Сравнительный исторический анализ порядка выборов депутатов федерального собрания Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание избирательного процесса в Российской Федерации.

Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:

· исследовать основные направления развития конституционного права в сфере избирательного процесса в Российской Федерации;

· рассмотреть содержание законодательной базы лежащей в основе регламентации избирательного процесса;

· проанализировать плюсы и минусы данного правового института, исследовать проблематику, связанную с данной разновидностью конституционных норм;

· выяснить тенденции развития в этой сфере;

· в заключении - подвести итоги по проделанной работе.

Содержание

Введение …….………………………………………………………….…. 3
1. История развития и значение выборного процесса избирательной системы России.…………………............................................................ 5
1.1. Краткие исторические данные ……………………………………… 5
1.2. Нормативные источники, регулирующие выборы в представительные органы государственной власти Российской Федерации ………………………………………………………………… 8
2. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания ………………………………………………………………….. 11
3. Избирательная система, ее основные стадии и типы ………………… 18
Заключение……………………………………………………….……..….. 23
Список использованных источников …………………………..…….…... 25

Работа содержит 1 файл

Конституционное право исправ 2011новая.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 

Северодвинский  филиал 

Факультет управления и права

Специальность 021100 (030501) – Юриспруденция

 

сравнительный исторический анализ порядка выборов  депутатов федерального собрания Российской федерации 
 
 

              Курсовая  работа студентки  5 курса 

              очной (заочной) формы обучения

              Плотниковой Анны Алексеевны

              Научный руководитель – канд. юрид. наук,

              доцент кафедры юриспруденции

                               Козодубов Алексей Анатольевич 
 
 
 

Северодвинск

2011

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение  …….………………………………………………………….…. 3

1. История развития и значение выборного процесса избирательной системы России.…………………............................................................

5
1.1. Краткие исторические данные ……………………………………… 5
1.2. Нормативные источники, регулирующие выборы в представительные органы государственной власти Российской Федерации  ………………………………………………………………… 8
2. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания ………………………………………………………………….. 11

3. Избирательная система, ее основные  стадии и типы …………………

18
Заключение……………………………………………………….……..….. 23
Список  использованных источников …………………………..…….…... 25
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

      В условиях становления и развития в России демократического правового  государства народовластие, которое  в советский период было одним  из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

    На  высшем юридическом уровне избирательные  права граждан были закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. 1

    За  эти годы сформировался и продолжает непрерывно совершенствоваться правовой институт избирательного права, который  является неотъемлемой частью отрасли конституционного права. Нормы данного института входят в Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"2, Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"3,  Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"4.

    Одним из основных объектов правового регулирования данного правового института является избирательный процесс, который в свою очередь является разновидностью юридико-процессуальной деятельности.

    Именно  историческому анализу и  порядку выборов депутатов Федерального собрания Российской Федерации посвящена данная работа.

    Целью данной работы является исследования именно сущности и содержание избирательного процесса в Российской Федерации.

    Поставленная  цель достигается посредством решения  следующих задач:

    · исследовать основные направления развития конституционного права в сфере избирательного процесса в Российской Федерации;

    · рассмотреть содержание законодательной  базы лежащей в основе регламентации  избирательного процесса;

    · проанализировать плюсы и минусы данного правового института, исследовать проблематику, связанную с данной разновидностью конституционных норм;

    · выяснить тенденции развития в этой сфере;

    · в заключении - подвести итоги по проделанной работе.

    Предметом исследования данной работы являются нормы права, регламентирующие осуществление избирательного процесса в Российской Федерации. 
 
 
 

  1. История развития и значение выборного процесса избирательной системы России.

     1.1 Краткие исторические  данные.

 

     Формирование  законодательных органов власти на основе всеобщих прямых и равных выборов является на сегодняшний день общепризнанных достижением всех цивилизованных государств.

     Наша  страна не стала исключением, но прошла долгий путь становления демократических  институтов. Хочется в своей работе остановиться на самых ключевых моментах. года народные представители высказались за дальнейшую демократизацию избирательной системы и государства в целом. Депутаты выступали с идей установления своего контроля за деятельностию исполнительной власти. Но это требование было отвергнуто консервативным правительством. В июле 1906 года Дума была распущена. Истории выборного демократического процесса в России, чтобы на конкретном примере показать, что выборы как таковые, действительно, являются не маловажным фактором в развитии гражданского общества.

     Ёще в начале двадцатого века, в феврале 1905 года, Николай II дал поручение  министру внутренних дел Булыгину А.Г. разработать проект введения законосовещательной  Государственной Думы.5 Выборы предполагались многоступенчатые (избиратели - выборщики – депутаты) по сословным объединениям – куриям. Подписанный царем 1917 года манифест «Об усовершенствовании основ государственного управления» даровал населению свободу совести, слова и собраний и союзов.

     Вскоре  был принят избирательный закон: почти все мужское население страны в возрасте 25 лет, за исключением солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевых народов наделялись правом голова при выборах Госдуму. Выборы прошли в феврале-марте 1906.

     Дальнейшие  вопросы демократизации политического  строя России возник во время острой политической борьбы в 1917 году. Он связан с выборами во Всероссийское Учредительное собрание, проходившее на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Выборы проводились на основе демократических процедур, в условиях реальной многопартийности и конкуренции политических партий, на базе достаточно развитого избирательного законодательства. При проведении выбором рекомендовалось пользоваться изданным Временным Правительством в апреле мае 1917 года Правилами о выборах гласных городских дум и Положением о выборах волостных земских гласных с отдельными изменениями и дополнениями.

     Положение о выборах закрепило проведение выборов в Учредительное собрание с применяем начал пропорционального  представительства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при таком голосовании уездные, городские, волостные, согласно ст.87 Конституции, осуществлявшие полномочия на соответствующих территориях также избирались населением с применением начал пропорционального представительства. Согласно ст.35 Конституции активное и пассивное избирательное право предоставлялось всем гражданам республики без различия пола, вероисповедания и национальности достигшим 18 лет. Характерным явилось предъявление одинаковых требований к активному и пассивному избирательному праву.

     Тем не менее, не участвовали в выборах  признанные в установленном порядке, находящиеся под опекой глухонемые и безумные.

     При этих выборах в одном Петрограде выставили своих кандидатов 17 партий, в провинции их число доходило до 40.

     В обществе возродилась надежда на поворот к демократии.

     В первой Конституции РСФСР был  закреплен порядок формирования новых органов власти. От выборов  устранялись «социально чуждые элементы, избирательные преимущества предоставлялись  рабочим (в отличие от крестьян)". Уже в этой Конституции сформировалась многоступенчатая система выборов в Советы, заимствованная из дореволюционной системы выборов в земства и Государственную Думу.6

     Такая система выборов просуществовала  до 1936 года. В марте 1989 года впервые в истории Советской власти состоялись первые свободные выборы, была отменена 6-я ст. Конституции, что открыло дорогу к многопартийности. Высшим органом законодательной власти стал Съезд народных депутатов СССР, который из своей среды выдвигал членов Верховного Совета, однако только две трети депутатов Съезда были избранны на основе всеобщего голосования, ещё одна треть выдвигалась общественными организациями, в первую очередь КПСС. Но фактически вплоть до принятия Конституции Российской Федерации в декабре 1993 года ещё не было парламентских выборов на многопартийной основе. К ним мы пришли тогда, когда на лицо стола общая деградация политической жизни в стране. »***. Это были вторые многоступенчатые выборы в истории Росси после выборов в Учредительное собрание. Состав думы определен в 450 депутатов, причем половина из них избиралась по партийным спискам. Именно эта часть выборов оказалась наиболее показательной для анализа.

     Если  по общему числу депутатов к началу 1994 года на первое место вышла фракция «выбор России во главе с Е. Гайдаром, то выборы по партийным спискам выиграла либерально-демократическая во главе с В. Жириновским. Влиятельные позиции заняла компартия Российской Федерации во главе с Г. Зюгановым и близкая к ней Аграрная партия.

     Эти выборы проводились на основе сочетания двух систем: одна половина депутат избиралась по мажоритарной системе, а другая по пропорциональной к этому историческому периоду уже оформились нормативные источники, регулирующие выборы в законодательные и представительные органы власти Российской Федерации.

     1.2.Нормативные  источники, регулирующие  выборы в представительные  органы государственной  власти Российской  Федерации.

 
 

     При осуществлении выборов в законодательные  органы государственной власти субъектов  РФ источниками избирательного права являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан РФ избрать и быть избранными в органы государственной власти субъектов РФ и регулирующие порядок осуществления этого права.

     Наивысшую юридическую силу имеют нормы  избирательного права, содержащиеся в  Конституции Российской Федерации. Именно в Конституции РФ проводиться  разграничение компетенций между  российской федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере  избирательного законодательства.

     Статья 71 Российской Федерации установлено, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а, следовательно и избирательных  прав, а так же формирование федеральных  органов государственной власти находятся в введении Российской Федерации. В тоже время защита прав и свобод человека и гражданина находятся в современном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации. Установление общих принципов, организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления в РФ также относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Это означает, что в соответствии с федеральными законами субъекты РФ осуществляют детальное регулирование всех вопросов организации этой системы, что включает и определение конкретных способов формирование органов государственной власти в субъектах РФ.

     Из  статьи 75 Конституции РФ следует, что  ряд вопросов избирательного права  относятся к исключительному  ведению субъектов РФ. Так, субъект  РФ самостоятельно определяет избирательную систему, приемлемую при выборах в законодательные органы государственной власти, а также самостоятельно устанавливает ряд конкретных параметров избирательных процедур и институтов в соответствии с особенностями субъектов РФ. Естественно, что при этом должны соблюдаться стандарты избирательных прав граждан, установленные Конституцией РФ и федеральными законами.

Информация о работе Сравнительный исторический анализ порядка выборов депутатов федерального собрания Российской Федерации