Жизнь и нахождение на посту министра С.Ю. Витте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:37, реферат

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические и практические разработки С.Ю. Витте на посту министра ПС, а также проследить за всеми его достижениями и нововведениями в этот период, чтобы в конце проделать вывод по данному государственному деятелю.

Содержание

Введение 3
Биография С.Ю. Витте 5
Тилигульская катастрофа 6
Конец Русско-турецкой войны 8
Витте – министр ПС 12
Строительство Сибирской Железной дороги 17
Витте – выдающийся деятель 22
После отставки с поста министров 23
«Манифест 17 октября 1905 г.» 24
После смерти 26
Заключение 27
Портрет С.Ю. Витте 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Политология реферат.doc

— 706.50 Кб (Скачать)

Комитет Сибирской дороги на одном из своих заседаний потребовал, чтобы она строилась «Русскими людьми и из русских материалов», «дешево, а главное скоро и прочно». Магистраль разделили на ряд дорог, строительство которых возглавили начальники работ. Их наделили большими правами. Это были опытные и компетентные инженеры, проявившие себя на проектировании и строительстве железных дорог: О.П. Вяземский (Южно-Уссурийская и Северо-Уссурийская дороги), К.Я. Михайловский (Западно-Сибирская дорога), Н.Л. Меженинов (Средне-Сибирская дорога), А.Н. Пушечников (Забайкальская дорога), Б.У. Савримович (Кругобайкальская дорога), А.И. Югович (КВЖД).

Витте заботился, чтобы с постройкой магистрали был ознакомлен широкий круг отечественных и зарубежных специалистов. Для этого использовались периодическая печать и особенно международные выставки. На Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г., посвященной 400-летию открытия Америки, Россия представила экспонаты во все 16 разделов. Один из пяти томов о России, подготовленных к выставке, полностью посвящался Транссибу «Сибирь и Великая Сибирская дорога»). Большинство Российских экспонатов транспортного отдела были отмечены наградами. Высшие награды получили Министерство путей сообщения, Департамент железнодорожных дел Министерства финансов, профессор Н.А. Белелюбский и другие.

Согласно высочайшему повелению от 5 июня 1893 года Управление по сооружению Сибирской железной дороги находясь под главным руководством министра путей сообщения, заведует изысканиями и строительством дороги снабжает последнюю подвижным составом и всеми необходимыми принадлежностями, ведает всеми техническими и хозяйственно-административными делами и рассматривает все вопросы относительно сооружения дороги, передаваемые на его обсуждение другими учреждениями. Соответственно этому, управлению было предоставлено право на соглашения с владельцами имущества, отчуждаемого под дорогу, заключать от своего имени непосредственно или через местных начальников работ и других уполномоченных всякого рода договоры, а равно изменять, с разрешения министра путей сообщения, условленные сроки работ и поставок, если это окажется необходимым по ходу работ. Самоуправление было организовано из начальника, его помощника, представителей Министерства финансов и государственного контроля, канцелярии, технического и хозяйственно-распорядительного отделов. для рассмотрения касающихся железной дороги хозяйственных и экономических вопросов, а также расценочных ведомостей по ее сооружению при управлении был образован под председательством начальника совет из его помощника и представителя Министерства финансов. Кроме того, на заседания совета приглашались, на правах членов, директора Департаментов железных дорог и шоссейных и водных сообщений, представители государственного контроля и Министерств: внутренних дел, государственных имуществ, Военного и Морского – во всех тех случаях, когда рассматриваемые вопросы касались предметов ведения названных учреждений. Для рассмотрения же технических вопросов, решение которых вне компетенции начальников работ, было учреждено техническое совещание из председателя – начальника управления и членов – начальников технического и хозяйственно-распорядительного отделов управления. Решения совещания или сразу имеют окончательную силу, или, по некоторым вопросам, указанным в особом наказе министра путей сообщения, передаются на его рассмотрение. При решении наиболее важных технических вопросов в совещании могут участвовать, по приглашению председателя, лица, специально изучившие технические стороны рассматриваемого вопроса.

Начальник управления имел все права директора департамента и состоял членом Инженерного совета. Кроме того, он участвовал, на правах члена, во всех заседаниях Управления казенных железных дорог при обсуждении вопросов, касающихся строительства и эксплуатации Сибирской железной дороги. Помощник начальника имел права вице-директора и замещал начальника в случае его болезни или отсутствия во всех упомянутых учреждениях.

Во главе перечисленных выше частей управления – технического и хозяйственно-распорядительного отделов и канцелярии – стояли начальники отделов и правитель канцелярии, причем последний исполнял и обязанности юрисконсульта. Кроме означенных должностных лиц, в управлении имелись: две должности делопроизводителей – одна в канцелярии, другая – в хозяйственно-распорядительном отделе, 4 старших и 2 младших инженера для работы в отделах и чиновник особых поручений, состоящий в то же время экзекутором управления; а для ведения счетоводства и отчетности имелись должности бухгалтера и 2 счетоводов. При управлении также состояли чертежники, канцелярские чиновники и переписчики.

На содержание Управления по сооружению Сибирской железной дороги, согласно высочайше утвержденному 5 июня 1893 года штату, было определено 108800 руб.

На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. российские железные дороги были представлены еще шире. Из 40 экспонатов транспортного отдела 39 отмечено наградами. Высшей награды «Гранпри- удостоились Комитет Сибирской дороги, Управление по ее сооружению, Н.А Белелюбский. Золотые медали получили профессор Л.Д. Проскуряков и О.Л. Вяземский. Русской экспозиции посвящались многочисленные публикации в газетах многих стран мира. Одна из французских газет писала: «Сибирская железная дорога – это одно из величайших сооружений нашего века, которое окажет незаменимую услугу мировому прогрессу».

В экономике страны важную роль сыграла тарифная реформа на железнодорожном транспорте, проведенная в 1889 г. при активном участии С.Ю. Витте. С помощью тарифных «премий осуществлялся аграрный и промышленный протекционизм. Новые хлебные тарифы позволили землевладельцам и хлеботорговцам экономить до 2 млн. руб. в год. Железным дорогам разрешили вести ссудо-складочно-комиссионную деятельность. Благодаря этому они превратились в мощных посредников по торговле хлебом. За десять лет на 15 дорогах страны было построено 302 элеватора и зернохранилищ на 36 млн. пудов зерна. Тарифы на хлеб максимально помогали его экспорту на международные рынки. Снизились тарифы и на перевозку угля, руды, металла. Для содействия переселению в восточные районы страны по инициативе Витте была значительно снижена стоимость проезда пассажиров в вагонах 3-го и 4-го классов.

Под руководством С.Ю. Витте были проведены также такие важные мероприятия, как винная монополия 1894 г. и денежная реформа 1897 г. Первая вводилась постепенно: в 1894 г. в четырех губерниях, в 1896 г. еще в девяти, а в начале XX века – уже в 75 губерниях. Доход России от винной монополии в 1897 г. составил 52 млн. руб., в 1903 г. уже 365 млн. руб., а в 1913 г. достиг 750 млн. руб. (более 22% бюджетных доходов).

В начале 1895 г. Витте представил Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения, и Законом от 8 мая разрешалось заключать сделки на золото. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 году сделал то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное обращение, обеспечив вплоть до первой мировой войны стране твердую валюту и приток иностранных капиталов.

Одновременно ограничивается эмиссионная деятельность Государственного банка, осуществляется серия конверсионных займов за границей, что позволило перейти на золотое обращение.

Введение золотого стандарта, то есть свободного размена рубля на золото было смелым решением Витте. По его собственным словам, "против этой реформы была почти вся мыслящая Россия", потому что одним (прежде всего экспортерам сырья) был выгоден слабый рубль, других страшила сложность этой финансовой операции.

Витте убеждал своих оппонентов, что бумажный рубль является главнейшим препятствием для нормального развития: "По существу своему обращающиеся у нас вместо денег бумажные знаки являются постоянным напоминанием о бессилии государственной казны". Когда были отчеканены новые золотые империалы, знатоки предсказывали мгновенное вымывание их из оборота. Но министр тщательно подготовил реформу, предварительно накопив большой золотой запас. Рубль из слабой валюты превратился в одну из самых сильных и устойчивых в мире. Единственный раз в отечественной истории (в 1897-1914) русский рубль был конвертируемой валютой, что облегчило приток в страну иностранного капитала.

К 1897 г. за счет увеличения налогов, добычи и покупки золота, заключения внешних займов золотая наличность в стране увеличилась с 300 млн. руб. до 1095 млн. руб. Денежная реформа укрепила внешний и внутренний курс рубля.
Витте – выдающийся деятель

Высокую оценку деятельности С.Ю. Витте на посту министра финансов дал в 1902 г. известный публицист и писатель К.А. Скальковский, отмечая его 10-летний юбилей пребывания на этом посту. Он писал, «что она была чрезвычайно разнообразной и касалась не только финансов, но и других сфер управления государством. Он привлек в Россию иностранные капиталы, выкупил в казну много железных дорог, при нем закончилось строительство Сибирского пути и за казенный счет построено более 20 тыс. верст новых железнодорожных линий... За целый век русской финансовой истории не было такой напряженной деятельности».

Но Витте не только хвалили. Так, Кони, рассказывая о встрече с ним в 1898 г., подчеркивал, что в то время его выдающаяся и замечательная государственная деятельность была в полном разгаре. Влиятельный министр, пользующийся особым доверием Александра III, государственный человек с широкими горизонтами и смелыми перспективами, он возбуждал к себе ревнивую зависть со стороны некоторых министров. Против Витте не только пускали «шипы по-змеиному» в разных светских салонах, считая его выскочкой, но и выступали в печати и даже в записках на высочайшее имя. Различные «добровольцы» односторонне и злобно осуждали его политику. Через деятельность Витте, как министра путей сообщения и министра финансов, красной нитью проходило его представление о неограниченном самодержавии, как о лучшей, на данный момент, форме правления, опирающейся на способных, энергичных и знающих, подготовленных долголетним опытом министров, умеющих выбирать себе наиболее подходящих помощников. В своей деятельности Витте не стеснялся обходить высшие государственные учреждения, обрекая их на чисто служебную роль в тех случаях, когда ожидал с их стороны несогласия со своими проектами. Так он, пользуясь особым доверием Александра III, провел денежную реформу, минуя Государственный совет. Так было и по отношению к Сенату в вопросе о беспорядке в Могилевском округе путей сообщения, когда Сенат не нашел достаточных оснований для предания суду руководителей округа. Но ревнивый к своей власти Витте доложил Александру III о неправильном, по его мнению, прекращении дела и о необходимости предать этих лиц суду. Император указал Сенату, что «так вести дела нельзя» и приказал пересмотреть определение.

 

После отставки с поста министров

Витте сильно переживал свою отставку с поста министра финансов. Когда Кони встретил его в 1903 г. на Сестрорецком курорте, то едва узнал: перед ним был согнувшийся человек, мешковатый, с потухшим взглядом и тревожным лицом. Из самого влиятельного министра он сделался в августе 1903 г. председателем Комитета министров, то есть декоративным манекеном.

Это положение не могло удовлетворить его деятельную натуру. К императору в Петергоф ездили все, кроме него... Но когда возник вопрос о заключении мира с Японией, то оказалось, что единственным государственным деятелем, способным решить этот вопрос, может быть только Витте. И эти надежды он оправдал. Так как ему удалось выторговать у Японии половину Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

С 19 октября 1905 г. и по 22 апреля 1906 г. он возглавлял Совет министров. После отставки с этого поста оставался членом Государственного совета и до 1914 г. довольно часто выступал на его заседаниях.
«Манифест 17 октября 1905 г.»

Под руководством С.Ю. Витте был составлен «Манифест 17 октября 1905 г.» - Высоча́йший Манифе́ст Об усоверше́нствовании госуда́рственного поря́дка — законодательный акт Верховной Власти Российской империи.

Манифест был разработан по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора-калатая законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II 6 августа 1905, учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также, Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений. Таким образом, манифест был предшественником российской конституции.

Либеральная общественность встретила манифест с огромным ликованием и радостью. Многие либералы, тяготеющие к правому крылу, считали цель революции достигнутой. Однако восторженный энтузиазм в либеральной среде разделяли далеко не все. Один из известнейших деятелей П. Н. Милюков находился в момент опубликования Манифеста в Москве. Здесь, в Литературном кружке, по получении известия о Манифесте, восторженные посетители подняли его на руки, принесли в центр ресторанной залы, поставили на стол, дали в руки бокал шампанского и заставили произнести речь. И будущий бессменный глава кадетской партии сказал то, чего от него никто не ожидал: «Ничто не изменилось, война продолжается». Завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии.

Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его.

Публикация манифеста также привела к наиболее массовым еврейским погромам в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В период с 18 по 29 октября 1905 года было убито около 4 тысяч человек, ранено около 10 тысяч.


После смерти

Сергей Юльевич скончался 28 февраля 1915 г. Он оставил после себя «Воспоминания», полностью изданные только после 1917 г. Они содержат большой фактический материал и по многим оценкам являются «одним из ярчайших памятников отечественной мемуаристики».

Информация о работе Жизнь и нахождение на посту министра С.Ю. Витте