Лекции по "Редактирование отдельных видов литературы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:48, курс лекций

Описание работы

В основу классификации видов лит. взяты положения Стандарта РБ (СТБ 7.60-93) «Издания. Основные виды». В соответствии с указанным стандартом рассматриваются след. осн. виды лит.: офиц., научн., справочн., худ-я, учеб., науч-попул, общ-пол. и науч.-техн.

Работа содержит 1 файл

Редактирование отдельных видов литературы ШПОРЫ.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

  1. Основные разделы курса «Редактирование отдельных видов литературы».

  В основу классификации видов лит. взяты положения Стандарта РБ (СТБ 7.60-93) «Издания. Основные виды». В соответствии с указанным стандартом рассматриваются след. осн. виды лит.: офиц., научн., справочн., худ-я, учеб., науч-попул, общ-пол. и науч.-техн.

  Офиц. лит. — это лит., содержащая материалы законодательного, нормативно-правового или информативно-директивного характера, напечатанная от имени гос-х органов, ведомств или общ-х орг-ций. Как видно, офиц. лит. — это довольно большой пласт печатных произведений, с кот. чит-ль часто встречается в своей повседневной жизни и практической деятельности. По широте своего охвата, чит-му адресу офиц. лит. подразделяется на 2 вида: 1) изд., рассчитанные на всех граждан РБ, независимо от рода деятельности, профессии и т.д.(Конституция РБ) и 2) изд., регламентирующие определённую отрасль административной, хозяйственной, общественной, творческой деят-сти.

  К научной лит. относятся изд., содержащие рез-ты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также подготовленные к публикации и изданные письменные памятники культуры и исторические документы. Научные исследования м.б. фундаментальными и прикладными. Фундаментальные исслед-я ставят своей целью открытие и изучение нов. законов, а прикладные направлены на решение конкретных практических задач, разработок. Поэтому публикации бывают по фундаментальным и прикладным наукам.

  Науч.-попул. лит. — это лит, кот. содержит сведения о теоретических или экспериментальных исследованиях в области науки, кул., техники, изложенные в форме, доступной чит.-неспециалисту. Н-П кн. выполняет неск. ф-ций: информационную, воспитательную (мировоззренческую) и практическую.

  Науч.-техн. лит. фиксирует научн. знания, нормы исследоват. данных, стандарты. Играет большую роль в подготовке научных кадров, специалистов. Она рассчитана на относит. узкий круг специалистов. Н-Т лит. — это подгот. автором по соотв-му направлению труд в виде текста с ил-ми, опис-ями ил-й, картами, библиографией и т.д.

  Справочная  лит. — это совок-ть произведений, содержащих и систематизирующих фактические данные. В отличие от др. видов лит. она не предназначена для сплошного чтения, её основанное назначение связано с быстрым наведением справки по тому или иному вопросу, получением своеобразной консультации.

  Худ. лит. — явление искусства, эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующего его. Худ. лит. хранит, накапливает и передаёт от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, соц. ценности. Она представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий сложнейшую динамическую систему лит-х родов, жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобр-х средств языка.

  Учебная лит. — это комплекс изданий, содержащих сведения научного или прикладного характера, изложенных в форме, удобной для преподавания и изучения. Учеб. лит вып-ет 3 социальные ф-и: обучение определённому предмету, дисциплине; воспитание, нравственное развитие; формирование мыслительной, интеллектуальной деятельности личности.

  Общ.-пол. лит. — это творч. труд автора или коллектива авторов, необычайно широкой тематики. Она популяризует научн. идеи и освещает практич. деят-ть для широкого круга чит. В ней рассм-ся большое разнообразие проблем по ист., филос., политологии, экономике, статистике и др. наукам политич. и соц.-экон. тематики.

  Степень вмешательства ред. в произв-е зависят не тока от стиля, манеры письма авт., но и от вида изд. Поэтому при рассмотрении того или иного вида лит. особ. вним. уделяется специфике его ред-я. В нашей стране изд-ся больш. кол-во лит., кот. подраздел. на опред. гр., виды в зависимости от тематики, целев. направленности и от чит. адреса. Поэтому для того, чтобы ред-р вып-л свои функц. обяз-ти знание общ. принципов ред-я недостаточно.

 

   2. Официальная литература. Определение официальной  литературы.

  Официальная литература (ОЛ) — литература, которая содержит материалы законодательного, информационно-директивного, нормативно-правового характера, напечатанная от имени гос. органов, ведомств или общественных организаций.

  По  широте своего охвата, по чит. адресу ОЛ подразделяется: а) издания, кот. рассчитаны на всех граждан РБ независимо от рода деятельности, профессии и т.д. (Конституция, Уголовный кодекс, Законодательство о браке и семье); б) издания, регламентирующие определенную отрасль административной, хозяйственной, общественной, творческой деятельности.

  В системе любого законодательства принято  выделять основополагающий нормативный  акт, кот. регулирует ту или иную сферу отношений. Книгоиздание характеризуется множеством нормативных актов, регулирующих его,: Положение «О порядке выдачи и использования лицензий на осуществление издательской деятельности» (утв. приказом Госкомитета РБ по печати от 21.05.1997 г. №170). Именно оно ввело легальное определение издательской деятельности.

  Издательская  деятельность — действия, кот. включают в себя редакционно-издательскую подготовку и направлены на получение полиграфически оформленного издания, кот. имеет установленные выходные сведения и предназначены для передачи информации.

  Редакционно-издательская подготовка включает процессы по литературному  редактированию, вычитке авторского оригинала, редакционно-технической  подготовке, изготовление оригинал-макета, а также выпуску в свет издания.

  Редактирование  представляет собой в самом общем  виде мыслительный, творческий процесс. Работа ред-ра включает устранение смысловых ошибок, синтаксических, грамматико-стилистических, лексических, логических. Включает также работу над совершенствованием композиции и корректуру. Непременно указанная работа требует профессионального владения используемым языком. Такой подход принят во всем мире. В этой связи в указанном положении среди условий для получения лицензий названо условие о необходимости содержания в штате сотрудника, кот. имеет 3-хлетний профессиональный опыт в издательской деятельности.

  За  выдачу лицензий на право заниматься издательской деятельностью вносится плата, установленная Советом министров от 9.06.1997 г. №653 «О взимании платы за выдачу лицензий на осуществление издательской и полиграфической деятельности». Чтобы получить лицензию, необходимы документы:

  Заявление субъекта хозяйствования с указанием  названия, полного почтового адреса и телефона, вида будущего издания по его тематическому направлению, языков, на кот. будет издаваться литература, фамилии назначенного приказом лица, ответственного за осуществление издательской деятельности.

  1) копии учредительных документов (решение исполкома или др. органа о регистрации устава субъекта хозяйствования); 2) справки из налогового органа по месту нахождения лица, подавшего заявление о получении спец. разрешения (т.е. лицензии), об отсутствии задолженности по налогам и иным платежам в бюджет; 3) справки из органов внутренних дел об отсутствии судимости или факта привлечения к уголовной ответственности на момент получения лицензии; 4) заключение областного управления по печати; 5) заключение квалификационной комиссии; 6) копия документа об уплате за выдачу лицензии.

  В систему законодательства об издательском деле включены гос. стандарты (ГОСТ 7.60-93 «Издание. Основные виды», ГОСТ 7.4-95 «Издание. Выходные сведения» и т.д.). При выполнении требований стандартов появляется возможность классифицировать издания по видам, вести учет в библиотечном деле.

  В своей деятельности издательство вступает в правовые отношения с авторами произведений, поэтому издательство руководствуется в своей деятельности требованиями закона «Об авторском  праве и смежных правах» и разработанного в соответствии с ним постановления правительства от 01.11.1996 г. №697 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за издание произведений науки, культуры, искусства».

 

   3. Особенности редактирования официальной литературы.

  Задача  р-ра при изд-и или переизд-и  офиц. л-ры закл. в том, чтобы обеспечить идентичность ее оригиналу во всех отношениях: стилист-ом, синт-ом, лексич., смысловом. Права р-ра:

  1. Р-р выступ. как организ-р по выпуску изд-я. Он организует, объед-т работу худ-ка, технич. ред-ра, кор-ра, оператора по конкретному изд-ю. В этом закл-ся его основная ф-ция. Она остается и при изд-и офиц. л-ры.

  2. О всех обнаруженных недочетах текста р-р доклад-т в письм. виде в тот орган, кот. готовил нормативн. акт. Право органа или ответствен. лица внести измен. в текст, дать подстрочн. толкование или проигнор. замеч. р-р.

  3. В любой нормат. акт, кто бы его не принял, р-р обязан внести орфографич. исправления, если они соответствуют современным орфогр-им нормам языка.

  4. Во многих законодат-ых органах, минис-вах и ведомствах, разраб-щих и готовящих к изд-ю нормат-ые акты — законы, постан-я, полож-я, инстр-ции, — в наст. время созданы ред.-издат. группы. На такие группы возлагается больш. ответств-ть за кач-во изд-я офиц. л-ры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

   4. Анализ рукописи общественно-политической литературы

  Работа  над авт. рукописью для р-ра —  осн. этап, кот. уникальность его лит. труда. Анализ р-си — остается главной задачей р-ра. Текст  р-си имеет осн. х-ки: объективированность, закреплённость в определённой знаковой с-ме, его связность и цельность. Объективированность закл. в том, что авт. текст явл. объектом работы р-ра или др. специалистов над ним.  Закреплённость в определённой знак. с-ме значит, что текст нах. в какой-либо опред. форме (письм., электронной, звуко- или видеозаписи, изображения). Связь — это условие цельности. Чтобы понять текст недостаточно понять значение изолирован. фразы. Кажд. фраза вкл. в себя значение предыдущей. Установлено, что прост. запись устной речи ещё не облад. св-ми текста р-си. Текст — это всегда организованн. речь, продукт письм. варианта языка, это речь построенная, обработанная. Выд. 2 формы речи: устную и письм. Письм. речь не  может передать ни мимику, ни жестов автора. Однако возм-ти письм. формы не так ограничены. Мы можем отложить прочитанное в сторону, подумать, а потом вернуться снова. В устн. речи подраз. обязательный повтор. Письм. речь м/б сложной по структуре, она допуск. вкл-е эл-в разл. знак. с-м. Не им. аналогов в устн. речи табл. форма организации мат-ла. Прописн. и строчн. Буквы указ. не только на знач. грам. формы. Граф. возм-ти печ. текста д. учитываться р-ром в его работе над авт. оригиналом.

  Психолог. предпосылки анализа  и правки текста: Контроль — это решающий этап в проф. редакт. подходе к тексту р-си. Выступая в кач. 1-го читателя авт. текста р-р помогает автору этот контроль осуществить. Взгляд со стороны — это необходимое условие работы автора с текстом и необходимая предпосылка участия р-ра в создании лит. произведения. Р-р для автора — представитель его интересов, кот. смотрит на текст, предугадывая как он мог бы быть истолкован и оценен читателем. Происхождение и стр-ра письм. речи подразумевает сознательн. владение пишущими ср-ми языка. В психолог. предпосылки след. вкл-ть психологию лит. творчества, психологию читателя. Понимание сложности лит. процесса д. предостеречь р-ра от правки, кот. не явл. необходимой. Некоторые р-ры считают своим долгом переписывать заново все авт. произведения. Взаимоотношения р-ра и автора всегда сложны. Стремясь постичь особ-ти изложения, ход мыслей автора, р-р в опред. ст. отождествляет себя с ним. Но сохраняет свою самостоятельность, сопоставляя с авторским своё понимание действительности, свой жизненный опыт. Психол. предпосылки этих взаимоотношений подраз. соц. контакт чловека с человеком и изучение их уже треб. обращения к соц. психологии.

  Ос-ти редакт. чтения Ред. чтение — это чтение предельно внимательное, ни одна подробность не д. ускользнуть от р-ра. Р-р д. владеть общ. методологией оценки содержания материала, иметь представление о его предмете, знать осн. справ. л-ру и уметь ею пользоваться. В ред. чтении главное — это активное отношение к тексту, а именно: обязат. оценка, рекомендация, как следует изменить текст, чтобы его улучшить. Р-р обязан взвесить каждое слово, выявить не только неудачи и просчёты автора, но и причины, вызвавшие эти неудачи и просчёты. При редактировании об. различают 2 вида чтения: 1-ое и 2-ое.

  1-ое  след. наз. ознакомительным. След. сосредоточить внимание на содержании  произведения, на его идеи, на теме. После 2-го приступ. к правке текста. Часто говорят  об особом ред. даре, об умении видеть и чувствовать текст. Однако это не является врождённым и не приобретается механически. Этот навык вырабатывается постепенно путём длительной и тщательной тренировки.

 

   5. Взаимоотношения между редактором и автором. Взаимопомощь редакторов.

  Ред-р  преступает к подготовке общ.-пол. кн., придумывает осн-ю идею и старается  войти в содержание авт-го замысла. Авт. замысел вкл. в себя осн-ю  идею кн., ее целевую установку: для чего и для какого читателя кн. предназн., какова ее действительная задача и на какие практ. дела она нацеливает и толкает чит-лей. Ред-р составляет тематический план изданий на год или на несколько лет. На каждую тему утверж. издат. плана подыскивается автор, способный написать книгу. Задача подыскать автора обычно кладётся на ред-ра будущей кн. Если автор выбран неудачно — это отражается на сроках издания кн. и осложняют работу. В таком случае ред-р вынужден возвращать рук-сь на доработку.

Информация о работе Лекции по "Редактирование отдельных видов литературы"