилистических особенностей диалоговых статей в научно-популярном издании по психологии.
Объектом исследования является научно-популярный стиль используемый в популярных периодических изданиях по психологии.
В свою очередь
предметом выступает функция
данного стиля в
Таким образом, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, где обозначены цель, задача, объект и предмет исследования; первая глава (обзорно-теоретическая) посвящена изложению основных положений функциональной стилистики научно-популярных текстов практической психологии: даются (с опорой на теоретические источники) характеристики научно-популярного стиля в различных изданиях популярной психологии; вторая глава (исследовательская) содержит ряд параграфов, каждый из которых представляет интерпретацию лексико-стилистических особенностей текстов, объединенных определенной научной тематикой; в заключении обобщены основные результаты исследования; список литературы включает 20 названий.
Глава 1
Жанрово-стилистические характеристики научно-популярного стиля
Теперь обратимся к стилистическим характеристикам текстов популярной психологии. Функциональный стиль – подсистема языка, обладающая специфическими особенностями в лексике, фразеологии и синтаксических конструкциях - определяется функцией (или целью) общения в той сфере, где этот стиль используется. Если рассмотреть функции основных стилей, традиционно выделяемых лингвистами, то можно видеть, что функции четырех из них во многом перекликаются с функциями текстов популярной психологии (психотерапевтическое или воспитывающее видоизменение смысловых структур; оптимизация поведения; вооружение психологическими знаниями; научение психотехникам). Основной функцией научно-популярного подстиля научного стиля является информирование читателей о научных фактах в упрощенной, популяризаторской форме, а также, в ряде случаев – их инструктирование по поводу каких-либо умений или действий. Публицистический стиль призван информировать и оказывать убеждающее и внушающее воздействие на читателей в отношении самых разнообразных социальных вопросов, варьирующихся от политических тем до проблем искусства. Функцией художественного стиля является образное моделирование реальности с тем, чтобы оказать эстетическое и этическое воздействие на читателей. Наконец, функцией разговорного стиля является фатическое и прагматическое общение, диалог – он наиболее гибок и многообразен в передаче информации, выражении отношения к чему-либо, эмоций.
Очевидно, что в текстах популярной психологии пересекаются научный, публицистический, художественный и разговорный стили. Научно-популярный подстиль научного стиля (далее для краткости – научно-популярный стиль) является в них преобладающим, хотя все упомянутые стили, так или иначе, способствуют осуществлению их основной коммуникативной цели. Научно-популярный стиль в текстах популярной психологии проявляется в доступном для широких слоев населения изложении основ психологических теорий и формировании некоторых умений, основанных на теоретическом знании. Элементы публицистического стиля проявляются в использовании специфических средств речевого воздействия , а также в том, что обсуждаемые вопросы часто выходят за рамки личности, помещаются в контекст социума. Последнее вполне закономерно, поскольку общение, взаимодействие индивида с другими людьми является важнейшим аспектом популярной психологии. Художественный стиль также в той или иной степени может присутствовать в рассматриваемых текстах: авторы прибегают к художественным образам для аллегорического иносказания или для оказания эмоционально-оценочного воздействия через эстетическое впечатление. Наконец, элементы разговорного стиля, создающие эффект диалога, живого общения, также являются неотъемлемой частью текстов популярной психологии.
Итак, мы видим, что в текстах популярной психологии пересекаются несколько стилей, хотя очевидно, что основным из них является научно-популярный стиль. Сами же эти тексты объединяются понятием жанра, означающего устойчивую, постоянно воспроизводимую систему признаков группы произведений литературы.
Вчитываясь в более или менее однотипные тексты, мы начинаем улавливать структурные особенности, способствующие ускорению процесса понимания в связи с определенной степенью предсказуемости. С целью анализа некоторых информативных качеств, обратимся к чрезвычайно своеобразной разновидности научного функционального стиля ― научно-популярной литературе.
Научно-популярный подстиль находится на периферии научного стиля. Периферийное положение научно-популярного подстиля обусловлено его коммуникативной установкой и характером адресата. Цель этого подстиля ― донести до адресата в доступной форме научное знание, заинтересовать его современным состоянием науки и перспективами ее развития. В отличие от других подстилей научного стиля, где автор обращается к специалисту или будущему специалисту, в научно-популярном подстиле адресат является неспециалистом, человеком, не знакомым с данной областью науки и соответственно не владеющий ее языком. Поэтому перед автором научно-популярного стиля стоит двоякая цель: не только изложить понятно не для специалиста содержание научного знания, но и сделать это доступным языком. Другими словами, речь идет о своего рода внутриязыковом "переводе" с одного подстиля (собственно научного) на другой (научно-популярный).
Можно сказать,
что признаки научного академического
подстиля имеют свои аналоги и
противоположности в научно-
Языковые
средства и композиция в научно-популярном
подстиле должны способствовать доступности
изложения. Научно-популярный подстиль
реализуется в научно-
В научно-популярных текстах гораздо меньше специальной терминологии, чем в других научных подстилях. Она, как правило, заменяется общедоступной лексикой.
Жанр текстов популярной психологии сложился как конгломерат ряда поджанров, выделяемых по тематическому принципу: решение экзистенциальных вопросов (отношение к себе, к другим, к различным аспектам жизни); умение общаться; терапия конкретных психологических проблем, достижение успеха в различных областях; самосовершенствование («личностный рост», «самореализация»); решение проблем здоровья и его укрепление и ряд других. Все поджанры объединены общей коммуникативной целью - помочь реципиентам справиться с теми или иными жизненными ситуациями и подсказать им способ достижения некоторых жизненных целей. Внутри каждого поджанра выделяются несколько направлений, которые в ряде случаев мы проанализируем более подробно, привлекая понятия текстовой перспективы – «поля», «угла» и «фокуса» зрения автора (эти понятия развиваются в [1.]) , а также с помощью общеизвестного понятия «образа автора».
Этот поджанр представлен рядом школ популярной психологии в России и за рубежом. Известнейшее американское направление такого рода – практическое руководство по общению Дейла Карнеги. Поскольку Карнеги впервые систематически описал некоторые правила и приемы эффективного общения и стал обучать этим приемам, И. А. Стернин называет Карнеги основателем теории речевого воздействия. В поле зрения Карнеги входят все ситуации, которые, так или иначе, связаны с общением и взаимоотношениями. Это исторические примеры, случаи из опыта самых разных людей, но основное внимание Карнеги уделяет деловым отношениям - переговорам, торговле, отношениям между партнерами, между руководителями и подчиненными и т.д. Все эти вопросы рассматриваются под углом толерантности и интереса к собеседнику как залогу успешности общения. Несмотря на непривычность идиостиля и тематики Карнеги для российского менталитета, при вчитывании многие мысли Карнеги оказываются разумными и убедительными, и вырисовывается достаточно привлекательный образ автора – мудрой, толерантной, пускай и деловито-прагматичной, личности.