Способы разрешения избирательных споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Исследование избирательных споров и способов их разрешения является целью данной роботы. Для этого были поставлены следующие задачи:

- Определить понятие избирательных споров;

- Провести классификацию избирательных споров;

- Выявить субъектный состав избирательных споров;

- Выяснить способы разрешения избирательных споров;

- Рассмотреть практику разрешения избирательных споров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………...….3

Глава 1. Понятие и правовая природа избирательных споров …………………………….….…6

Понятие избирательных споров ………………………………………………….…..6
Правовая природа споров ……………………………………………………….……6
Классификация избирательных споров ………………………………………….…..9
Глава 2. Способы разрешения избирательных споров …………………………………………11

2.1 Разрешение избирательных споров в административном порядке ………………11

2.2 Разрешение избирательных споров в судебном порядке …………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………………29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

Избирательные споры.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

1.3 Классификация избирательных споров

     Избирательные споры можно условно разделить  на несколько категорий.

  1. В зависимости от характера защищаемого избирательного права10:

      - Споры о защите пассивного избирательного права, под которыми понимаются споры, возникающие при защите права гражданина быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

      - Споры о защите активного избирательного права, под которыми понимаются споры, возникающие при защите права граждан избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     2. В зависимости от порядка разрешения  избирательных споров:

     - Споры, разрешаемые в судебном порядке;

     - Споры, разрешаемые в административном порядке.

     3. В зависимости от предмета  спора:

     - О назначении выборов;

     - О формирование избирательных округов и участков;

     - О составлении списков избирателей;

     - О формировании избирательных комиссий;

     - О выдвижении кандидатов, списков кандидатов;

     - О порядке сбора подписей в поддержку кандидатов;

     - Об отказе в регистрации кандидата;

     - О неправомерном использовании возможностей СМИ;

     - О неправомерном использовании служебного положения;

     - О безальтернативных выборах;

     - О нарушении правил ведения предвыборной агитации;

     - О нарушение порядка финансирования выборов;

     - Об отмене решения о регистрации кандидата, списка кандидатов;

     - В связи с нарушением порядка и процедуры голосования;

     - О нарушении правил подсчета голосов;

     - О признание выборов недействительными или несостоявшимися;

     - По вопросу повторного голосования, повторных выборов [25, 7].

     4. В зависимости от стадии избирательного процесса, в рамках которой возникает спор:

     - о назначении выборов;

     - о порядке формирования избирательных комиссий;

     - Об отказе в регистрации;

     - об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;

     - об обжаловании итогов голосования, результатов выборов.

     Изложенный  перечень признаков и оснований, по которым можно классифицировать избирательные споры, является далеко не исчерпывающим – возникающие  во время выборов конфликтные  ситуации настолько разнообразны, что  трудно перечислить все основания из возникновения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Способы разрешения избирательных споров 

2.1 Разрешение избирательных  споров в административном  порядке

     В соответствии с Конституцией РФ обязанности  по защите избирательных прав возложены на государственные органы11.

     Законодательство  Российской Федерации предусматривает, что избирательные споры могут  разрешаться как в административном (инстанционном), так и в судебном порядке. В административном порядке  дела рассматриваются избирательными комиссиями.

     Пункт 3 статьи 20 Закона об основных гарантиях  устанавливает, что избирательные  комиссии обеспечивают реализацию и  защиту избирательных прав граждан  Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов в Российской Федерации.

     Пункт 1 статьи 20 Закона об основных гарантиях  указывает, что в Российской Федерации  действуют следующие избирательные  комиссии12:

     - Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

     - избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

     - избирательные комиссии муниципальных образований;

     - окружные избирательные комиссии;

     - территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

     - участковые комиссии.

     Избирательные комиссии уполномочены рассматривать  определенные категории избирательных  споров, по вопросам, находящимся в их компетенции в соответствии с законом.

     Значительное  число обращений участников избирательного процесса традиционно рассматривается  в избирательных комиссиях субъектов  РФ13.

     Так, активной деятельностью по разрешению споров занималась Избирательная комиссия Коми-пермяцкого автономного округа. В комиссию поступило письменное обращение первого секретаря окружкома Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) З.И. Боталовой. Региональное отделение ПП КПРФ выдвинуло кандидата на должность главы Юсьвинского района Н.П. Аксенова. В своем обращении З.И. Боталова ставит вопрос о том, что в протоколах по результатам голосования на выборах главы Юсьвинского района 9 октября 2005г. у кандидата Н.П. Аксенова при сдаче протоколов от участковых избирательных комиссий по предварительным итогам, полученным на 5 часов утра 10 октября число поданных голосов составляло 50,37 %, а на 7 часов утра результаты изменились, т.к. в протоколе территориальной избирательной комиссии (далее ТИК) по выборам в Юсьвинском районе процент голосов за их кандидата составлял 48,77 % голосов. Рассмотрев жалобу, комиссия установила. По мнению Н.П. Аксенова, З.И. Боталовой, А.П. Климовой, кандидат набрал количество голосов, необходимое для его избрания в первом туре голосования, т.к. процент поданных за него голосов составляет 50, 37 %. Кандидат набрал 4372 голоса, число избирательных бюллетеней составляет 8679. При вычислении процента получается 50,37%. Председатель ТИК Юсьвинского района Л.П. Борисова с этими доводами не согласилась. В соответствии с п. 5 ст. 65 Закона КПАО «О выборах должностных лиц местного самоуправления КПАО» от 28 октября 2003г. № 138, избранным признается кандидат, получивший более половины от общего числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. 9 октября 2005г. на выборах приняло участие 8965 избирателей. При вычислении процента, процент голосов, отданных за кандидата Н.П. Аксенова, составил 48,76%. Избирательная комиссия постановила жалобу считать необоснованной14.

     Анализ  этого направления деятельности избирательных комиссий свидетельствует о тенденции снижения числа избирательных споров. Так, в период избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва, законодательных органов государственной власти субъектов РФ в 2005 году избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации было рассмотрено1405 жалоб и заявлений участников избирательного процесса. Вместе с тем это почти в два раза меньше, чем при проведении аналогичных выборов в 2004 году, когда число обращений составило 2722. Кроме того, в несколько раз сократилось число избирательных споров в сравнении с показателями 2003 года (3209) и 2002 года (5167). Что же касается качественного показателя, то число удовлетворенных избирательными комиссиями обращений составляет около 20 % от всех поступивших. Обращения касались порядка ведения предвыборной агитации (70 %), нарушений прав кандидатов (около 10%), неправомерных действий (бездействия) избирательных комиссий (10,7 %) и ряда других вопросов15.

     Пункт 1 статьи 28 Закона об основных гарантиях  устанавливает, что деятельность избирательных  комиссий осуществляется коллегиально. На практике же в полной мере оправдало  себя предварительное рассмотрение обращений рабочими группами, создание и деятельность которых предусматривается регламентами комиссий, региональными законами об избирательных комиссиях, а также положениями о рабочих группах, утвержденными комиссиями16.

     Комиссии  обязаны в пределах своей компетенции  рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, их направившим, письменные ответы. Так, в ЦИК РФ поступила жалоба И.А. Бобкова на решение окружной избирательной комиссии Усть-ордынского Бурятского одномандатного избирательного округа по выборам депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва, которым заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты. Рабочая группа, рассмотрев поступившую жалобу, выявила следующие нарушения. Кандидат Бобков А.И. не указал в сведениях об имуществе дату своего рождения, площадь принадлежащего ему земельного участка, номинальную стоимость принадлежащих ему акций, реквизиты договора (акта) о приобретении доли участия в коммерческих организациях и иные сведения, требуемые согласно приложению 4 к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». С учетом этого обстоятельства, ЦИК РФ постановила, что вывод окружной избирательной комиссии о несоблюдении А.И. Бобковым требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» является правомерным, а отказ ему в регистрации на основании пп. 2 п. 8 ст. 47 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» - обоснованным. Жалоба Бобкова А.И. была оставлена без удовлетворения17.

     Письменные  ответы лицам, направившим жалобы, комиссии обязаны давать в пятидневный  срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. По обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования письменные ответы даются немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, эти кандидат, избирательное объединение, или его уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения18.

     Следует отметить, что процедура рассмотрения избирательными комиссиями жалоб практически  не регламентирована. И все же в  законе есть важное требование: «…при  рассмотрении комиссией жалоб (заявлений) а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействия) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения». При этом закон даже не оговаривает право приглашенных на заседание представителей заинтересованных сторон давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса19.

     Одним из наиболее важных действий, которые  избирательная комиссия может осуществить без принятия решения, является составление протокола об административном правонарушении. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях (далее КоАП), члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченные избирательной комиссией, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных 16 из 33 статей КоАП, посвященных нарушениям избирательных прав граждан. Между тем практика показывает, что направление обращений с требованиями принять меры административного характера в отношении участников избирательного процесса без всяких на то оснований используется некоторыми кандидатами в качестве целенаправленной избирательной технологии. Как правило, выполняет эту задачу человек, специально привлеченный кандидатом или его штабом. Так, в период проведения выборов губернатора Рязанской области в Избирательную комиссию области от имени одного и того же заявителя поступило около 60 таких обращений20.

     Еще одним важным действием является право комиссии обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы и иные органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок21.

     В случае нарушения кандидатом или  избирательным объединением закона соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату или избирательному объединению, предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.

Информация о работе Способы разрешения избирательных споров