Лекции по "Редактирование отдельных видов литературы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 14:48, курс лекций

Описание работы

В основу классификации видов лит. взяты положения Стандарта РБ (СТБ 7.60-93) «Издания. Основные виды». В соответствии с указанным стандартом рассматриваются след. осн. виды лит.: офиц., научн., справочн., худ-я, учеб., науч-попул, общ-пол. и науч.-техн.

Работа содержит 1 файл

Редактирование отдельных видов литературы ШПОРЫ.doc

— 307.50 Кб (Скачать)

  2) брошюра — кн-е печ-е произв-я, объёмом более 4, но не более 48 стр.

  3) листовка — печ-е произв-я, объёмом не более 4 стр.

  Если  за основу берём состав осн-го текста, то:

  1) монография — изд-е, кот. сод-т 1 произв-е;

  2) сборник — изд-е, кот. сод-т неск. произв-й.

  Если  за основу брать структуру, то:

  1) серия — сериальное изд-е, включ-е сов-ть томов, объед-х общностью замысла, цел. и чит. назначения; кот. вых. в свет в однотипном оформлении;

  2) однотомное изд-е — изд-е произ-й в 1 томе;

  3) многотомное изд-е — изд-е произ-й в 3 томах и более, кот. предст. соб., как правило, 1 целое по сод-ю и форме;

  4) монография — научное печ-е произведение, содержащее сведения о всестороннем исследовании 1 проблемы/темы и принадлежащее 1 автору/ коллективу авторов;

  5) автореферат диссертации — печ. произв-е в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат исследования, что предоставляется им для получения учёной степени;

  6) препринт — научное печ-е произв-е, содержащее материалы предварительного хар-ра, опублик-е до выхода в свет изд-я, где их предполагают исп-ть.

  Осн-е  признаки: - целев. назначение; - тематика; - чит. адрес.

  Виды  лит., в зав-ти от этих приз-ков, кот. будут рассматриваться в данном курсе: офиц., массово-полит., научно-технич., справ., худ., детсткая, учебная, науч.-попул.

 

   10. Определение понятия «общественно-политическая литература»

  Общественно-политическая литература — это книги и брошюры, содержащие материалы общественно-политической тематики.

  По  своему целевому назначению и читательскому адресу ОП литература делится на 2 вида: 1) массово-политические издания; 2) научные общественно-политические издания.

    Массово-политическое издание — издание, содержащее материалы или произведения ОП тематики, которые изложены в форме, доступной для массового читателя.

  Научные ОП издания — издания, содержащие результаты теоретических или экспериментальных исследований ОП тематики.

  Общее у них — ОП тематика, разница заключается в читательском адресе, т. е. в том, на кого рассчитано издание. Если 1-й вид рассчитан на широкий круг читателей, то 2-й вид на ограниченный круг (на подготовленного читателя). Общее у научных ОП изданий и научных изданий естественных наук — методы исследования (научные), разница — тематика.

  Тематика  массово-политических изданий весьма разнообразна: история, философия, экономика, совершенствование и организация производства, повышение производительности труда, проблемы образовательных учреждений, вопросы воспитания, демографии. Тематика научных ОП изданий: история, социология, политология, археология, этнография.

  Предметом массово-политической литературы является идеология и политика.

  Идеология — система мировоззрений определенных общественных классов и групп, отражающая их политические, правовые, философские, религиозные, моральные взгляды и служащая целям сохранения или изменения форм общественной жизни.

  Политика  — основывающаяся на идеологии деятельность общественных классов, партий, определяется их общественными интересами и целями, а также деятельность органов государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

 

   11. Основные законы  логического мышления  и смысловой анализ  рукописи

  Для решения проблемы об удовлетворении рук-си требованиям логики ред-р в качестве контроля обращается к осн. з-нам логич-го мышления. Благодаря этим законам достигается определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность мышления. Задача ред-а — научиться творчески, профессионально  владеть основными законами логики.

  1-й з-н логич. мышления — закон тождества. Он требует, чтобы понятие, приводимое в 1-м суждении, при повторении во 2-м и последующих было по содержанию тождественным, определенным. Подмена, сужение, расширение таких понятий недопустимы.

  Для док-ва тождества 2-х разнородных вещей подыскивается неск-ко предм. звеньев, кот. частью по смыслу, частью по этимологич. составу, частью по звучанию пригодны для установления связи м/у двумя осн-ми представлениями. Эти звенья пристегиваются в виде приложения к 1-му представлению так, что дальше и дальше отходишь от правильного пункта. Когда цепь приложений готова и ее можно замкнуть, тогда заключительное представление с помощью тире тоже пристегивается в виде приложения и фокус сделан.

  В практике ред-ия о.-п. лит-ры когда авт. соскальзывает с темы и говорит о др. – прямое нарушение з-на. Также соблюдение з-на важно при ведении дискуссии. Нарушение з-на мышления ведет к искажению смыслов.

  2-й з-н логич. мышления — закон противоречия. Если в тексте утверждаются 2 мысли, кот. противоречат одна др., то они не могут быть истинными одновременно. Одна из них ошибочная. Задача ред-ра состоит в том, чтобы определить истинность одной из утверждаемых мыслей и устранить противоречие.

  3-й з-н логич. мышления — закон исключенного третьего. Из 2-х противоречащих высказываний в одно и тоже время в одном и том же отношении одно непременно истинно, третьего не дано. Этот з-н обеспечивает связность, непротиворечивость мыслей, служит основанием для выбора истинности суждения. Этим з-ном ред-р пользуется в ежедневн. практике, отвергая 1-ый вариант мат-ла принимая др. Важно, чтобы принимаемый вариант был убедительным. Нередко бывает, что в рез-те спора авт. и р-ра остается авт-ий вариант.

  4-й з-н логич. мышления — закон достаточного основания. Он требует, чтобы высказываемые в тексте мысли б. связаны одна с др., чтобы послед-сть их подачи логически обоснована, а сделанные выводы были внутренне обусловленными.  Этот з-н ориентир-т ред-ра на проверку достоверности материала, на анализ смыслов. мех-змов, с пом. кот. в тексте оформл-ся различные умозаключения и док-ва. Особ. вним. уделяется отношению следования, т.е. выведения одних суждений из др. Необх. помнить, что сама связка «следовательно», или «поэтому», «таким образом» свидетельствует о субъективн. уверен-ти авт. в том, что мысль вывод-ся из др., но возможно несовпадение объективн. с субъективным.

    Осн. приёмы анализа рукописей с логич. стороны: Логич. анализ текста рук-си необх. на всех стадиях работы над произв-ем автору, критику, ред-ру.

  Логич. анализ основ. на 2 аперациях: а) мыслен. деление текста на части; б) исследование связей м/у этими частями, смысловыми единицами текста и затекст. действительности. При 1-м знакомстве с текстом полезно обратить внимание на то, каким образом связаны др. с др. смысловые звенья (союзами, знаками препинания). Неточное употребление союзов ибо, поэтому, следовательно, но верный признак нелогичности мышления.

  Очень часто логич. связь м/у суждениями выражена союзами или союз. словами. Если по ходу чтения мысленно называть логич. значения кажд. союза, то благодаря этому он будет выделятся из текста и сигнализировать о том, что м/у понятиями и суждениями в тексте на лицо такие-то логич. отношения. Читая текст, где м/у 2-мя понятиями стоит союз И, мы понимаем, что здесь однородн. понятия. Если связь м/у суждениями выражены словом ПОЭТОМУ, то оно сигнализирует об отношение логич. следования.

 

   12. Основные этапы  работы ред-ра по выпуску общественно-политической литературы

  Ред-р  преступает к подготовке общ.-пол. кн., стремясь прежде всего уяснить тему будущей кн., ее предмет и то, какие стороны предмета в ней освещаются и в каких рамках. В связи с этим ред-р придумывает осн-ю идею и старается войти в содержание авторского замысла. Авт. замысел вкл. в себя осн-ю идею кн., ее целевую установку: для чего и для какого читателя кн. предназн., какова ее действительная задача и на какие практ. дела она нацеливает и толкает читателей. В практике изд-в часто бывает так, что тему кн. намечает редакция. Ред-р издат-ва составляет тематический план изданий на год или на несколько лет. Тогда на каждую тему утверж. издат. плана подыскивается автор, способный написать книгу. Задача подыскать автора обычно возлагается на ред-ра будущей кн. Если автор выбран неудачно, это отражается на сроках издания кн. и осложняют работу автора и ред-ра. В таком случае ред-р вынужден возвращать рук-сь на доработку. Идет время, поставлен срок выхода кн. в свет, а рук-сь не появляется. Она еще раз исправляется и ред-р вместе с автором дотягивает ее хотя бы до среднего уровня. В рез-те кн. выходит серая, малоинтересная. От многих неудач может предостеречь проспект кн., составленный автором до работы над рук-сью. В проспекте точно формируется тема и целевая установка кн., перечисляются названия глав, разделов и подразделов, излагаются важные темы, а иногда кратко указываются и мат-лы, которыми эти тезисы подтверждаются.

  Обсуждение  проспекта кн. ред-ром вместе с автором помогает автору не только уточнить направление кн. и ее содержание, а подчас предостеречь от ошибок.

  Получив рук-сь от автора, ред-р внимательно читает ее, чтобы проанализировать и по частям, и в целом, раскрыть ее положительные стороны и вскрыть недостатки, т.е. дать ей оценку. Как правило, улучшать рук-сь должен сам автор. Значение ред-ра уменьшается, когда его деятельность сводят к лит.-стил. или полит. правке рукописи, к уточнению формулировок, к устранению стил. и грамм. погрешностей. Ред-ру не следует подменять автора и исправлять за него рук-сь. Задача ред-ра: заставить самого автора сделать все, что треб-ся для повышения качества рук-си. Автор специализ-ся в области опр-й тематики, а ред-р не м.б. специалистом по всем вопросам. Автор, руководствуясь замечаниями ред-ра, уточняет определения, формулировки, устраняет повторения, добивается композиционной стройности произведения, устраняет стилист. погрешности.

  Требовательность  к авт. — одно из необх-х для ред-ра качеств. Треб-ть имеет также большое воспитат. значение, способствуя совершенствованию мастерства авт. В этом нуждаются неопытные начинающие авторы. Т.о. ред-р выступает в роли консультанта автора.

  Поскольку ред-р, как неспециалист по каждой теме, не м.б. всесторонним советчиком по любой  теме, он во многих случаях на помощь себе и автору привлекает рецензентов. В особо сложных случаях ред-ция рассылает рук-сь ряду специалистов и проводит обсуждение. Вопрос рецензировать рук-сь до или после решается индивидуально. Начинающий ред-р, в особенности, если тема рук-си недостаточно знакома, посылает рук-сь рецензенту до редактирования. Рецензенты могут оказать автору и ред-ру очень существенную помощь. Ученые, специалисты, благодаря своим знаниям и опыту, иногда открывают глаза автору и ред-ру на такие стороны предмета, о которых они не подозревали. Однако ред-р самостоятельно отвечает перед изд-вом и перед читателями за качество издаваемой кн., поэтому ред-р не м. всецело полагаться на авторитет автора, ни на авторитет рецензента.

  Ред-р  устраняет оставшиеся шероховатости  и погрешности языка и стиля, исправляет неточные формулировки, а они, к сожалению, бывают, повторения. Одна из задач ред-ра — бережно сохранить лучшие индивидуальные особенности стиля автора, его подход к теме, к предмету, его новое наблюдение, своеобразие его языка и интонации речи.

  Бывает, что ред-ру приходится защищать рук-сь автора от самого же себя. В рук-си дана сложившаяся у автора концепция определенного понимания темы, ред-р согласен с этой концепцией, согласны и рецензенты, ног вот авт. услышал новую мысль и несет ее ред-ру, чтобы вставить в рук-сь, хотя эта мысль расходится с предыдущей концепцией. Автор проявляет неустойчивость, поддается случайным влияниям.

  Помощь  ред-ра автору, даже начинающему и  неопытному, должна быть не высокомерной, а творческой. Нельзя допускать снисходительности, высмеивать ошибки автора. Нужно отмечать их спокойно, деловито и доброжелательно. Некоторые ред-ры допускают ошибку, превращаясь в соавтора кн. или стремясь к соавторству. Это обижает автора, затрагивает авторское самолюбие и часто приводит к ненужным и неприятным конфликтам. Есть такие категории авт., кот. взяв тему, интересующую из-во и заключив договор собирает мн-во мат-лов. Набрав их и кое-как систематиз-в они скрепл. мат-л своими водянистыми фразами и рук-сь готова. В рук-сях подобных авт. м. встретить вульгаризацию науки.

  Ред-р должен оказать помощь добросовестному, знающему тему и способному авт., кот. м. создать книгу выс. кач-ва, но кот. для этого не хватает опыта. Одним существенным моментом явл. одобрение ред-м рук-си. Это решает судьбу работы авт. над рук-сью. Согласно существующим нормативам на одобрение рук-си даётся 30 дней+4 дня на кажд. уч.-изд. лист. Одобрение рук-си означает, что изд-во признало рук-сь для её подготовки и издания. Рук-сь одобряет ред-р совместно с заведующим или гл. ред-ром. Нередко бывают случаи, когда к одобрению подходят торопливо и невнимательно. Обнаружив в рук-си впоследствии серьёзн. недостатки, ред-р вынужден послать её на доп. доработку.

Информация о работе Лекции по "Редактирование отдельных видов литературы"