Сравнительный исторический анализ порядка выборов депутатов федерального собрания Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание избирательного процесса в Российской Федерации.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

· исследовать основные направления развития конституционного права в сфере избирательного процесса в Российской Федерации;

· рассмотреть содержание законодательной базы лежащей в основе регламентации избирательного процесса;

· проанализировать плюсы и минусы данного правового института, исследовать проблематику, связанную с данной разновидностью конституционных норм;

· выяснить тенденции развития в этой сфере;

· в заключении - подвести итоги по проделанной работе.

Содержание

Введение …….………………………………………………………….…. 3
1. История развития и значение выборного процесса избирательной системы России.…………………............................................................ 5
1.1. Краткие исторические данные ……………………………………… 5
1.2. Нормативные источники, регулирующие выборы в представительные органы государственной власти Российской Федерации ………………………………………………………………… 8
2. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания ………………………………………………………………….. 11
3. Избирательная система, ее основные стадии и типы ………………… 18
Заключение……………………………………………………….……..….. 23
Список использованных источников …………………………..…….…... 25

Работа содержит 1 файл

Конституционное право исправ 2011новая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     О дне, времени и месте голосования  территориальные и участковые избирательные  комиссии обязаны оповестить избирателей  через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

     Голосование проводится путем внесения избирателем  в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся  к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор, либо к строке "Против всех федеральных списков кандидатов".

     Участковая  избирательная комиссия оформляет  свое решение об итогах голосования  протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном  участке.

     Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования последовательно всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

     На  основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в том числе переданных по техническим  каналам связи из участковых избирательных  комиссий, сформированных на избирательных  участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях либо за пределами территории Российской Федерации, территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех указанных в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

     На  основании данных, содержащихся в  первых экземплярах протоколов территориальных  избирательных комиссий об итогах голосования, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования этих данных устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации.

     В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем официальном печатном органе опубликовывает информацию, включающую в себя полные данные, содержащиеся в протоколах всех избирательных комиссий, за исключением участковых избирательных комиссий, об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственной Думы, а также биографические и иные сведения обо всех избранных депутатах Государственной Думы в объеме, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Не позднее чем через семь дней со дня такого опубликования указанная информация размещается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в сети "Интернет" и содержится там не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  порядок выборов в Государственную  Думу носит сугубо партийный характер. Пассивное избирательное право  гражданин может теперь реализовать  только через волю партийных конференций по выдвижению кандидатов в депутаты. 

    3. Избирательная система, ее основные стадии и типы

 

     Главным регулятором выборов является избирательная  система, определяющая общие принципы организации выборов, а также  способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы - обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. Основными типами электоральных систем, которые используются в различных странах с теми или иными модификациями являются мажоритарная и пропорциональная. Они различаются:

     По  способу голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти.

     По  количеству партий и их роли.

     По  способу формирования парламентского большинства.

     При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей  округа или всей страны, собравшие  же меньшинство, голосов никаких  мандатов не получают. В зависимости  от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов

     (минимум  50% + 1 голос), и системы относительного  большинства, где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Если не один кандидат не получил свыше половины голосов проводиться второй тур, на котором представлены лишь два кандидата (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума). Каждая из основных избирательных систем имеет сильные и слабые стороны.

     Сильные стороны.

     1. Сравнительная легкость формирования  правительства и его большая  стабильность. Это достигается от  побуждения партий к коалициям ещё до выборов путем распределения парламентских мандатов, среди крупных партий победителей.

     2. Формирование устойчивых связей  между избирателями и депутатами.

     Слабые  стороны.

     1. Искажает во многом реальную  картину предпочтений и волю  избирателей. При ней возможна ситуация когда партия меньшинства побеждает. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий.

     2. Зависимость выборов от распределения  избирателей по округам. Создается опасность манипулирования тенденциозного нарезания избирательных округов.

     В условиях остроконфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку, полярно  разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигая атмосферу ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.

     На  преодоление этих и некоторых  других недостатков мажоритарной системы  претендует пропорциональная избирательная  система. Ее суть состоит в распределении  мандатов пропорционально голосам, полученными партиями или коалициями. Её сильные стороны – это представительство партий в выборных органах в соответствии их реальной популярностью среди избирателей. Слабые стороны – относительно меньшая стабильность правительства. Широкое представительство в парламенте, различных политических сил не позволяет одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций, которые очень электичны и меньше последовательны.

     Во-вторых, существует зависимость выдвижения депутатов от позиций парламента, бюрократии. В современном мире применяются различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорциональной системы. Многие страны стремятся максимально использовать достоинство каждой из них и смягчать их недостатки. В последнее десятилетие некоторые организации используют косенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидатов или избирательной платформы. Практически - это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех кандидатов. И ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять балов, (если пять кандидатов), за второе - четыре и т.д. После голосования баллы суммируются, и по их количеству определяется победитель.

     И так различие между пропорциональной и мажоритарными системами М. Дюверже усматривал в том, «что существует взаимосвязь между электоральной  системой и партийной структурой, которое выражается в трех социологических  законах 

     1. Мажоритарная система в один тур способствует установлению беспартийности с чередованием независимых партий.

     2. Мажоритарные выборы в два  тура ведут к объединению относительно  стабильных партий в две коалиции.

     3. Пропорциональное представительство  способствует процветанию многопартийности»8.

     Ориентируя  субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные  избирательные системы влияют на характер партийных систем и всю  избирательную кампанию.

     В зависимости от временной последовательности и особенности решаемых задач избирательный процесс делиться на несколько этапов:

     1) подготовительный этап, характеризующий ту общественно политическую почву, из которой «вырастают» выборы;

     2) выдвижение кандидатов и их регистрация;

     3) агитационно-пропагандисткая компания;

     4) голосование и подведение итогов  выборов. Весь этот процесс  осуществляется - в конкретной общественно-политической  среде, которая во многом определяет  их подлинно демократический  манипулятивный характер. Исторический контекст, включает в себя ряд параметров, отражающих его влияние на выборы. К ним относятся: наличие в обществе атмосферы доверия и готовности политических партий уважать результаты выборов; уважение в государстве прав человека, воли большинства и прав меньшинства; электоральная просвещенность избирателей. Гражданская просвещенность обеспечивает сознательность и компетентность решений, без которых выборы являются не волей изъявления народа, а инструментом массового манипулирования; демократический характер регистрации избирателей отсутствие любого рода дискриминаций по национальному, расовому, имущественному или какому-либо признаку; демократический порядок регистрации и взаимоотношений партий. Партии – главный субъект электоральной активности, политического участия, организации и мобилизации граждан. Они основной претендент на формирования парламента и правительства. Во всех стабильных демократических государствах характер отношений между партиями определяет демократическую канву и атмосферы выборов

     Для свободных выборов крайне важно, что бы все признающие демократическую  конституцию партии имели возможность  регистрации, выдвижение депутатов  и электоральной борьбы; формирование независимых и компетентных органов  управления. К ним относятся, прежде всего, избирательная комиссия. Её функции разнообразны: использование избирательного закона, определение правил и процедур голосования и т.п.

     Конечно, нужно учесть, что все эти параметры  «работают» лишь при стабильных демократиях, которые представляют собой политические режимы, где правители получают доступ к власти и право принимать решения в результате всеобщих выборов. Сам же выбор возможных альтернатив, осуществляется в обществе, состоящем из многообразных групп, интересы и мнения которых вступают в конфликт друг с другом.

     Ввиду этого исход выборов определяется, с одной стороны предпочтениями избирателей, а с другой правилами  подсчета их голосов. Избирательные  системы в разных странах отличаются друг от друга, что не может порождать  известное многообразие институциональных типов демократии. В конечном счете, зависимость от исторических особенностей содержания и однородности социокультурной среды, зрелости политической инфраструктуры, избирательной системы различными путями обеспечить политическую стабильность в обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В работе были рассмотрены аспекты  правового регулирования избирательного процесса в Российской Федерации.

     Избирательный процесс состоит из относительно самостоятельных, сменяющих друг друга  стадий, в совокупности образующих его структуру. Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса:

     · назначение выборов;

     · образование избирательных округов, избирательных участков, составление  списков избирателей, образование  избирательных комиссий;

     · выдвижение кандидатов;

     · предвыборная агитация;

     · голосование, подсчет голосов, установление итогов голосования, определение результатов  выборов и их опубликование.

     За  время реформ порядок правового  регулирования стадий избирательного процесса претерпел значительные изменения, связанные с опытом, накопленным в этой области в ходе проведения демократических реформ.

Информация о работе Сравнительный исторический анализ порядка выборов депутатов федерального собрания Российской Федерации