Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:56, реферат
Проблема лидерства как одного из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы объединяет и направляет действия всей группы, ожидающей, принимающей и поддерживающей такое руководство, привлекает внимание широкого круга исследователей – историков, политологов, психологов, социологов и экономистов. “Лидерство, – отмечал известный французский политолог Ж.Блондель, – так же старо, как человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных организациях, в компаниях и университетах.
Глава 1. Политическое лидерство…
1.1. Определение лидерства……
1.2. Объективная и субъективная стороны лидерствf
Глава 2. Теории политического лидерства…
2.1. Теория лидерства по Н. Макиавелли…
2.2. Теория черт………………………
2.3. Факторно-аналитическая концепция… .
2.4. Ситуационная концепция . …………………………………………
2.5. Личностно-ситуационный подход…………………………………
2.6. Теория конституэнтов……… ………… …………… …
2.7. Марксистская концепция……………………
2.8. Психологические концепции и интерактивный анализ……….…
2.9. Рыночная и реляционная теория…………………………
2.10. Эффективность лидерства………………………
2.11. Мотивационная теория лидерства
Оба этих аспекта — формальный и неформальный — характеризуют политическое лидерство. Причем в политике формальный, институциональный аспект является ведущим, поскольку здесь реализация потребностей в самоорганизации и упорядочении деятельности огромного количества людей зависит не столько от индивидуальных качеств (хотя это тоже очень важно), сколько от силы и влияния организации. В современном обществе, не опираясь на организацию, на СМИ, даже личность, обладающая выдающимися способностями, не сможет стать политическим лидером. Как писал в «Лженероне» Л. Фейхтвангер, «власть даже пустого человека наполняет содержанием». И в этом смысле, даже находясь в полувменяемом состоянии, такие советские руководители, как Л.И. Брежнев и К.У. Черненко, объективно выполняли роль политических лидеров. Именно от них непосредственно зависело принятие важнейших государственных решений.
Таким образом, понятие политического лидерства включает два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект, предполагая хотя бы минимальную личностную активность, имеет ключевое значение для оценки индивида как политического лидера. Второй же аспект — личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту — определяет главным образом лишь сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного или нерезультативного, великого или ординарного, как «хорошего» или «плохого» руководителя. Учитывая все это, отделение политического лидерства от его институционально закрепленной руководящей позиции, которой приданы властные полномочия, представляется неправомерным.
Из всех определений политического лидерства, рассмотренных выше, характеристика лидерства как особого рода влияния представляется наиболее плодотворной, поскольку она, в отличие, например, от властной трактовки лидерства, охватывает не только властные, но и более «мягкие», опирающиеся лишь на авторитет и убеждение виды руководящего влияния, предполагающие не столь жесткое, однонаправленное воздействие, как власть.
Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют три главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты, которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.
Если властные позиции и роли — объективная основа политического лидерства — относительно стабильны, с трудом и достаточно редко подвергаются радикальным изменениям, то личностный, персональный состав лидерства более текуч и подвижен.
Глава 2. Теории политического лидерства
2.1.Теория лидерства по Н. Макиавелли
В примитивных обществах интересы автономной личности еще не осознаны и не выражены, существуют интересы нерасчлененного «целого» (рода, племени). Функции лидера проявляются слабо и сводятся в основном к обеспечению физического выживания общинников. Сами лидеры предстают в образе героев, наделенных особыми физическими качествами и нравственными достоинствами. Так, Платон изображал лидера как человека, имеющего прирожденную склонность к знанию, отличающегося решительным неприятием лжи, любовью к истине. По его представлениям, лидеру присущи скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. Таким лидером является, по мнению Платона, прирожденный философ.
Этико-мифологическая традиция в анализе политического лидерства сохранила свое влияние и в Средневековье, привнеся в нее идею богоизбранности лидеров, в отличие от простых смертных.
Н. Макиавелли перенес проблему политического лидерства из области воображаемого и должностного в плоскость реальной жизни. В работах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» он определил природу, функции и технологию лидерства. Н. Макиавелли вычленил содержание лидерства, исходя из наблюдений за реальным поведением правителя и его взаимоотношений с поданными. В основе лидерства, по Макиавелли, лежит ориентация на власть, обладание которой сопряжено с получением богатства и привилегий. Свойство стремиться к власти не зависит от личных достоинств или недостатков. Сила бывает на стороне лидера тогда, когда он учитывает психологию людей, знает особенности их образа мыслей, нравственные принципы, достоинства и недостатки.
В основе поведения людей, по Н. Макиавелли, лежат два мотива - страх и любовь. Их и должен использовать правитель. При осуществлении власти лучше сочетать оба мотива. Однако в реальной жизни это почти недостижимо, и для личной выгоды правителя лучше держать подданных в страхе. Но надо поступать так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе лидера могут свергнуть возмущенные подданные. Для того чтобы этого не произошло, лидер не должен посягать на имущественные и личные права граждан.
Кроме страха и любви, поведением людей правит честолюбие. Оно присуще каждому человеку. Лидеру важно знать, кто именно более честолюбив и потому опаснее для него как правителя: желающий сохранить то, что имеет, или стремящийся приобрести то, чего у него нет. Состоятельными людьми двигает страх потерять то, что они накопили, а бедные жаждут приобретения того, что есть у богатых. Оба мотива к власти, за которыми не редко скрывается обыкновенная страсть к разрушению, одинаково порочны. И богатые, имеющие в своем распоряжении рычаги власти, и бедные, стремящиеся завоевать эту власть, в принципе ведут себя одинаково. Аморализм не зависит от социального происхождения, он продиктован самим участием в борьбе за власть.
Технология стабильного лидерства, по Макиавелли, состоит в умелом сочетании средств поощрения и наказания. Люди мстят, как правило, за легкие обиды и оскорбления. Сильное давление лишает их возможности мстить. Лидер, стремящийся к абсолютной власти, должен держать подданных в таком страхе, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление.
Строя теорию лидерства на взаимоотношениях «правитель - подданные», Н. Макиавелли и характер лидера выводил из данного взаимодействия. Мудрый лидер соединяет в себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и искусное притворство). Следовательно, он обладает как прирожденными, так и приобретенными качествами. От природы человеку дано меньше, нежели он получает, живя в обществе. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процессе социализации индивида.
Стимулом к активной деятельности является неудовлетворенность. дело в том, что люди всякий раз желают большего, но не всегда могут этого добиться. Разрыв между желаемым и действительным порождает опасное напряжение, способное надломить человека, сделать его жадным, завистливым и коварным, поскольку желание получить превышает наши силы, а возможностей всегда недостает. В результате появляется недовольство тем, чем человек уже владеет. Подобное состояние Н.Макиавелли назвал неудовлетворенностью. Именно она способствует превращению желаемого в действительное.
Однако неудовлетворенность может проявляться в зависти и в напористости. По Н. Макиавелли, зависть порождает врагов, а напористость приобретает сторонников. Выступая блестящим знатоком человеческой психологии, он поражает неожиданно точными сравнениями и потрясает своими откровениями: «Я полагаю все-таки, что лучше быть напористым, чем осмотрительным, потому что судьба - женщина и, чтобы одержать над ней верх, нужно ее бить и толкать. В таких случаях она чаще уступает победу, чем когда проявляют к ней холодность. И, как женщина, она склонна дружить с молодыми потому, что они не столь осмотрительны, более пылки и смелее властвуют над нею».
2.2. Теория черт.
Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории. Пожалуй, старейшей из них, не утратившей и сегодня своей актуальности, является теория черт, авторами которой являются К. Бирд, Э. Богардус, Ю. Дженнингс и др.. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам — героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Данная теория представляет собой важное направление западной эмпирической социологии 30-50-х г.г. ХХв., стремившейся выразить феномен лидерства конкретно и осязаемо. Как писал один из основателей этой теории Э. Богардус, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству»4.
Как известно, значительная часть политико-психологических черт и особенностей детерминирована социокультурными обстоятельствами. Так, древние египтяне приписывали своему императору «божественные черты»: «властное высказывание» в устах, «понимание в сердце», но «язык его — усыпальница справедливости». Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых, по мнению древних греков, качеств вождей: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть (Ахилл). Перечни таких или похожих качеств встречаются в самых разных культурах: Правда, модели поведения лидеров и «наборы» лидерских «черт» со временем не раз менялись. Тем не менее, образы героев были, есть и всегда будут. Во всяком случае, пока сохраняются сторонники понимания истории как творения «героев», великих людей. Значит, будут множиться и списки «героических» черт.
Современные теории черт возникли в начале XX в. под влиянием исследований английского антрополога Ф. Гальтона, который объяснял природу лидерства с позиций наследственности. С точки зрения данного подхода были изучены царские династии, последствия династических браков. Таким образом, основная идея такого подхода заключается в утверждении о том, что если лидер обладает особыми качествами, отличающими его от сторонников, то эти качества можно выделить. Данные качества передаются по наследству.
Американский психолог К. Бирд
в 1940 году составил список, в
который входили 79 черт, упоминаемых
различными исследователями
Но не
одна из этих черт не занимала прочного
места в перечне: 65% названных черт
были упомянуты лишь однажды, 16 – 20% –
дважды, 4 – 5% - трижды и около 5% - четырежды.
Позднее К. Каттелл и Г. Стайс доминирующими
чертами лидера предлагали считать нравственную
зрелость, способность влиять на окружающих,
целостность характера, социальную смелость
и предприимчивость, проницательность,
независимость от сильных вредных влечений,
силу воли, отсутствие излишних переживаний.
Р. Манн включал в этот список интеллект,
приспособляемость, экстравертность,
восприимчивость и способность понимать
других. Американский исследователь Ю.
Дженнингс объяснял такие несовпадения
тем, что субъективистские в своей основе
теории черт в большей степени отражали
свойства самих исследователей, чем лидеров.
В принципе, не
существует определенного набора личностных
качеств, которыми обладали бы все или
хотя бы большинство лидеров. Они, эти
качества, многообразны, но все их можно
классифицировать в три большие группы:
природные, нравственные и профессиональные.
Природные качества - это сила характера,
воля, магнетизм личности, решительность,
гипнотические способности, тонкая интуиция.
О необходимости
для лидера нравственных качеств писали
еще Платон, Аристотель, Конфуций.
Они называли среди этих качеств: благородство,
честность, верность общественному долгу,
заботу о людях, об общественном благе
и справедливости.
В современном мире значение
морального фактора неизмеримо
возросло. Процессы
демократизации современного общества,
повышение общей политической культуры
человечества сделали нетерпимыми бесчеловечные
и жестокие методы и средства политического
правления, неприемлемыми какие-либо нарушения
прав и свобод граждан.
Гуманизм и человеколюбие,
высокое чувство ответственности
за принимаемые решения,
честность и неподкупность,
забота о людях - те главные
нравственные черты
и качества, которые
должны быть присущи
современному политическому
лидеру.
К профессиональным
качествам политического
лидера можно отнести
аналитические способности,
умение быстро и точно
ориентироваться в обстановке,
аргументировано противостоять
чужому мнению, политическая
мудрость, компетентность,
профессионализм в принятии
политических решений,
готовность к компромиссам,
так и дипломатичность. Сюда также можно
отнести талант привлекать к себе людей,
ораторское искусство, чувство юмора,
способность убеждать, вызывать энтузиазм,
умение повести людей за собой.