Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:48, курс лекций
В основу классификации видов лит. взяты положения Стандарта РБ (СТБ 7.60-93) «Издания. Основные виды». В соответствии с указанным стандартом рассматриваются след. осн. виды лит.: офиц., научн., справочн., худ-я, учеб., науч-попул, общ-пол. и науч.-техн.
После одобрения рук-си ред-р приступает к ред-ю. Процесс ред-я состоит не тока в ред-и отдел-х предложений. Ред-р ещё раз вдумывается в кажд. раздел кн., главу, чтобы дать себе полный отчёт в чём же состоит осн. идея данного раздела, главы, верны ли мысли, чем они подтверждаются, достаточно ли убедит-но авт. излагает их чит-лю. Отредактировав так главу за главой, ред-р затем продумывает всю рук-сь в целом, её сод-е, последовательно ли главы идут одна за др., логично ли построение кн., какое целев. направление и что оно даёт чит-лю. Рук-сь до сдачи в набор д.б. отредактирована так, чтобы на послед. стадиях работы не треб-сь ред. правки. Но внимат. чтение необх. и в корректуре. Т.к. не исключ. незамеч. ранее ошибки и неточности, а также типогр. ошибки.
При написании научной кн. автор не д. опираться на труды др. авторов, на их достижения, от него требуется самостоятельное исследование материала и нов. самост. научные обобщения.
Ред-ру О-П кн. прих. иметь дело с такими рук-ми, в кот. мысль излагается недостаточно последовательно, наблюдается перебои мысли, наруш-ся логич. стройность и затрудняется чтение кн..
Неопытные авт. О-П кн. часто попадают в плен собранного им матер-ла. Занимаясь своей темой, они перенасыщают рук-сь фактами и цитатами и Т.О. теряют логич. нить своей собств. мысли.
Факты, сообщаемые авт. кн. д.б. несомненные, точные, невымышленные, а достоверные. Они д.б. интересными, яркими, впечатляющими. Неточные сведения и факты подрывают у чит-ля доверие к кн., к её авт. и ред-ру.
13. Особенности редактирования в зависимости от способа изложения
Работа над композ. матер. не исчерпывается анализом отд. его частей, их послед-сти и связей м/у ними. Ред-р д. учитывать структ- особ-ти текста, кот. во многом опред-ся тем, какой сп-б излож-я избрал автор.
Выдел. 3 вида текста по сп-бу изложения: повествование, описание, рассуждение.
Описание — перечисление признаков, св-в, сторон предмета, хар-х для него в опред. момент.
Повествование — рассказ о событиях во времен. послед-ти.
Рассуждение — вид текста, в кот. иссл. предметы или явления, раскр. внутр. приз-ки и доказ-ся опред. положения.
Повествование — самый распространённый, естественный и простой сп-б изложения. Это рассказ о том, как происх. события, в какой послед-ти.
Всякое, даже самое простое повествование нужно уметь построить: 1) для этого необх. правильно выбрать события, кот. станут узлами нашего рассказа. Просто перечисл. их недост-но. Кроме инф. о самих событиях, текст д. давать чит-лю представление о том, как происх. их смена: быстро или медленно, постепенно или внезапно. Как проход. переход из одного сост. в др. Достигнуть этого м. разными сп-бами. Повествование д. иметь свой ритм, интонацию. Чем продуманнее, точнее построено повеств-е, тем более простым и естественным оно выглядит.
Нужно иметь в виду, что принципов систематизации мат-ла м.б. не тока хронологическим, но и обратным, а также прямая хронология с возвратом в прошлое. Типичный и часто встреч-ся текст повеств-я — это текст биографический. Он м.б. перегружен ненужной информацией, фактами, деталями.
Описание . В нём перечисляются приз-ки предметов или явлений, свойств. им в опред. момент. Задача описания — соз-ть в представлении чит-ля картину и зафиксировать характ. приз-ки предмета. От того насколько точно найдены и переданы эти приз-ки и завис. выполнили свою задачу авт. и ред-р.
Рассуждение. В с-ме способов изложения рассужд. принадлежит особое место. Повеств. и опис. по своей логич. стр-ре оч. близки м/у собой в силу один хар-ра связей м/у компонентами, входящих в них.
Рассуждением наз. ряд суждений, кот. относ. все к опред. предмету или вопросу и кот. идут др. за другом Т.О., что из предшеств-х суждений вытекают др, а в. рез-те получ. ответ а поставленный вопрос.
В рассуждении раскрыв. внутр. приз-ки предметов и явлений, их взаимосвязь, доказ-ся опред. положения или раскрыв-ся их причины. Работа авт. и ред-ра над рассуждением треб. строгой дисциплины ума, сосредот-сти, систематичности. Первое, о чём след. задуматься, анализируя текст, действительно ли рассуждение, предложенное авт. и необходимо ли оно.
Особенно трудно воспринимается текст, когда стараниями авт. его мысли обличены в подчёркнуто сложную форму. Рассуждения д.б. понятными и ясными.
Важное условие построения рассуждения — это контроль за тем, чтобы связь м/у суждениями была правильной, а выражение этих связей точны.
Понимание основ построения произвед-я позвол. легче ориент-ся в композиции кажд. редакт-го текста, позволяет следить за прав-тью сист-ции мат-ла в нём, позволяет оценивать выбран. автором схему композиции, позвол. судить о логичности и послед-ти её примененния.
14. Особенности редактирования общественно-политической литературы
Р-р преступает к подготовке общественно-полит. книги, стремясь прежде всего уяснить тему будущей книги, её предмет и то, к-е стороны предмета в ней освящаются. В связи с этим р-р продумывает осн идею книги и старается войти в содержание авт замысла. Авт замысел вкл в себя осн. идею книги, её целевую установку (для какого ч-ля предназначена, её задача). В практике изд-в часто бывает так, что тему книги намеч. ред-я. Тогда на каждую тему издат плана подыскивается автор. Получив р-сь от автора, р-р внимательно читает её, чтобы проанализ-ть по частям и в целом, раскрыть её полож стороны и недостатки. В редк случаях бывает когда р-сь в высшей мере хороша и не нуждается в правке. Как пр, улучшать р-сь д. сам автор. Р-ру не стоит подменять автора и испрвлять за него р-сь. Задача р-ра заставить самого автора сделать всё, что потребуется для повышения качества р-си. Р-р, проанализировав р-сь, помогает автору своим заключением (лучше письменным). Поск-ку р-р не м/б специалистом по кажд теме, на помощь привлекают рецензента. Вопрос редактировать р-сь до рецензирования или после решается индивидуально. Начинающий р-р(в ос-ти если тема р-си незнакома) посылает р-сь рецензенту до редактирования. Однако р-р не может полагаться ни на авторитет автора, ни на авторитет рецензента. Бывает, что прославленный автор приносит слабую р-сь. Р-р д. такую р-сь браковать или требовать её доработать. Неуверенное и без необходимости вмешатльство р-ра в текст р-си м. привести к подчинению стиля автора стилю р-ра. Естественно след. избегать канцелярщины, словесных штампов, вялости и сухости языка. Неопытные авторы О-П л-ры нередко попадают в плен собранного ими мат-ла. Занимаясь своей темой они перенасыщают р-сь фактами и цитатами, изложением разл мнений. Это приводит к выходу за пределы темы, к неоправданному увеличению объёма книги, растрате бумаги, удорожает её. Р-р в подобных случаях д. проявить требовательность: вернуть авт. р-сь, но при этом дать совет как устранить недостаток.
15. Оценка рукописи общественно-политической тематики
Работа над авт. рукописью для р-ра — осн. этап, кот. уникальность его лит. труда. Анализ, оценка и правка р-си — остаются главной задачей р-ра. Текст р-си имеет осн. х-ки: объективированность, закреплённость в определённой знаковой с-ме, его связность и цельность. Объективированность закл. в том, что авт. текст явл. объектом работы р-ра или др. специалистов над ним. Закреплённость в определённой знак. с-ме значит, что текст нах. в какой-либо опред. форме (письм., электронной, звуко- или видеозаписи, изображения). Связь — это условие цельности. Чтобы понять текст недостаточно понять значение изолирован. фразы. Кажд. фраза вкл. в себя значение предыдущей. Установлено, что прост. запись устной речи ещё не облад. св-ми текста р-си. Текст — это всегда организованн. речь, продукт письм. варианта языка, это речь построенная, обработанная. Выд. 2 формы речи: устную и письм. Письм. речь не может передать ни мимику, ни жестов автора. Однако возм-ти письм. формы не так ограничены. Мы можем отложить прочитанное в сторону, подумать, а потом вернуться снова. В устн. речи подраз. обязательный повтор. Письм. речь м/б сложной по структуре, она допуск. вкл-е эл-в разл. знак. с-м. Не им. аналогов в устн. речи табл. форма организации мат-ла. Прописн. и строчн. Буквы указ. не только на знач. грам. формы. Граф. возм-ти печ. текста д. учитываться р-ром в его работе над авт. оригиналом.
Психолог. предпосылки анализа и правки текста: Контроль — это решающий этап в проф. редакт. подходе к тексту р-си. Выступая в кач. 1-го читателя авт. текста р-р помогает автору этот контроль осуществить. Взгляд со стороны — это необходимое условие работы автора с текстом и необходимая предпосылка участия р-ра в создании лит. произведения. Р-р для автора — представитель его интересов, кот. смотрит на текст, предугадывая как он мог бы быть истолкован и оценен читателем. Происхождение и стр-ра письм. речи подразумевает сознательн. владение пишущими ср-ми языка. В психолог. предпосылки след. вкл-ть психологию лит. творчества, психологию читателя. Понимание сложности лит. процесса д. предостеречь р-ра от правки, кот. не явл. необходимой. Некоторые р-ры считают своим долгом переписывать заново все авт. произведения. Взаимоотношения р-ра и автора всегда сложны. Стремясь постичь особ-ти изложения, ход мыслей автора, р-р в опред. ст. отождествляет себя с ним. Но сохраняет свою самостоятельность, сопоставляя с авторским своё понимание действительности, свой жизненный опыт. Психол. предпосылки этих взаимоотношений подраз. соц. контакт чловека с человеком и изучение их уже треб. обращения к соц. психологии.
Ос-ти редакт. чтения Ред. чтение — это чтение предельно внимательное, ни одна подробность не д. ускользнуть от р-ра. Р-р д. владеть общ. методологией оценки содержания материала, иметь представление о его предмете, знать осн. справ. л-ру и уметь ею пользоваться. В ред. чтении главное — это активное отношение к тексту, а именно: обязат. оценка, рекомендация, как следует изменить текст, чтобы его улучшить. Р-р обязан взвесить каждое слово, выявить не только неудачи и просчёты автора, но и причины, вызвавшие эти неудачи и просчёты. При редактировании об. различают 2 вида чтения: 1-ое и 2-ое.
1-ое след. наз. ознакомительным. След. сосредоточить внимание на содержании произведения, на его идеи, на теме. После 2-го приступ. к правке текста. Часто говорят об особом ред. даре, об умении видеть и чувствовать текст. Однако это не является врождённым и не приобретается механически. Этот навык вырабатывается постепенно путём длительной и тщательной тренировки.
16. Планирование к изданию обществ.-полит. лит-ры.
Основа работы издательства — тематический план выпуска одного года, в кот. включаются все работы, кот. д.б. выпущены в этом году. Цель такого планирования в самом издательстве определить, посчитать все затраты и доходы от издаваемой лит-ры и в соответствии с этим организовать издательский процесс. Но самая гл. задача тематич. планирования — довести до сведения книготорговых организаций, науч. и учетных заведений, библиотечных коллекторов и библиотек, читателей перечень издаваемой лит-ры, чтобы предварительно собрать заказы от индивид. и коллективных заказчиков, провести рекламу и пропаганду запланированных изд-й. Поэт. такой годовой тематич. план выпуска лит-ры д.б. реальным, т.е. он д.б. выполнен на 100%.
Чтобы составить план издания необходимо определиться с тематикой будущего издания. Прежде всего, тематику изданной лит-ры определяет само изд-во. Вторым источником определения тематики изд-я явл. книготорговая сеть. Именно работники книжн. торговли соприкасаются непосредственно с чит-ми, они изучают чит-й спрос, знают, как реализуются кн., есть ли необх-ть в дополнительном издании. Третьим также существенным источником м.б. научно-исслед. институты общ.-полит. или гуманит. профиля. Там работают учёные и спец-ты той или иной обл-ти знания. Планы и заявки таких учёных м. исп-ть для соз-я изд-й тематики. Четвёртым источником явл. сами работники редакции, т.к. кажд. ред-р, работающий в том или ином направлении общ.-пол. тематики д. хор. ориентироваться в нём.
Определившись с тематикой, ред-р оформляет её в виде перечня названий для тематич. планирования изд-ва. В этом перечне указ-ся: автор, название, место издания, издательство, год выпуска, квартал, кол-во уч.-изд. листов, ISBN (1-я гр. цифр — страна, 2-я — изд-во, 3-я и 4-я — конкр. издание).
Все запланированные кн. должны дойти до читателя. В связи с этим нек. изд-ва отказываются от годового тематического планирования, но все равно они планируют выпуск лит-ры поквартально и доводят это до сведения книготорг. организаций. Бывают случаи, когда необходимо издать книгу в неплановом порядке (юбилейные даты).
Т.о. любое изд-во в вопросах выпуска лит-ры должно быть гибким, чутко реагировать на разные проявления жизни, учитывать и издавать как плановые, так и неплановые виды лит-ры.
17. Правка рукописи общественно-политической тематики
Работа над авт. рукописью для р-ра — осн. этап, кот. уникальность его лит. труда. Анализ, оценка и правка р-си — остаются главной задачей р-ра. Текст р-си имеет осн. х-ки: объективированность, закреплённость в определённой знаковой с-ме, его связность и цельность. Объективированность закл. в том, что авт. текст явл. Объектом работы р-ра или др. специалистов над ним. Закреплённость в определённой знак. с-ме значит, что текст нах. в какой-либо опред. форме (письм., электронной, звуко- или видеозаписи, изображения). Связь — это условие цельности. Чтобы понять текст недостаточно понять значение изолирован. фразы. Кажд. фраза вкл. в себя значение предыдущей. Установлено, что прост. запись устной речи ещё не облад. св-ми текста р-си. Текст — это всегда организованн. речь, продукт письм. варианта языка, это речь построенная, обработанная. Выд. 2 формы речи: устную и письм. Письм. речь не м. передать ни мимику, ни жестов авт.
Информация о работе Лекции по "Редактирование отдельных видов литературы"