Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:51, курсовая работа
Политические теории и политические идеологии существенно отличаются
друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных
систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и
решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены
диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на
завершенность и социальную истинность.
1.Введение……………………………………………………………………….…
2. Сущность политической идеологии………………………………………
3. Функции политической идеологии……………………………………….
4. Современные политичекие идеологии……………………………….…..
4.1. Либерализм…………………………………………………………………….
4.2. Либеральный реформизм………………………………………………….…
4.3. Социалистическая идеология……………………………………………….
4.4. Марксизм как идеология пролетариата……………………………………
4.5. Демократический социализм………………………………………………..
4.6. Консерватизм…………………………………………………………………..
4.7. Неоконсерватизм……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Сисок литературы………………………………………………………………
подчеркивали
в своих официальных
собственность, но в рамках смешанной экономики. Частная собственность
доступна в определенных секторах экономики. Многообразие форм собственности
должно работать на эффективность производства. Коллективная собственность
не является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения
благосостояния общества.
Приоритет в своей экономической стратегии социал-демократы отдают
рыночным отношениям. Государство, в свою очередь, должно регулировать
рынок: не допускать доминирования на нем только большого бизнеса,
добиваться, чтобы технологии использовались на благо всего общества.
Другими словами, международная социал-демократия признала принцип:
"Конкуренция -насколько возможно, планирование - насколько необходимо".
Достижения экономической демократии увязываются и с развитием
"соучастия" представителей трудящихся в управлении капиталистическими
фирмами, а также с развитием "самоуправления". В целом экономическая сфера
должна отличаться четко выраженной социальной направленностью и быть
подконтрольна обществу, но без утраты эффективности, присущей рыночной
экономике.
Термином "социальная демократий' обозначается качественная сторона
образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной
свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности,
доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей
среды, бытовые условия. Борьба за социальную демократию - это прежде всего
борьба за более высокое качество жизни.
Социал-демократы в западных странах, находясь у власти или оказывая
влияние на власть, во многом содействовали демократизации общества,
расширению и закреплению прав и свобод трудящихся. Их реальная политика
была близка практике либерального реформизма, но отличалась большей
социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость.
Укрепление
позиций социал-демократов
коммунизм оказался путем, усеянным огромными жертвами и вымощенным
экономическими и социальными неудачами. Социал-демократия продолжает искать
равновесие между свободой и социальной справедливостью и стремится к
социальному государству, в котором устранена опасность буйного расцвета
бюрократии, перспективное планирование не связывает общество по рукам и
ногам и личная ответственность всех членов общества ставится на первый
план.
Социалистическая
идеология и в
модификации оказывала и оказывает серьезное влияние на людей труда,
особенно тех, кто работает по найму. Влияние этой идеологии обусловлено
тем, что она нацелена на справедливое общество, без эксплуатации, с равным
социальным статусом граждан. Социализм впервые связал возможность
осуществления высоких гуманистических идеалов с необходимостью отменить
частную собственность и уничтожить эксплуататорское государство.
В
идеологическом отношении
либеральных и социалистических идей. Крах Восточного блока социалистических
государств заставил социалистическую идеологию перейти к обороне. Но
социализм, понимаемый как гуманное, демократическое общество, по-прежнему
остается "открытым вопросом", интеллектуальной и практической задачей,
решения которой сторонники социалистической идеологии пока не имеют.
Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX
столетия является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и
радикальные формы
- коммунизм и необольшевизм.
Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское
Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была
ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм
возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу
человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной,
"чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма,
т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное
рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточно стройную
систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к
современному миру.
Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином
Э.Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де
Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного
консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического
характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и
индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии
консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм
лишал устойчивого
социального состояния и
Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля
которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы,
консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве
человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального
переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками
установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы,
вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические
свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как
исторической наследие.
Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный
абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и
ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться
всеми способами
общественного и
"греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть
свободной от морали.
Другим
важнейшим принципом
Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент
любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на
созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э.Берк
считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый
политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно
не только перед своими современниками, но и предками, и потомками.
Конструктивному рационализму либералов Э.Берк демонстративно
противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных
предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от
предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.
Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с
политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход.
Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на
голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны
быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти
и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить
без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство
историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность
исторического развития и сохранение полезных частей "старого общественного
здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе"
революционной истории.
Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее
равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и
добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы
консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются
антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно,
неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе".
Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется
социальная стабильность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что
консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума.
Социальная мобильность по вертикали и по горизонтали важна для
общественного развития. Еще в конце XVIII века Э.Берк сформулировал принцип
меритократии, в соответствии с которым власть должна находиться в руках
достойных людей, выходцев из различных социальных групп. Приняв со временем
политическую демократию, консерваторы стали сторонниками элитарной
демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать
профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных.
Достойное - достойным - таков принцип консерваторов применительно к
социальному статусу
личности.
Неоконсерватизм
Объективной
основой появления
кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для
выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального