Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 08:00, курсовая работа
Исследование избирательных споров и способов их разрешения является целью данной роботы. Для этого были поставлены следующие задачи:
- Определить понятие избирательных споров;
- Провести классификацию избирательных споров;
- Выявить субъектный состав избирательных споров;
- Выяснить способы разрешения избирательных споров;
- Рассмотреть практику разрешения избирательных споров.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...….3
Глава 1. Понятие и правовая природа избирательных споров …………………………….….…6
Понятие избирательных споров ………………………………………………….…..6
Правовая природа споров ……………………………………………………….……6
Классификация избирательных споров ………………………………………….…..9
Глава 2. Способы разрешения избирательных споров …………………………………………11
2.1 Разрешение избирательных споров в административном порядке ………………11
2.2 Разрешение избирательных споров в судебном порядке …………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………31
В соответствии с п. 6 ст. 75 Закона об основных гарантиях, решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений22:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие или бездействие) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие или бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта РФ. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию РФ23.
Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. Так, в период избирательной кампании по выборам депутатов Совета депутатов города Климовска в ЦИК РФ поступила коллективная жалоба кандидатов в депутаты Совета депутатов города Климовска с требованием отменить решение избирательной комиссии Московской области и решение избирательной комиссии города Климовск. Основанием обжалуемого решения явилось недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Проверка, проведенная ЦИК России показала, что указанные решения приняты избирательными комиссиями без достаточных правовых оснований. В частности, муниципальной избирательной комиссией признаны недействительными часть подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов в связи с недостатками, допущенными сборщиками подписей при оформлении подписных листов кандидатов: неполное указание даты рождения сборщика подписей, сокращение адреса места жительства избирателей, а также незначительные ошибки и описки. Между тем, указанные недостатки не могли служить достаточными основаниями для признания недействительными подписей избирателей, поскольку не препятствовали возможности идентифицировать личности сборщиков подписей. Выводы муниципальной избирательной комиссии о недостаточном для регистрации кандидатов количестве действительных и достоверных подписей был сделан на заключении специалиста, не отвечающего требованиям, предъявляемым к экспертам Законом Московской области. Следовательно, заключения этого специалиста не имели юридической силы. ЦИК РФ пришла к выводу, что количество подписей было достаточным. Решения муниципальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатам были приняты с нарушением избирательного законодательства, а кандидаты подлежат регистрации24.
Если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.
Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. Данные акты не подлежат государственной регистрации25.
Закон
позволяет по одним и тем же
вопросам, связанным с нарушением
избирательных прав, обращаться в
избирательную комиссию, и в суд.
Однако одновременное обращение
в оба органа не имеет смысла,
поскольку согласно закону в случае
принятия жалобы к рассмотрению судом
и обращения того же заявителя с аналогичной
жалобой в избирательную комиссию эта
комиссия приостанавливает рассмотрение
жалобы до вступления решения суда в законную
силу. В случае вынесения решения по существу
жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.
2.2 Разрешение избирательных споров в судебном порядке
Суду общей юрисдикции отведена важная роль по исправлению допускаемых в ходе выборов ошибок либо подтверждению законности действий субъектов избирательного процесса и результатов выборов26.
Гражданин, чьи избирательные права нарушены, вправе обжаловать нарушение в суд общей юрисдикции. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Так в период избирательной кампании по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края Окружная избирательная комиссия отказала в регистрации кандидату в депутаты А. В. Агишеву в связи с тем, что в одном из платежных листов по перечислению денежных средств в фонд кандидата отсутствовала одна из букв. А.В. Агишев обжаловал данное решение в суд Коми–пермяцкого автономного округа. Его представители заявили, что комиссия предвзято отнеслась к кандидату. Однако окружной суд вынес решение в пользу избирательной комиссии. А.В. Агишев опротестовал данное решение в Верховный Суд РФ, которым решение избирательной комиссии и суда КПАО об отказе в регистрации было признано незаконным. А.В. Агишев был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты.
Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее ГПК РФ) содержит специальную главу 26, посвященную делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ27.
Стоит отметить, что общая тенденция снижения числа избирательных споров прослеживается и при их рассмотрении в судах. Так, в ходе региональных избирательных кампаний в 2005 году судами было рассмотрено 248 избирательных споров, что на 19 меньше аналогичного показателя 2004 года (267 избирательных споров), требования заявителей были удовлетворены в 30 случаях, что составляет 12 % от общего числа, в 2004 году требования были удовлетворены в 36 случаях, что составило 13,5 % от общего числа рассмотренных заявлений.
Лица имеют право на обращение в суд за защитой избирательных прав граждан. На первый взгляд, глава 259 ГПК предусматривает широкий перечень лиц и организаций, чьи действия или бездействия можно обжаловать в суде. К последним относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, общественные объединения, должностные лица. Однако, как видно из приведенного перечня, закон не предусматривает судебного обжалования нарушения избирательных прав средством массовой информации (например, не обеспечивающим кандидатам равные условия для агитации) или кредитной организацией (например, не перечислившей деньги в предусмотренный избирательным законодательством срок). Получается, что на такие организации жаловаться можно только в избирательную комиссию28.
С жалобами могут обращаться избиратели, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, наблюдатели, прокуроры, а так же избирательные комиссии. Однако в соответствии со сложившейся практикой под избирателями в данном случае подразумеваются избиратели конкретного избирательного округа, на выборах по которому было допущено обжалуемое действие29.
Особый интерес в связи с этим представляет рассмотренный Окружным судом КПАО спор, касавшийся вопроса о злоупотреблении кандидатом на должность главы администрации округа Д.И. Анфаловым правом на проведение предвыборной агитации. В период избирательной кампании 2000 года в КПАО избиратель Мартев В.В. обратился в окружной суд с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы администрации округа Анфалова Д.И., в связи с допущенными нарушениями предвыборной агитации в виде подкупа избирателей, воздействия на них путем обещания материальных благ и других нарушений избирательного права. В заявлении указано, что распространение агитационных материалов в поддержку кандидата началось до его регистрации, при этом печатные агитматериалы не соответствовали требованиям закона (отсутствовали реквизиты о заказчике). Был выявлен и факт подкупа избирателей путем обещания предоставления им материальных благ, путем проведения льготной распродажи продуктов питания и бытовых товаров в селах Егва, Пешнигорт Кудымкарского района и других населенных пунктах округа30. Также в заявлении отмечаются факты нарушения кандидатом правил финансирования избирательной кампании. Указывалось, что распространенная брошюра в виде настольной книги пенсионеров имеет все признаки предвыборной агитации, побуждающей избирателей голосовать за Анфалова Д.И. При этом, данная печатная продукция не содержит сведений о произведенной оплате из избирательного фонда кандидата, и в финансовом отчете отсутствуют эти сведения. Суд посчитал заявление Мартева В.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению и отменил регистрацию Анфалова Д.И. В судебной практике нечасто можно встретить примеры, когда суд признавал нарушения со стороны кандидата в данных правоотношениях доказанным31.
Следует также отметить, что подпунктом «е» пункта 23 статьи 29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрено право членов избирательных комиссий обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. Однако в цитированном выше перечне члены избирательных комиссий отсутствуют. Таким образом, возникает коллизия двух федеральных законов, которую суд предпочитает разрешать в пользу ГПК РФ.
Кроме того, есть дела, по которым круг лиц, имеющих право обращаться в суд, еще более ограничен. Так, с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться только избирательная комиссия, зарегистрировавшая данного кандидата (список кандидатов), и кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу. Еще более узок круг лиц, имеющих право обращаться с заявлением о расформировании избирательной комиссии32.
Обратим внимание на то, что избирательным комиссиям закон предоставляет право обжаловать в суд нарушения законодательства о выборах, в то время как другим участникам избирательного процесса дается право обжаловать нарушение избирательных прав. При этом вопрос о том, всякое ли нарушение избирательного законодательства является одновременно нарушением избирательных прав граждан остается спорным. Можно было бы считать, исходя из предмета регулирования «рамочного» закона, что любые его нарушения автоматически означают и нарушение прав граждан. Но даже в этом случае остается вопрос: права каких именно граждан задевает конкретное нарушение закона? Этот вопрос имеет важное значение, поскольку часть 1 статьи 247 ГПК, действие которой распространяется и на дела по защите избирательных прав, требует, чтобы в подаваемом в суд заявлении было указано, «какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием)». Судебная практика свидетельствует, что гражданин, обратившийся в суд, должен доказать не только факт нарушения избирательного законодательства, но и то, что этим нарушены именно его права. Однако вопрос о том, что считать нарушением избирательных прав конкретного гражданина, не проработан ни в законодательстве, ни в юридической литературе. Так, нарушения закона со стороны кандидата (например, расходование средств на проведение кампании сверх установленного законом лимита), а также нарушения со стороны иных лиц в пользу конкретного кандидата (например, незаконная агитация за него) легко трактовать как нарушения прав других кандидатов. Гораздо сложнее доказать, что эти действия нарушают права избирателей33.
Возникают и иные любопытные проблемы. Так, в одном из судебных процессов заявители высказали сомнение в законности распределения мандатов внутри списка партии, которой они оппонировали. Тут же возник вопрос: нарушает ли неправильное распределение мандатов внутри списка этой партии права избирателей других партий? Последовал ответ, что парламент представляет всех избирателей, поэтому неправильное распределение любой части мандатов нарушает права всех избирателей. Не менее сложные проблемы возникают в тех случаях, когда нарушение законодательства не затрагивает равенство прав кандидатов. Так, на выборах депутатов Амурского областного Совета народных депутатов в 2001 году Избирательная комиссия Амурской области установила базовую сумму для исчисления «потолка» избирательных фондов кандидатов в размере 100 руб., в то время как по закону базовая сумма должна была составлять 83 руб. 49 коп. Один из кандидатов спустя более чем месяц обжаловал данное постановление областной комиссии, утверждая, что оно создало неравные финансовые условия для кандидатов. Однако областной суд отказал в удовлетворении жалобы, отметив, постановление не нарушило права заявителя и не ухудшило его положение по сравнению с другими кандидатами.
Подсудность избирательных споров. Поскольку большинство избирательных споров подлежат рассмотрению и разрешению в судах общей юрисдикции, немаловажное значение имеет вопрос об их подсудности. Подсудность обеспечивает распределение подведомственных судам общей юрисдикции дел в рамках системы судов общей юрисдикции. Согласно п.1 ст. 78 Закона об основных гарантиях, суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации34.
Вопросы подсудности дел, связанных с защитой избирательных прав граждан урегулированы статьями 24, 26 и 27 ГПК. В то же время и в этой области остаются некоторые спорные моменты. Так, согласно п. 2 ст. 75 Закона об основных гарантиях, в Верховный Суд РФ обжалуются решения и действия или бездействие Центральной избирательной комиссии РФ, а в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов - решения и действия или бездействие избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Но в статьях ГПК, устанавливающих дела, подсудные судам субъектов РФ и Верховному суду РФ, речь идет об обжаловании решений и уклонения от принятия решений. При этом Верховный Суд РФ в определении от 15 ноября 2004 г. По делу ГКПИ 2004-1295 дал следующее толкование: уклонением от принятия решения считаются случаи, когда закон непосредственно возлагает на комиссию обязанность принять решение в коллегиальном составе и в определенный срок, но она данное требование не выполняет. Решения и действия (бездействие) иных избирательных комиссий обжалуются в районные суды. Мировые судьи полномочиями на рассмотрение избирательных споров не обладают35.