Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:51, курсовая работа
Политические теории и политические идеологии существенно отличаются
друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных
систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и
решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены
диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на
завершенность и социальную истинность.
1.Введение……………………………………………………………………….…
2. Сущность политической идеологии………………………………………
3. Функции политической идеологии……………………………………….
4. Современные политичекие идеологии……………………………….…..
4.1. Либерализм…………………………………………………………………….
4.2. Либеральный реформизм………………………………………………….…
4.3. Социалистическая идеология……………………………………………….
4.4. Марксизм как идеология пролетариата……………………………………
4.5. Демократический социализм………………………………………………..
4.6. Консерватизм…………………………………………………………………..
4.7. Неоконсерватизм……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Сисок литературы………………………………………………………………
Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Роберт Оуэн
(1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой
Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды
теоретиков утопического социализма весьма значительно расходились между
собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть
условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы
покончить с неравенством, бедностью и пороками. Инициатива преобразований
должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех
счастливее. Социалистическая идеология целеустремленно защищала интересы
трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.
В этот период возникает и крайнее проявление социализма -
коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более
последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства
посредством установления общественной собственности на средства
производства, а иногда и на предметы потребления.
Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы
организации будущего справедливого общества: от каждого по его
способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и
гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и
деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного
развитие каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты
считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто.
Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть
счастливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута
эмоционально-образным представлением о будущем и напоминала социальную
поэзию.
Представители утопического социализма и коммунизма по-разному
относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что
главный путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богатых. Другие,
например, Мабли,
Мелье, Бабеф призывали трудящихся
к революции.
Марксизм как идеология
пролетариата
В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение
пролетарского движения. К.Маркс (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895 гг.)
создали философскую,
экономическую и социально-
оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и ХX
веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.
Коммунистическое
общество в марксистском
идеальная модель счастливого строя, в закономерный результат прогресса
цивилизации. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции,
ликвидации частной собственности и перехода к социализму. Главное
противоречие, которое взрывает капитализм изнутри - это противоречие между
общественным характером труда, сформированным промышленностью и рынком, и
частной собственностью на средства производства. Капитализм, как считали
марксисты, создает и своего социального могильщика - пролетариат.
Освобождение пролетариата - лейтмотив социальной революции. Но, освобождая
себя, пролетариат освобождает и всех трудящихся от любых форм эксплуатации.
Достижение социализма возможно лишь в результате исторического творчества
пролетариата, совершения пролетарской революции и установления диктатуры
пролетариата. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" стал
мобилизующим призывом в борьбе с эксплуататорами. Марксизм как идеология
превратил социализм в борьбу миллионов, на многие десятилетия эта идеология
стала духовным
оружием эксплуатируемых и
Развитие коммунистической формации проходит, считали Маркс и Энгельс,
ряд этапов: переходной период, социализм и собственно коммунизм. Это
длительный процесс пересоздания жизни общества на подлинно гуманистических
началах, когда человек становится высшим существом для человека. Коммунизм
в своем высшем развитии - это общество свободных сознательных тружеников,
где установится общественное самоуправление, а государство отомрет, где не
будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения в принципе "От
каждого по способностям, каждому - по потребностям". В марксистской
трактовке коммунизма есть движение к безграничному расцвету личности в
условиях свободы от эксплуатации, это начало подлинной истории
человечества.
Революционный пафос марксизма нашел свое воплощение в теории и практике
ленинизма, который стал теоретической основой пролетарской революции в
России и социалистического строительства в СССР.
Несмотря
на серьезные поражения,
ликвидацией Восточного блока социалистических государств, ортодоксальный
марксизм сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в
постсоветском
обществе. Это обусловлено
равенства, справедливости и социальных гарантий со стороны государства на
труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье.
Одновременно
с революционным
формировалось и другое направление, которое тоже опиралось на марксизм, но
пыталось приспособиться к новым историческим реалиям не путем форсированной
революционности, а путем социальных реформ. В XX веке это направление стало
называться социал-
Демократический социализм
Идеология
современной социал-
реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.),
представленному Э.Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к
воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала,
существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма,
среди которых
особое место принадлежит
Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм,
обоснование политики
регулирования и
работающей рыночной экономике. Один из крупнейших теоретиков II
Интернационала Э.Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и
всякую связь наступления социализма с этим крушением. Социализм не сводится
к замене частной собственности общественной, считал Бернштейн. Путь к
социализму - это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях
мирного развития капиталистической экономики и политической демократии.
"Конечная цель - ничто, движение - все" - таким стал лозунг реформистского
социализма.
Современная концепция "демократического социализма" в основных своих
чертах была создана в 50-е годы в результате принятия Декларации принципов
Социалистического Интернационала на международной конференции
социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в 1951 году.
"Демократический социализм", согласно программным документам социал-
демократии, - это путь, который отличается и от капитализма, и от
"реального социализма". Капитализм, по мнению социал-демократов, развил
огромные производительные силы, однако поставил права собственности над
правами человека. Коммунисты же, там, где они пришли к власти, уничтожили
свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику,
основанную на принудительном труде.
Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной
свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Традиционная
формула: "Социализм = обобществление + плановая экономика", по мнению
теоретиков социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий
различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах
организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в
обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для
государства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной
жизни.
Составными частями концепции "демократического социализма" являются
политическая, экономическая и социальная демократия.
Идея политической демократии основывается на принципах свободы и
равенства. Социал-демократы признают возможность существования различных
форм демократии, однако в любом случае основополагающими требованиями
политической демократии должны быть: наличие свободных выборов;
предоставление гражданам действительного выбора между различными
политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными
средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой
судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия в
интерпретации социал-демократов представляется в качестве абсолютной
ценности, имеющей надклассовый характер. Выступая за "чистую" демократию,
социал-демократы понимают государство как верховный социальный институт, в
рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные
интересы. Государство выступает в качестве главного органа общественных
изменений и прогрессивного развития.
Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы