Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:59, реферат
Переоценить значение творческих плодов Жан-Жака Руссо в истории, в общественной мысли XVIII, XIX, XX века просто невозможно. Его называли предшественником французской революции, им зачитывались все революционеры, на его идеях пытались строить новые государства. В. Виндельбанд писал про Руссо, что «его сочинения более, чем какие-либо другие, подготовили эту революцию. Руссо – философ революции. Она была лишь осуществлением его теорий» . Руссо оказал огромное влияние на всю последующую литературу, общественную мысль и философию. И естественно, изучение его социально-политических трактатов играет большое значение в понимании идей и духа того времени, и не только того, но любого духа политических идеалов и революций.
Итак, появляются «силы» и «каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы» (1,VI). Это Руссо называет «актом ассоциации», благодаря которому создается «условное коллективное Целое», которое есть народ. «Это Целое - пишет Руссо, - получает… свое единство, свое общее я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое… именуется Республикою» (1, VI). Руссо вводит множество понятий: Государство, Суверен и Держава – для состояния республики (пассивное, активное и по отношению к другой республике соответственно) и другие. Но здесь важно заметить следующее: Целое получает волю, своё я – это самое главное. Теперь оно может изъявлять свою волю. Причем эта воля, по-видимому, должна быть направлена в одну сторону, она не может раздваиваться, так как это одно я и одна воля.
Итак, возвращаясь к акту ассоциации, благодаря единодушию всех частных лиц в определенный момент появляется единое Целое, которому эти частные лица вверяют свою жизнь и власть над этой жизнью. «Вхождение в ассоциацию граждан есть самый добровольный акт в мире; поскольку всякий человек рождается свободным и хозяином самому себе, никто не может ни под каким предлогом подчинить его без его согласия. Постановить, что сын рабыни рождается рабом, это значит постановить, что он не рождается человеком» (4,II). «Общественное состояние - это священное право, которое служит основанием для всех остальных прав» (1,I), но даже оно не обязательно для Народа в целом (1,VII), хотя народ его принимает под воздействием неких сил, вынуждающих их выйти из естественного состояния и перейти в это гражданское или общественное. Причём «общественное соглашение… молчаливо включает в себя такое обязательство: …если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силою принудят быть свободным» (1,VII). Вот то отчуждение свободы частной в пользу свободы общей, на основе чего появляется Общественный договор. Ну а как же новые граждане? Разве могут предки заключить договор за своих потомков? Руссо отвечает: «Когда Государство учреждено, то согласие с Договором заключается уже в самом выборе местопребывания гражданина; жить на данной территории – это значит подчинять себя суверенитету» (4,II). Как пишет Руссо, «По Общественному договору человек теряет свою естественную свободу… приобретает же он свободу гражданскую» (1,VIII). Но железная логика безусловно приводит Руссо и к выводу о безусловном подчинении справедливому государству его членов: «Тот, кто хочет сохранить свою жизнь за счет других, должен, в свою очередь, быть готов отдать за них жизнь, если это будет необходимо. Итак, гражданину уже не приходится судить об опасности, которой Закону угодно его подвергнуть, и когда государь говорит ему: «Государству необходимо, чтобы ты умер», – то он должен умереть» (2,V). Общественный договор таким образом становится высшим обязательным законом, за гранью которого – смерть или изгнание из государства: «За исключением первоначального Договора, мнение большинства всегда обязательно для всех остальных».
Этот договор должен становится не договором подчинения, а договором равенства. Недаром поэтому Ж.-Ж.Руссо говорит: «Хотя люди могут быть неравны по силе или способностям, они становятся все равными в результате соглашения и по праву» (1,IX). Но как же свобода естественная? Какой же это договор, если общая воля будет принуждать заключать его? – Руссо предлагает единственный способ не подчиняться общей воли – не вступать в договор, что означает не вступать в общество. Насколько это возможно на практике – непонятно, и сам автор не дает подобных разъяснений.
Несмотря на все противоречия образования самого Целого, Руссо на этом не останавливается. Теперь его задача ближе подойти к решению вопроса о власти, и он не забывает подчеркнуть, что только «общая воля может управлять силами государства в соответствии с целью его установления, каковая есть общая благо» (2,I), потому что частная воля стремится к собственному преимуществу, а общая – к равенству.
Таким образом, мы видим, что, хорошо изучив историю и зная законы образования государств в истории, Руссо стремится избежать этой модели и построить кардинально новое, счастливое государство на пустом месте, опираясь лишь на естественное общество и соглашение между ними – в результате перед нами появляется абстрактно-мифическое Целое.
Продолжая сравнивать общество с человеческим организмом, Руссо утверждает: «Общественное соглашение дает Политическому организму неограниченную власть над всеми его членами, и вот эта власть, направляемая общею волей, носит, как я сказал, имя суверенитета».
Отношения
между сувереном и его членами
(то есть между Целым и личностями) иначе
как утопическими назвать невозможно:
«Все то, чем гражданин может служить Государству,
он должен сделать тотчас же, как только
суверен этого потребует, но суверен, со
своей стороны, не может налагать на подданных
узы, бесполезные для общины» (2,IV), недаром
поэтому Руссо признает: «Потребовались
бы Боги, чтобы дать законы людям» (2,VII).
Единственный выход из этой дилеммы –
общая воля должна управлять всегда всем
народом. Если будет так, то люди, заключив
лишь один договор ассоциации и признав
над собой власть общей воли, будут счастливы,
так как они будут уверены в благом направлении
общей воли. И, кроме того, их воля будет
совпадать с общей волей, если они будут
хорошими гражданами.
Воля
всех и Общая воля
И вот здесь возникает очередное противоречие: Целое состоит из членов ассоциации, которые имеют свою волю, Целое в сущности является абстрактным понятием, так как же совместить волю всех (la volonté de tous) в одну общую волю (la volonté générale) этого самого Целого, для того, чтобы оно могло функционировать? Это одна из основных проблем всего трактата, и мы её рассмотрим ниже, так как сейчас мы изучаем лишь появление этого самого Целого.
Что же такое общая воля (la volonté générale), и чем она отличается от воли всех (la volonté de tous)? «Волю делает общею не столько число голосов, сколько общий интерес, объединяющий голосующих» (2,IV). Как поясняет П.И.Новгородцев, «общность воли представлялась Руссо в виде совершенного единства желаний, обеспеченного полным единством жизни и ничем невозмутимой простотой настроений и чувств» .
Интересно,
что автор постоянно
В результате для смирения народа, который должен все равно себя чувствовать полновластным, Руссо предлагает управлять им также с помощью религии Разума, через которую мудрый законодатель будет возвещать «волю богов», а на самом деле – свою «благую волю», так как «есть множество разного рода понятий, которые невозможно перевести на язык народа. Очень широкие планы и слишком далекие предметы равно ему недоступны» (2,VII). Таким образом, Руссо предлагает религию в качестве орудия политики при становлении народов. Через заповеди религии он пытается создать то идеальное общество, которое начал описывать и продолжает, но вовремя понял, что не все люди подобны сейчас ему и хотят того же, что и он, «Женевский гражданин»… Но он знает, что практически все люди верят в Верховное Существо, поэтому и предлагает законы «вкладывать в уста бессмертных, чтобы увлечь божественною властью тех, кого не смогло бы поколебать в их упорстве человеческое благоразумие» (2,VII). Подтверждает же свои слова мыслитель историей: якобы неразумие народа «во все времена вынуждало отцов наций призывать к себе на помощь небо и наделять своей собственной мудростью богов» (2,VII). Как ни пытался Руссо отказываться от опыта предков в построении государства, наконец все равно соглашается с многими их действиями и способами создания (и подчинения!) общества. И, твердя о всеобщей терпимости ко всем и недопустимости нетерпимости в идеальном государстве, говорит опять парадоксами: «Но кто смеет говорить: вне Церкви нет спасения, тот должен быть изгнан из Государства…» (4,VIII). Как пишет Б.Н.Чичерин, «Этим требованием нетерпимости во имя терпимости Руссо достойным образом заканчивает свое сочинение, которое можно назвать доведением до нелепости теорий индивидуализма» .
Руссо
категорически заявляет, что «народ,
повинующийся законам, должен быть их
творцом» (2,VII), с другой стороны, народ
не всегда видит в чем благо, он слеп в
большинстве своем и невежественен (хоть
прямо так Руссо не обзывает народ, но
это буквально читается между строк, когда
речь идет о всенародном правлении). Как
и большинство просветителей, Руссо пишет
якобы о народе и для народа, выступает
его защитником, его «рупором», но считает-то
его темным, глупым, даже непонимающим
в чем благо, но хотящим этого блага. Поэтому,
я считаю, говоря о руссоистском народе
(как и о народе любого просветителя), необходимо
иметь ввиду очередной миф – народ-идеал,
народ, «состоящий из богов» (3,IV), которого
на самом деле нет на белом свете. И этот
народ-призрак показывает свою прозрачность,
когда Руссо пытается соединить свои логические
мысли с практикой – в результате появляются
абзацы о религии Разума, о мудром Законодателе
и т.д. Не было бы этих абзацев – учение
Руссо было бы стройным, последовательным,
красивым, но просто очевидно утопическим.
Жан-Жак это видит, а поэтому постоянно
корректирует свою теорию с практикой,
а в результате противоречит сам себе.
Глава II. О ВЛАСТИ
Разделение
властей
Важное
условие законосообразного
Отдавая (пусть и с оговорками) законодательную власть народу, Руссо говорит, что «исполнительная власть, напротив, не может принадлежать всей массе народа как законодательнице или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного характера» (3,I). «Сила народа нуждается, следовательно, для себя в таком доверенном лице, которое собирало бы ее и приводило в действие согласно указаниям общей воли, которое служило бы для связи между Государством и сувереном» (3,I). Подчинение правителям, таким образом – не договор, а поручение, должность, которая возлагается молодым организмом-сувереном на некоторых лиц, которым разрешается претворять закон в жизнь ради свободы и равенства. В итоге народ «может и должен быть представляем в том, что относится к власти исполнительной» (3,XV).
В результате Руссо выводит три силы: частные лица, суверен и государь. Они постоянно балансируют пропорционально: чем многочисленнее народ, тем сильнее должно быть правительство, а чем сильнее правительство, тем сильнее должен быть суверен, чтобы «сдерживать Правительство» (3,I). Так как народ намного более многочисленен, чем Правительство, Руссо предлагает создать и новую ветвь власти: Трибунат или судебную власть, который «есть блюститель законов и законодательной власти» (4,V). «Он служит иногда для того, чтобы защищать суверен от Правительства, …иногда – чтобы поддерживать Правительство против народа, …иногда же – чтобы поддерживать между ними равновесие…» (4,V). Кроме того, дабы не допустить узурпацию этого корпуса правительством или сувереном, Руссо предлагает «не делать этот корпус постоянным, но определять промежутки, в течение которых он прекращал бы свое существование».
Информация о работе Ж.Ж. Руссо и его "идеальное государство"