Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
1.
Вестфальская система
международных отношений
- Основы
Вестфальской системы МО…………………………………….4
- Эволюция,
расцвет и упадок Вестфальской системы………………….7
2.
Становление нового
политического порядка
в современном мире
2.1. Контуры
«становящегося» мирового политического
порядка……….12
2.2. Новый
политический порядок в мире:
«многополюсность» или «однополюсность»…………………………………………………………….17
Заключение
……………………………………………………………………22
Список
использованной литературы………………………………………...24
Становление
нового политического
порядка в современном
мире
Введение
Серьезное усложнение международных
отношений в конце ХХ –
начале XXI века, связанные с возрастающей
взаимозависимостью, не могли не
поставить вопрос о новом политическом
мировом порядке.
В основе старого политического
мирового порядка лежало деление
мира на два блока, обладающих
огромными запасами оружия массового
уничтожения и разделенных пропастью
идеологий. Поэтому главная задача
старого политического порядка
и его институтов заключалась
в том, чтобы не допустить
сползания локальных конфликтов
к глобальному военному противостоянию
СССР и США. Основные институты
международной безопасности второй
половины ХХ века были подчинены
именно этой задаче: остановить
опасное развитие событий на
возможно более ранней стадии.
Сегодня на становление нового
политического порядка в мире
оказывает сильнейшее влияние
процесс глобализации. Глобализация
– это многофакторный синергетический
процесс по созданию глобальных
экономических, финансовых, коммуникационных
и информационных сетей, которые
пронизывают всё пространство
Земли и интегрируют цивилизацию
в единую целостную систему . Это
означает, что параллельно с уплотнением
локальных и региональных пространств
уплотняется и глобальное пространство,
где уже действуют с неодинаковой силой
и масштабами разные факторы. В зависимости
от доминирования тех или других факторов
отдельные зоны повышают свою стабильность,
а другие, наоборот, входят в зону нестабильности
и повышенного риска .
Чтобы понять, каким перед нами начинает
представать новый политический порядок
в мире, необходимо:
1) изучить
основы Вестфальской системы международных
отношений и определить причину упадка
данной системы;
2) выделить
основные особенности процесса становления
нового политического мирового порядка;
3) выявить
черты нового мирового порядка;
4) рассмотреть
характер отношений между государствами
в условиях глобализации и усиления взаимозависимости.
Глава
1. Вестфальская система
международных отношений
1.1. Основы
Вестфальской системы
Международных Отношений
Мировая история до утверждения
Вестфальской системы, т.е. международной
системы национальных государств,
— это история господства и
противоборства различных империй.
Расхожее мнение о том, что империи это
абсолютное зло, является в лучшем случае
добросовестным заблуждением, а в худшем
— злонамеренной ложью. Все наиболее важные
прорывы в мировой истории были связаны
с подъемом и расцветом различных империй.
И, напротив, упадок империй, как правило,
влек за собой наступление смутных времен,
экономическое прозябание целых государств
и континентов, закат политических и правовых
институтов, морально-нравственную деградацию
народов. Место творца, осуществлявшего
имперскую созидательную работу, в этом
случае занимал демон разрушения и хаоса.
В ХIV-XV веках в мировой политике начинается
процесс формирования нового государственного
и общественного устройства — национальных
государств, связанный как с распадом
старых империй, так и с появлением и становлением
основного субъекта национальных государств
— национальной буржуазии. Внутри прежних
империй, сохраняющих внешние имперские
атрибуты, вызревают такие национальные
государства, как Франция, Англия, Португалия,
Швеция, Нидерланды, Испания. Все эти страны
на протяжении еще нескольких столетий
останутся колониальными империями —
кто дольше, кто короче. Однако империи
этого типа классическими империями уже
не являлись: колонии захватывались и
удерживались этими странами не для того,
чтобы создать «мир миров», как это было
прежде, а исключительно в целях развития
национальных метрополий за счет хищнической
эксплуатации заокеанских территорий.
Хотя такого рода политика могла весьма
искусно прикрываться имперской идеологией:
мол, несли в Азию и Африку «цивилизацию»,
«культуру», «христианскую миссию» и проч.
Собственно, именно тогда весьма рельефно
проявилась разница между имперской и
империалистической политикой, между
имперским и империалистическим государствами.
В идейном плане становление
национальных государств было
обосновано в трудах Ж. Бодена
(«Книга шести государств»), сформулировавшего
понятие «суверенитет», Н. Макиавелли
(«Государь»), разработавшего категорию
«государственный интерес» и Г.Гроция
(«О праве войны и мира»), создавшего основы
корпуса международного права. Большую
лепту в идейное обоснование национального
государства внесли Т. Гоббс и Б. Спиноза.
Из всех европейских государств
лишь Россия в эту эпоху
продолжает оставаться подлинной
империей, т.е. страной, объединенной
общим имперским замыслом. К тому
же она и не пытается создать
национальное государство. Даже
при Петре Великом, осуществляющим
национальную модернизацию, она
остается империей.
Рубиконом между эпохой империй
и эпохой национальных государств
стал Вестфальский мир, заключенный европейскими
державами в 1648 году после кровавой Тридцатилетней
войны в Европе. Она началась в 1618 году
с чешского восстания против гнета австрийских
Габсбургов, которые в это время контролировали
территорию Священной римской империи
германской нации. Правда, к тому времени
эта империя, формально включавшая в себя
такие страны, как Германия, Пруссия, Австрия,
Испания, Италия, Нидерланды и др., уже
находилась в состоянии упадка. Будучи
конгломератом полусамостоятельных государств,
она была весьма рыхлой в административном
смысле слова и жила в основном набегами
на сопредельные страны. От изначального
имперского замысла там не осталось и
следа.
Тридцатилетняя война была воистину
мировой войной своего времени:
она вовлекла в свой огненный
водоворот все крупные европейские
государства: Швецию, Францию, Германию,
Нидерланды, Данию, Чехию, Англию, Испанию,
Италию, в меньшей степени — Польшу и Россию.
Попытка императора Фердинанда II спасти
империю, подчинив себе хотя бы ее ядро
— Германию — потерпела полное поражение.
Главную роль в этом сыграла Франция, в
частности, дипломатия Ришелье, который
сделал все, чтобы этого не допустить.
Вестфальский мир 1648 года подвел следующие
итоги Тридцатилетней войны:
• две основные
силы того времени — папство и империя
— были сокрушены; правда, формально Священная
римская империя германской нации существовала
еще несколько столетий: последний гвоздь
в гроб империи вбил Наполеон в 1806 году;
• был создан
Швейцарский союз;
• Испания
утратила доминирующие позиции в Европе,
уступив их Франции, которая превратилась
на полтора столетия в региональную сверхдержаву;
• другие
страны, такие как Швеция, Португалия,
Чехия, Дания, Италия и Нидерланды, сложились
в национальные государства.
Последнее было, пожалуй, главным
политическим итогом Тридцатилетней
войны, поскольку это стало
началом формирования мира национальных
государств, который и составил
Вестфальский мировой порядок
или Вестфальскую систему международных
отношений, основные элементы
которого действуют и в наши
дни. Расцветом Вестфальской системы
был ХХ век, который одновременно
стал началом ее упадка. Тем
не менее, Вестфальская система
закрепила в мировом порядке
определенные правила игры, которые,
с известными поправками и
модификациями, работают до сих
пор :
• Вестфальская
система не запретила, а разрешила войны,
в том числе и агрессивно-наступательные,
начало и ведение которых она отнесла
к законному праву суверенного государства;
• Вестфальская
система не препятствовала, а по сути дела
способствовала закреплению в международном
праве права сильного;
• Вестфальская
система утвердила в международном праве
принцип невмешательства во внутренние
дела других суверенных государств, следуя
нормативной максиме, сформулированной
Ж.Боденом: «Суверенитет — это абсолютная
и постоянная власть государства над подданными
и гражданами».
Именно поэтому ни в XVII, ни
в XVIII, ни в XIX вв. никто не
считал себя вправе вмешиваться
во внутренние дела европейских
тираний, в которых откровенно
и в массовом порядке нарушались
права человека и гражданина.
И даже в первой половине
ХХ столетия западные демократии
не вмешивались во внутренние
дела фашистской Германии и
коммунистического Советского Союза.
Мировое сообщество молчало, глядя на
развертывающийся в Германии геноцид
евреев или массовые репрессии в сталинском
СССР. Да оно и не имело никаких рычагов
воздействия на такие режимы.
Положение несколько изменилось
лишь в последней трети прошлого
столетия и то лишь потому,
что Запад стал использовать
права человека как инструмент
борьбы с СССР. Но именно тогда
и начался закат Вестфальской
системы международных отношений.
1.2. Эволюция,
расцвет и упадок Вестфальской
системы
Начиная с 1648 года, Вестфальская
система международных отношений
претерпела шесть модификаций,
каждая из которых была результатом
крупных военных потрясений. После
Тридцатилетней войны первым
из таких потрясений, гораздо
более масштабным и кровопролитным,
стали наполеоновские войны. Они
завершились разгромом Наполеона
коалицией европейских держав
при доминирующей роли Российской
империи, которая внесла основной
вклад в победу коалиции. Венский
конгресс 1815 года закрепил очередной
передел мира и образовал «Священный
Союз» при фактическом лидерстве
России. В 1830 году Союз развалился
— не в последнюю очередь
в результате антироссийских
интриг Австрии и Англии.
Следующим потрясением Вестфальского
мирового порядка стала Крымская
война 1854-56 гг., закончившаяся поражением
России и Парижским конгрессом
1856 года. Конгресс закрепил новый
передел мира на Балканах и
в акватории Черного моря не
в пользу России: она была вынуждена
вернуть Карс, согласиться с нейтрализацией
Черного моря и уступить Бессарабию.
Впрочем, Россия довольно быстро
— в течение 13-15 лет — восстановила
геополитический статус-кво.
Франко-прусская война 1870-71 гг., закончившаяся
поражением Франции и триумфальной
победой бисмарковской Германии, привела
к установлению недолгого Франкфуртского
мира, ставшего четвертой модификацией
Вестфальской системы международных отношений.
Эта модификация была разрушена
Первой мировой войной 1914-18 гг., в
которой поражение потерпели
Турция и Германия, а также
Россия, которая в военном отношении
войну, безусловно, выиграла, но ее
победу украли большевики. В результате
сложился хрупкий Версальский
мир, в котором впервые в
истории была предпринята серьезная
попытка создать универсальную международную
организацию — хотя бы и в масштабе европейского
континента — несущую ответственность
за мир и безопасность в Европе: Лигу Наций.
Версальский мир был основан на широкой
и разветвленной договорно-правовой базе
и включал в себя хорошо отлаженный механизм
принятия и исполнения коллективных решений.
Это, однако, его не спасло от полного крушения
уже в преддверии Второй мировой войны.
Кроме того, Версальский мир был недостаточно
универсален: он не включал в себя не только
такие крупные азиатские страны, как Китай,
Индию и Японию, но в полной мере и США,
которые, как известно, так и не вступили
в Лигу Наций и не ратифицировали Версальский
Договор. СССР был исключен из Лиги Наций
после вторжения в Финляндию.
Вторая мировая война вовлекла
в военные действия и те
страны, которые не были частью
Версальского мира. Эта самая
страшная война во всемирной
истории, закончившаяся тотальным
поражением Германии, Японии и
их союзников, создала шестую
и до сего времени последнюю
модификацию Вестфальской системы
международных отношений — Ялтинско-Потсдамский
мировой порядок, который, как уже говорилось
выше, был одновременно ее расцветом и
началом ее заката как международной системы
объединенных национальных суверенитетов.
Главным отличием Ялтинско-Потсдамского
мирового порядка от Версальского было
формирование — взамен рухнувшего многополярного
— биполярного мироустройства, в котором
доминировали и соперничали друг с другом
две сверхдержавы — СССР и США. А поскольку
они были носителями двух разных проектов
мирового развития (и даже двух разных
исторических проектов) — коммунистического
и либерального — их соперничество с самого
начала приобрело острый идеологический
характер противостояния и борьбы между
«миром победившего социализма» и «свободным
миром». Сразу после Второй мировой войны
эта конфронтация получила название «холодной
войны» (которая продолжалась, по крайней
мере, до 1985 года). В это же время в у США
и СССР появилось ядерное оружие, и такая
конфронтация сложилась в весьма специфический
и неведомый доселе в мировой политике
режим взаимодействия двух субъектов
конфронтации — режим «взаимного ядерного
сдерживания» или «взаимного гарантированного
уничтожения». Этот режим, с одной стороны,
удерживал СССР и США от третьей мировой
войны, а с другой стороны воспроизводил
всю совокупность конфронтационных отношений.
Пиком холодной войны стал Карибский кризис
1962 года, когда СССР и США оказались на
грани ядерной войны. Этот кризис, однако,
и положил начало ядерному разоружению
и разрядке международной напряженности.