Сравнительный исторический анализ порядка выборов депутатов федерального собрания Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание избирательного процесса в Российской Федерации.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

· исследовать основные направления развития конституционного права в сфере избирательного процесса в Российской Федерации;

· рассмотреть содержание законодательной базы лежащей в основе регламентации избирательного процесса;

· проанализировать плюсы и минусы данного правового института, исследовать проблематику, связанную с данной разновидностью конституционных норм;

· выяснить тенденции развития в этой сфере;

· в заключении - подвести итоги по проделанной работе.

Содержание

Введение …….………………………………………………………….…. 3
1. История развития и значение выборного процесса избирательной системы России.…………………............................................................ 5
1.1. Краткие исторические данные ……………………………………… 5
1.2. Нормативные источники, регулирующие выборы в представительные органы государственной власти Российской Федерации ………………………………………………………………… 8
2. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания ………………………………………………………………….. 11
3. Избирательная система, ее основные стадии и типы ………………… 18
Заключение……………………………………………………….……..….. 23
Список использованных источников …………………………..…….…... 25

Работа содержит 1 файл

Конституционное право исправ 2011новая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

     Конституция РФ определяет также содержание избирательных  прав граждан РФ и устанавливает  общий механизм защиты конституционных  норм, определяющих избирательные права граждан.

     Проведение  выборов в органы государственной  власти субъектов РФ регулируется федеральными законами. Также мим устанавливается  основные гарантии избирательных прав граждан РФ. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»7 имеет более высокую юридическую силу, нежели другие законы. Согласно пункту 7 статьи 1 этого Федерального закона «федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае если федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах в референдумах, принимаемые в РФ, противоречат настоящему федеральному закону, применяется нормы настоящего Федерального закона». Очевидно, что после принятия данного Федерального закона принятые ранее акты федерального законодательства и законодательств субъектов РФ должны быть приведены в соответствии с его положениями. В настоящее время эта работа проводиться на уровне Федерального Собрания Российской Федерации. И законодательных органов субъектов РФ, но до полного соответствия, на мой взгляд, еще далеко.

     При проведении выборов в законодательные  органы государственной власти субъектов РФ применяются и многие другие федеральные законы. Они регулируют отдельные институты избирательного права, упорядочивают некоторые стороны избирательного процесса и определяют правовые категории, наиболее важные для построения избирательного законодательства.

     Если  федеральные законы с различной  степенью полноты регулируют выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы субъектов РФ устанавливают  порядок выборов только в органы государственной власти субъектов  РФ и в органы местного самоуправления.

     Важным  источниками избирательного права  субъектов РФ являются конституции  республик, уставы краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов. В этих нормативных  актах, являющихся основополагающими для всей системы законодательства субъектов РФ, закрепляется ряд важнейших норм избирательного права. В частности, здесь определяется срок полномочий выборных органов государственной власти, порядок назначения выборов в органы государственной власти, а также условия осуществления гражданами РФ пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти субъектов РФ. 
 
 
 
 
 
 

2. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания  

     Законодательство  о выборах депутатов Государственной Думы основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 года 3 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов.

     Депутаты  Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально  числу голосов, поданных за федеральные  списки кандидатов в депутаты Государственной  Думы.

     Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

     Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной  Думы.

     Выборы  депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом  Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

     Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных  списков кандидатов.

     Выдвижение  кандидатов в составе федеральных  списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в  соответствии с Федеральным законом  от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

     Политическая  партия вправе выдвинуть в составе  федерального списка кандидатов граждан  Российской Федерации, не являющихся членами  данной политической партии.

     Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах  депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

     Подготовку  и проведение выборов депутатов  Государственной Думы, обеспечение  реализации и защиту избирательных  прав граждан осуществляют следующие  избирательные комиссии, перечисленные  в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

     · Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

     · избирательные комиссии субъектов  Российской Федерации;

     · территориальные избирательные  комиссии - районные, городские и  другие территориальные избирательные  комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, действующие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в качестве территориальных избирательных комиссий;

     · участковые избирательные комиссии.

     Политические  партии участвуют в выборах депутатов  Государственной Думы, в том числе  выдвигают федеральные списки кандидатов, в соответствии с настоящим Федеральным  законом и Федеральным законом "О политических партиях".

     Политическая  партия, выдвинувшая федеральный  список кандидатов, представляет в  Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сведения о  своем наименовании.

     Политическая  партия, выдвинувшая федеральный  список кандидатов, имеет право назначить не более 500 представителей, уполномоченных в соответствии с настоящим Федеральным законом представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе представителей по финансовым вопросам.

     Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.

     Выдвижение  федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

     В случае роспуска Государственной Думы выдвижение федерального списка кандидатов на съезде политической партии осуществляется не ранее чем через 10 дней и заканчивается не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования указа Президента Российской Федерации о назначении досрочных выборов депутатов Государственной Думы нового созыва либо публикации решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

     Федеральный список кандидатов представляется уполномоченным представителем политической партии в  Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее  чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через 10 дней после приема необходимых  для регистрации федерального списка кандидатов документов, а если внесен избирательный залог, - после его поступления на специальный счет Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

     Зарегистрированные  кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах депутатов Государственной Думы освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Заверенная копия соответствующего приказа (распоряжения) представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации уполномоченным представителем политической партии не позднее чем через пять дней со дня регистрации федерального списка кандидатов, в который включен такой кандидат.

     Агитационный  период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в  ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

     Предвыборная  агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

     Проведение  предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования запрещается.

     Избирательные фонды политических партий могут  создаваться только за счет:

     · собственных средств политической партии, которые в совокупности не могут превышать 50 процентов от установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии;

     · добровольных пожертвований граждан  и юридических лиц в размере, не превышающем в совокупности для  каждого гражданина, юридического лица соответственно 0,07 и 3,5 процента от установленной в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы, предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда политической партии.

     Предельная  сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии.

     Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды:

     · иностранным государствам;

     · иностранным организациям;

     · иностранным гражданам.

     Политическая  партия, выдвинувшая федеральный  список кандидатов, обязана открыть  специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда после получения копии федерального списка кандидатов, заверенного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

     Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Если на территории избирательного участка находится место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или работе вахтовым методом), решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.

Информация о работе Сравнительный исторический анализ порядка выборов депутатов федерального собрания Российской Федерации