Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:11, контрольная работа
Родоначальник политологии Аристотель, который конкретно исследовал 15 городов государств. Объективная предпосылка превращения политологии в науку – это активная роль партии в жизни общества, активизация движений масс. 1-я кафедра создана в 1857г. в Колумбийском университете. Позже в Йельском университете, Гарвардском, Принстонском и других университетах США.
Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).
Великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.
Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.
В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.
Вопрос 55. Политическая мысль нового времени и эпохи Просвещения (Гоббс, Макиавелли, Локк, Руссо, Монтескье).
Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.
Английский философ и
Отход от чисто теологической
По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она отнюдь не благая.
Труды Н. Макиавелли, и прежде всего
“Государь”, построены на учете
исторического опыта
климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.
Английский философ Джон Локк (1632—1704):
он исходит из того, что люди, движимые
защитой собственного интереса, не
обязательно вредят друг другу, но способны
взаимодействовать и
Большое влияние на развитие политической
теории и политической практики оказали
работы французского философа Шарля
Луи Монтескье (1689—1755). В них получает
обоснование впервые
ствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.
Вопрос 56. Религиозная политическая мысль европейского средневековья (А. Августин, Ф. Аквинский)
Идея теократического
Политическое учение Фомы Аквинского. В своих политических воззрениях Фома отвергал общественное равенство и утверждал, что разделение на сословия установлено Богом. Все виды власти на земле – от Бога. “Государственное сообщество, – писал он, – является приготовлением к высшему сообществу – государству Бога. Таким образом, государство подчиняется церкви как средство цели”. При этом следует различать сущность, форму и использование власти. Установленная Богом власть несет людям добро, поэтому ей следует беспрекословно подчиняться. Главная задача государственной власти. – содействовать общему благу, заботиться о справедливости в общественных делах и обеспечивать мир подданным. Но использование власти может быть дурным. Поэтому в той мере, в какой светская власть нарушает законы Бога, подданные вправе оказывать ей сопротивление. В учении Ф. Аквинского признавался суверенитет власти народа: “Король, изменивший своему долгу, не может требовать повиновения. Это не восстание, направленное на свержение короля; поскольку он сам восстал, народ вправе низложить его. Однако лучше ограничить его власть, чтобы не допускать злоупотреблений. С этой целью весь народ должен участвовать в управлении. Государственный строй должен соединять ограниченную и выборную монархию с аристократией по признаку учености, и такую демократию, которая обеспечивала бы доступ к власти для всех классов посредством народных выборов. Ни одно правительство не вправе взимать налоги сверх меры, установленной народом. Всякая политическая власть осуществляется с согласия народа, и все законы должны приниматься народом или его представителями. Мы не можем быть в безопасности, пока зависим от воли другого человека”
Вопрос 57. Русская политическая мысль в 19 – нач. 20 веков (Либерализм, радикализм, консерватизм).
В XIX в. в политической мысли России зарождаются, а затем оформляются ее следующие основные направления и течения:
* либерализм (ранний), ориентирующийся
на идеологические принципы
* радикализм, выражающий интересы
угнетенных слоев населения,
* консерватизм (часто в облике
славянофильства) отражал
Характерные черты российской политической мысли XIX в.
* необычайное разнообразие
* преобладание крайностей: радикализм и консерватизм;
* тесная взаимосвязь
* чрезмерная идеализация, а
* своеобразие набора (в отличие
от Западной Европы) и содержания
поставленных вопросов и
* категоричность радикализма и
консерватизма, слабое
* недостаточная экономическая, политическая и правовая обоснованность ряда важных идей и путей их практической реализации;
* слабая постановка
Вопрос 58. Теоретическое обоснование международных отношений.
Под международными отношениями обычно понимают системную совокупность политических, хозяйственно-экономических, научно-технических, валютно-финансовых, социальных, дипломатических, правовых, военных, гуманитарных и коммуникационных связей и отношений между всеми основными субъектами мирового общества.
В качестве основных субъектов мирового сообщества (и международного права) выступают прежде всего государства и международные организации. Государства – наиболее могущественные и организованные субъекты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Именно через государство народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государства опосредуют и контролируют деятельность иных участников международных связей – административных единиц (области, края, региона), общественных организаций, фирм, индивидов. Существуют и нетипичные государственные субъекты международных отношений – Ватикан, вольный город и др.
К ведущим субъектам
К числу важных субъектов международных отношений, безусловно, относятся авторитетные международные общественные и профессиональные организации. В этом ряду: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ) и др.
Вопрос 59. Особенности современного мирового политического процесса.
Мировой политический процесс – это совокупная деятельность институциональных и многообразных неинституциональных субъектов международных отношений, взятых в развитии в пространстве и во времени, по осуществлению своих функций; совокупность разнообразных политических процессов в системном мире.
Его субъектами выступают народы, этносы, цивилизации, государства, международные организации, негосударственные объединения, общественные движения, транснациональные корпорации, религиозные организации, политические и общественные лидеры; структурными элементами: политически значимая деятельность ООН; политическая деятельность международных органов, организаций, учреждений; политические акции региональных институтов, объединений, союзов, внешнеполитическая деятельность суверенных государств.
Современный мировой политический
процесс характеризуется
Характерные черты мирового политического процесса:
Информация о работе Возникновение и основные этапы развития политологии