Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:56, реферат
Проблема лидерства как одного из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы объединяет и направляет действия всей группы, ожидающей, принимающей и поддерживающей такое руководство, привлекает внимание широкого круга исследователей – историков, политологов, психологов, социологов и экономистов. “Лидерство, – отмечал известный французский политолог Ж.Блондель, – так же старо, как человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах.
Глава 1. Политическое лидерство…
1.1. Определение лидерства……
1.2. Объективная и субъективная стороны лидерствf
Глава 2. Теории политического лидерства…
2.1. Теория лидерства по Н. Макиавелли…
2.2. Теория черт………………………
2.3. Факторно-аналитическая концепция… .
2.4. Ситуационная концепция . …………………………………………
2.5. Личностно-ситуационный подход…………………………………
2.6. Теория конституэнтов……… ………… …………… …
2.7. Марксистская концепция……………………
2.8. Психологические концепции и интерактивный анализ……….…
2.9. Рыночная и реляционная теория…………………………
2.10. Эффективность лидерства………………………
2.11. Мотивационная теория лидерства
Характерна в этой связи
2.7. Марксистская концепция
Марксистская теория исследует
явление политического
2.8. Психологические концепции и интерактивный анализ
Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории и, в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психоанализа 3. Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо — преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству, в том числе и к лидерству.
У многих людей обладание руководящими позициями выполняет субъективно-компенсаторские функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п. Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.
Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые франк-фуртской школы Эрих Фромм, Теодор Адорно и другие. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые фрустрации и неврозы и стремление человека убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям.
Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение доставляет такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты — при столкновении с превосходящей силой такая личность восхищается ею и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у индивидов авторитарного типа презрение и желание унизить их.
Такой тип поведения в психологическом смысле служит проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной внутренней силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Эта личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает других людей и мир в целом сквозь призму отношений силы-слабости, садомазохизма.
Эмпирические исследования, проведенные Адорно и другими учеными, подтвердили реальное существование авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же это направление психоанализа значительно расширило представления о внутренних мотивациях стремления к лидерству, хотя, конечно же, не исчерпывает все типы таких мотиваций. Как уже отмечалось, существуют и некоторые другие типы психологического отношения к лидерству, например игровой, инструментальный и др.
Важно отметить также психоаналитические концепции политического лидерства. Выделяют 3 типа работ в этом направлении:
Психоаналитическая методология была использована Г. Лассвеллом в его исследованиях политического лидерства. Лассвелл считал, что в политической науке необходимо использовать исследования биографий. Смысл стратегии исследования глубинных психологических структур бессознательного он видел в том, чтобы «найти тот опыт развития личности, который бы значимым образом определял зрелые политические черты и интересы» (Lasswell, 1931). Для Лассвелла борьба за власть является компенсацией детской травмы. В своем исследовании он вводит понятие «искатель власти». Под ним подразумевается человек, который посвящает свою жизнь захвату и использованию постов, обеспечивающих доступ к власти. Чтобы получить власть этот человек готов на все.
Другой представитель психоаналитического подхода, Дж. Барбер, считает аномалией политическую активность в отличие от нормального, т.е. слабо выраженного политического участия. Он рассматривает такое понятие, как «политический стиль» – характерный для политического лидера набор образцов привычных действий, соответствующий ролевым требованиям. Истоки этого стиля, по его мнению, следует искать в отрочестве и ранней юности (Barber, 1972).
Совокупность различных интерпретаций позволяет увидеть разнообразные стороны политического лидерства, однако еще не дает его целостной картины. Попытку решить эту задачу, осуществить комплексное исследование лидерства представляет собой интерактивный анализ. Он учитывает четыре главных момента лидерства:
И все же создать единую, универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своим проявлениям и функциям, зависит от исторических эпох, типов политических систем, особенностей лидеров и их конституентов и других факторов.
2.9. Рыночная и реляционная теория
Одной из наиболее показательных современных трактовок политического лидерства является рыночная теория. С точки зрения этой теории лидер выступает как своеобразный торговец особого рода благами (безопасностью, правосудием, благополучием и т.п.), а его целью является получение дохода от разницы между мобилизуемыми и реально затраченными на решение определенных задач ресурсами. Поэтому лидеры должны заботиться об экономии средств налогоплательщиков, разумном расходовании государственных запасов, минимизации хозяйственных и политических рисков и т.д.
К влиятельным современным доктринам, объясняющим природу и назначение лидерства, относится и реляционная теория. В ней доводы и аргументы строятся на основе комплексного, системного учета факторов, относящихся к внешней среде, индивидуальным и личностным качествам властвующего лица, а также особенностям ситуации и иным обстоятельствам, определяющим поведение лидера. В рамках данной теории создаются многочисленные методики эффективного отбора и подготовки лидеров. Теория факторов политического лидерства, автором которой является М. Херманн, стремится соединить в себе позитивные стороны всех рассмотренных выше подходов. С точки зрения этой американской исследовательницы, на процесс становления конкретного политического лидера влияют следующие факторы:
2.10. Эффективность лидерства.
Многие исследователи, изучающие политическое лидерство, так или иначе затрагивали проблему эффективности лидерства.
Весьма подробно данную тему разрабатывал Ф.Фидлер (Fiedler, 1967). В своем подходе к проблеме эффективности лидерства он исходит из того, что есть адекватные ситуации стили лидерства. Фидлер полагает, что задача политического руководства не определяется лидером, а является функцией ситуации. В своем исследовании автор вводит две переменные: личность лидера – это переменная ввода; эффективность лидера – это переменная вывода. По мнению Фидлера, стиль лидерства соотносится с ситуативными переменными (причем каждая переменная получает строгое количественное выражение) таким образом, что наиболее благоприятная для лидера ситуация включает в себя хорошие отношения с последователями, хорошо разработанную задачу, сильную позицию лидера. Из этой предпосылки Фидлер делает вывод, что ориентированный на задачу лидер более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях только умеренно благоприятных или умеренно неблагоприятных.
2.11. Мотивационная теория лидерства
Другое объяснение эффективности дает мотивационная теория лидерства, представители которой доказывают, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое ими в процессе работы. Эта теория предполагает: