Способы разрешения избирательных споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Исследование избирательных споров и способов их разрешения является целью данной роботы. Для этого были поставлены следующие задачи:

- Определить понятие избирательных споров;

- Провести классификацию избирательных споров;

- Выявить субъектный состав избирательных споров;

- Выяснить способы разрешения избирательных споров;

- Рассмотреть практику разрешения избирательных споров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...….3

Глава 1. Понятие и правовая природа избирательных споров …………………………….….…6

Понятие избирательных споров ………………………………………………….…..6
Правовая природа споров ……………………………………………………….……6
Классификация избирательных споров ………………………………………….…..9
Глава 2. Способы разрешения избирательных споров …………………………………………11

2.1 Разрешение избирательных споров в административном порядке ………………11

2.2 Разрешение избирательных споров в судебном порядке …………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Избирательные споры.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

     Согласно  ст. 28 ГПК РФ заявление о защите избирательных прав может быть подано по месту нахождения соответствующей избирательной комиссии, чьи действия (бездействие), решения оспариваются. Так, С.Г. Левченко обратился в иркутский районный суд Иркутской области с жалобой на нарушение участковыми избирательными комиссиями № 457, 471, 472 Закона иркутской области «О выборах Губернатора Иркутской области» при проведении повторного голосования. Определением суда дело было передано по подсудности в Кировский районный суд г. Иркутска, поскольку в момент рассмотрения дела полномочия участковых избирательных комиссий были прекращены, а заинтересованное лицо - Избирательная комиссия Иркутской области находится на территории Кировского административного округа г. Иркутска. Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда, отменяя это определение, указала следующее. Суд не учел, что, как следует и содержания жалобы, заявитель требовал признать недействительным и отменить решения участковых избирательных комиссий № 457, 471, 472 об итогах голосования на соответствующих избирательных участках. Вышеназванные избирательные комиссии находились на территории Иркутского района. Таким образом, жалоба была принята Иркутским районным судом с соблюдением правил подсудности. Однако другим судом в аналогичной ситуации было пронято противоположное решение36.

     Кандидат  на должность главы муниципального образования «Братский район» Н.П. Качан обратился в Братский городской  суд Иркутской области с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии Братского района, выразившееся в неосуществлении надлежащей приемки и проверки протоколов об итогах голосования и приложенных к ним документов участковых избирательных комиссий №170, 173 и подведении итогов голосования по выборам главы Братского района на основании ненадлежащих протоколов. Свое обращение в Братский городской суд заявитель мотивировал тем, что территориальная избирательная комиссия Братского района находится в городе Братск. Определением суда дело было передано в Братский районный суд. По мнению суда, данный избирательный спор возник при проведении муниципальных выборов в Братском районе Иркутской области, и заявитель фактически оспаривает итоги голосования на вышеуказанных избирательных участках37.

     Еще более сложная ситуация с подсудностью дел об оспаривании результатов  выборов. Пункт 4 статьи 75 Закона об основных гарантиях содержит норму, согласно которой суд, рассматривающий жалобы на решения комиссий об итогах голосования  или о результатах выборов должен также рассмотреть решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении выборов, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов. Однако суды отказываются применять данную норму, считая, что она противоречит ГПК РФ. По их мнению, рассмотрение в первой инстанции Верховным Судом РФ или судом субъекта РФ решений участковых и территориальных избирательных комиссий недопустимо, поскольку эти решения подсудны районному суду.

     Особая  роль в регулировании избирательного права, и, следовательно и в разрешении избирательных споров принадлежит Конституционному Суду России, основными полномочиями которого являются разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативно-правовых актов, разрешение споров о компетенции между органами власти, проверка конституционности закона, толкование Конституции России. Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона «О конституционном суде РФ» Конституционный суд вправе рассматривать дела по заявлениям о признании определенных норм избирательного законодательства, принятого на уровне Российской Федерации и ее субъектов, противоречащими Конституции РФ38.

     Сроки на обращение в суд. Основные сроки подачи заявлений о защите избирательных прав граждан указаны в п.16 ст. 17, п. 6, ст. 31, ст. 78 Закона об основных гарантиях и ст. 260 ГПК РФ, причем в отличие от ранее действующего ГПК РСФСР указанные нормы приведены в соответствие друг с другом.

     В п. 1 ст. 260 ГПК РФ устанавливается  общий срок на обращение в суд  за защитой избирательных прав: заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах, его избирательных прав.

     Указанный срок распространяется и на случаи, когда оспариваются решения, действия (бездействие) соответствующих избирательных комиссий39.

     Однако  для определенных решений избирательных  комиссий установлены специальные  сроки для их оспаривания. Согласно ч. 2 ст. 260 ГПК РФ, п. 2 ст. 78 Закона об основных гарантиях, жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит. Это положение не всегда однозначно применяется в судебной практике. Так, С.Г. Дылевская, доверенное лицо кандидата в губернаторы Корякского автономного округа Н.В. Семенца, обратилась в окружной суд Корякского автономного округа с заявлением о защите его избирательных прав и отмене решения избирательной комиссии Корякского автономного округа о регистрации В.А. Логинова в качестве кандидата в губернаторы Корякского автономного округа. Суд установил, что оспариваемое решение было принято 4 февраля 2004 г., а заявление об отмене этого решения было подано 26 февраля 2004 г. Не дав правовой оценки обстоятельствам, изложенным в заявлении, и не исследовав подтверждающие эти обстоятельства доказательства, суд отказал в удовлетворении заявления по мотиву пропуска установленного законом срока на обращение в суд. Мурманский областной суд в аналогичной ситуации, не ограничиваясь констатацией факта пропуска заявителем установленного срока на обращение в суд, дал оценку всем обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела, и отказал в удовлетворении заявления, указав, однако, что пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Возникает вопрос, как поступить суду, если им установлена незаконность решения о регистрации кандидата. Ограничиться, как в предыдущем случае, лишь ссылкой на пропуск срока на обращение в суд или, констатировав незаконность оспариваемого решения, оставить его в силе, опять-таки сославшись на пропуск срока. Последнее положение подвергалось серьезной критике в правовой литературе. По мнению М.С. Матейковича, вряд ли такое ограничение права можно признать соразмерным конституционным целям, если срок обжалования был пропущен по независящем от заявителя причинам40.

     Довольно  спорным является и процессуальный срок, установленный ч. 4 ст. 260 ГПК РФ и п. 3 ст. 78 Закона об основных гарантиях, согласно которым после официального опубликования результатов выборов жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов41.

     Конституционный Суд в своем постановлении  от 25 декабря 2001 года № 17-П указал, что  законодатель в целях обеспечения  стабильности избирательного процесса, свободного волеизъявления народа на выборах и эффективной судебной защиты избирательных прав граждан, а также для обжалования и пересмотра состоявшихся по этим делам судебных решений. Однако возможность судебной защиты избирательных прав, в том числе путем оспаривания решений избирательных комиссий в течение года со дня опубликования результатов выборов вряд ли способствует достижению стабильности избирательного процесса.

     Спорным указанный срок выглядит и с позиции  процессуального закона, поскольку  возникает несогласованность между сроками, установленными в ч. 1 и 4 ст. 260 ГПК РФ42.

     Процессуальный  срок (3 месяца), установленный ч. 1 ст. 260 ГПК РФ, является общим в отношении  избирательных споров. Однако подавляющее  большинство избирательных споров возникает именно в период избирательных кампаний. Следовательно, если нарушение избирательных прав имело место в период выборов, то при обращении в суд должен применяться срок (1 год), установленный ч. 4 ст. 260 ГПК РФ. Между тем, в ч. 1 ст. 260 ГПК не содержится указания на применение трехмесячного срока только в случаях, если нарушение избирательных прав имело место в межвыборный период. Закон об основных гарантиях содержит лишь норму, аналогичную ч. 4 ст. 260 ГПК РФ, предусматривая, что суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав.

     Согласно  ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного  срока обращения в суд с  заявлением не является основанием для  отказа в удовлетворении заявления. Однако указанная норма содержится в главе 25 ГПК РФ, регулирующей порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В главе 23 ГПК РФ, регулирующей общие положения производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, возможности отказа в принятии заявления или отказа в его удовлетворении по мотиву пропуска установленного законом срока на обращение в суд не установлено. Кроме того, даже ч. 2 ст. 256 ГПК РФ предусматривает лишь право, а не обязанность суда отказать в удовлетворении заявления по мотивам пропуска установленного срока43.

     Таким образом, вопрос о том, в течение  какого срока заинтересованное лицо может обратиться в суд в случае нарушения его избирательных прав, в процессуальном законе не до конца разрешен.

     Спорным в судебной практике является вопрос о последствиях несоблюдения сроков на подачу и рассмотрение заявления  об отмене регистрации кандидата. Согласно п. 5 ст. 78 Закона об основных гарантиях, ч. 5 и 9 ст. 260 ГПК РФ заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее, чем за пять дней до дня голосования.

     Так, Г. обратился в Нижнеилимский  районный суд Иркутской области  с заявлением об отмене регистрации  К. кандидатом на должность мэра Нижнеилимского района. Отказывая в удовлетворении заявления, суд указал на следующие  обстоятельства. Г. (согласно почтовому штемпелю) обратился в суд 1 октября 2005г. Поскольку 1 и 2 октября являются выходными днями, заявление поступило в суд в понедельник – 3 октября 2005г. в 12.30. Рассмотрение дела было назначено на 4 октября 2005г. на 11.30, т.е. за четыре дня до голосования 9 октября. Заявление об отмене регистрации кандидата К. подано в суд не за восемь, а за семь дней до дня голосования, поэтому суд лишен возможности вынести решение не позднее чем за 5 дней до дня голосования. Доводы представителя заявителя о том, что срок обращения в суд и срок, имеющийся у суда для вынесения решения, не нарушены, суд признал несостоятельными и не соответствующими требованиям ст. 107 и 108 ГПК РФ. Однако, несмотря на это, судом были исследованы и оценены все собранные доказательства и гражданское дело разрешено по существу44.

     В другом случае суд вообще не стал рассматривать  дело. Так, Б. обратился в Архангельский  областной суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в  депутаты Архангельского областного собрания по одномандатному избирательному округу. Суд вынес определение о прекращении производства по делу, сославшись на то, что заявление об отмене регистрации подано Б. 10 декабря 2004г., в последний день предусмотренного законом срока, во второй половине рабочего дня. Обстоятельства дела требовали подготовки судебного разбирательства. Дело было назначено к рассмотрению на первый рабочий день – 14 декабря 2004 года, когда суд был лишен возможности рассмотреть дело по существу, так как до дня голосования – 19 декабря осталось 4 дня. Судебная Коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя в силе данное определение, указала, что судом сделан обоснованный вывод о том, что содержащееся в п. 5 ст. 78 Закона об основных гарантиях положение исключает вынесение решения об отмене регистрации кандидата, а, соответственно, и рассмотрение дела по истечению этого срока. Данный срок является пресекательным, возможность его восстановления законом не предусмотрена. По истечении этого срока дело не подлежит судебному рассмотрению. Таким образом, Верховный Суд дал этой норме расширительное толкование, не сославшись при этом на нормы гражданского процессуального законодательства. Между тем, процессуальный закон не содержит прямого указания на обязанность суда прекратить производство по делу по мотиву истечения установленного законом срока на его рассмотрение45.

     Решения по жалобам, поступившим до дня голосования  в период избирательной кампании принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего  дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно (ч.6 ст. 260 ГПК РФ). Заявление о неправильности в списках избирателей должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования – немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок (ч. 7 ст. 260 ГПК РФ). Решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании – не позднее чем через 3 дня со дня поступления заявления в суд (ч. 11 ст.260 ГПК РФ). По смыслу приведенного определения Верховного суда РФ, по истечении любого срока из предусмотренных ст. 260 ГПК РФ сроков производство по делу должно быть прекращено46.

     Между тем по различным причинам суд  не всегда соблюдает сроки рассмотрения дел, однако это обстоятельство не является основанием для прекращения производства по таким делам. К примеру, нет смысла прекращать производство по делу об оспаривании итогов выборов, в отношении которого установлен двухмесячный срок его рассмотрения, если заявление об оспаривании может быть подано в течение года с момента официального опубликования итогов голосования. Кроме того, ст. 220 ГПК РФ, содержащая перечень оснований для прекращения производства по делу, такое основание не предусматривает.

     Частично  указанное противоречие было разрешено  Постановлением Конституционного суда по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 260 ГПК РФ в связи с жалобой гражданина Е.Г. Одиянкова. Суд установил. В соответствии с абз. 1 ч. 2 ст. 260 ГПК РФ (в ред. ФЗ от 14 декабря 2002г.) заявление о защите избирательных прав, должно быть подано в суд в ходе избирательной кампании и быть рассмотрено в течение 5 дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно; в случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение относительно заявления принимается не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления. Постановлением ЦИК Удмуртской Республики от 13.02.2004г. гражданину Е.Г. Одиянкову – кандидату в Президенты республики за нарушение при заключении договора на доставку печатных агитматериалов вынесено предупреждение о необходимости соблюдения порядка расходования средств избирательного фонда. Заявление Е.Г. Одиянкова о признании постановления ЦИК Республики незаконным Верховный Суд Удмуртской Республики решением от 1.03.2004 г. оставил без удовлетворения ввиду недоказанности нарушения его избирательных прав47.

Информация о работе Способы разрешения избирательных споров