Современные политичекие идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Политические теории и политические идеологии существенно отличаются

друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных

систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и

решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены

диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на

завершенность и социальную истинность.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………….…

2. Сущность политической идеологии………………………………………

3. Функции политической идеологии……………………………………….

4. Современные политичекие идеологии……………………………….…..

4.1. Либерализм…………………………………………………………………….

4.2. Либеральный реформизм………………………………………………….…

4.3. Социалистическая идеология……………………………………………….

4.4. Марксизм как идеология пролетариата……………………………………

4.5. Демократический социализм………………………………………………..

4.6. Консерватизм…………………………………………………………………..

4.7. Неоконсерватизм……………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………

Сисок литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

цивилизованным  лишь в том случае, если оно образовано  на  основе  активного

согласия  граждан,  конституционно  оформлено  и  зафиксировано  с   помощью

парламентских представительных механизмов. Такое представительство  и  такое

правительство не имеют каких-либо особых прав, они  имеют только  обязанности

перед своими гражданами.

    В  демократическом представительном  правлении либералы видели достаточно

эффективный  механизм  защиты  интересов  личности  и  общества.   Теоретики

либерализма, в  частности, Дж.Локк и особенно  последователи  Ш.-Л.Монтескье,

обосновали принцип  разделения властей на законодательную,  исполнительную  и

судебную, которые  должны сдерживать и  уравновешивать  друг  друга.  Система

сдержек и противовесов рассматривалась как препятствие  к  узурпации  власти

кем бы тони было, будь то личность, партия, ветвь  власти  или  большинство.

Демократическое  большинство,  не  ограниченное  ничем,  тоже  может   стать

деспотом, считали  либералы. Поэтому в демократии должен  существовать  центр

сопротивления  демократии,  т.е.  выборному  деспотизму  большинства.  Права

меньшинства должны быть гарантированы. По  сути  дела,  либералы  отстаивали

право на политическую оппозицию.

    В  духовной сфере  либерализм  склонялся  к  терпимости  и  компромиссу.

Свобода мнения и слова для либерала важнейший  принцип жизнедеятельности.

    Либерализм  сыграл  огромную  роль  в   разрушении  страх  идеологических

ценностей традиционного общества. Он утвердил новый  демократический  символ

веры:

    - индивидуализм,  который видит основную задачу  общества и государства в

обеспечении каждому  индивиду возможностей для развития его способностей;

    - свобода,  которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально

возможных пределах для каждого индивида;

    - равенство,  как утверждение того, что все  люди равны от природы и  имею

равные права  и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество  людей

в создании благополучного общества и отказ от  использования  своей  свободы

во зло другим. 

                           Либеральный  реформизм 

           Идеология классического либерализма  начала видоизменяться в  XIX

веке. Либерализм эволюционировал в сторону  либерального  реформизма.  Одним

из  первых  среди   идеологов   либерализма,   увидевшим   необходимость   и

перспективность этой стратегии, был  Дж.Ст.Милль  (1806-1877  гг.),  который

уже  в  середине  XIX  века  указывал  на  необходимость  гибкой  социальной

политики, направленной  на  сглаживание  тех  неровностей,  которыми  судьба

несправедливо  наделила  человечество,  но  в  рамках   ныне   существующего

общественного порядка.

    Под  сомнение был поставлен  и   принцип  невмешательства   государства  в

сферу рыночной экономики. Государственное регулирование экономики и  реформы

стали рассматриваться  как необходимое условие совершенствования  общества  и

разрешение его  противоречий.

    Тенденция  развития бурного реформизма  становится заметной с 70-х   годов

XIX века. Реформами в области избирательного  взимания  подоходного  налога,

развитием антитрестовского и трудового законодательства отмечен  этот  период

в США,  Англии  Франции  Германии.  Вмешательство  государства  в  экономику

усилилось в  годы первой мировой войны и особенно во время мирового  кризиса

(1929-1933 гг.)

    Огромный  вклад в формирование  доктрины  либерального  реформизма  внес

английский   экономист   Дж.Кейнс   (1883-1946    гг.).    Его    программа,

сформулированная  под воздействием мирового экономического кризиса,  включала

в себя активное вмешательство государства в  социально-экономическую  сферу,

в  частности,  всемерное   увеличение   расходов   государства,   расширение

общественных  работ, инфляционную и цикличную  налоговую  политику,  цикличное

балансирование  бюджета, достижение баланса "спроса" и "полной  занятости"  и

др. Свое политическое воплощение либеральный реформизм  по Кейнсу  получил  в

новом  курсе  президента  Ф.Д.Рузвельта,  благодаря  чему   США   вышли   из

экономического  кризиса  и  успешно   осуществили   глубокую   экономическую

перестройку общества.

    "Звездный  час" либерального реформизма  в США приходится на 60-е годы  ХХ

века,  на  период  правления  администрации   Дж.Кеннедии   и    Л.Джонсона.

Идеологами либерального реформизма  была  выдвинута  концепция  "государства

благосостояния", которая отражала новую роль государства  в социальной  сфере

западных  стран.  Социальная  политика  в  капиталистических  странах  стала

важнейшей сферой деятельности государства, ассигнования на социальные  нужды

выросли в гигантских размерах. Оптимистическая целеустремленность  идеологов

и  политиков  была  связана  с  успехами  научно-технической   революции   и

экономическим ростом. Казалось, что наступила  эра  технических  ответов  на

социальлные вопросы, и экономический рост при рациональной  политике  решит,

наконец, социональные вопросы и покончит с бедностью.

    Социальный  либерализм действительно  сумел   разрешить  многие  вопросы,

связанные   с   образованием,    медицинским    обслуживанием,    социальным

страхованием  занятостью, правами меньшинства, расширением  участия граждан  в

политическом  процессе. Но безработица и бедность остались, хотя в  размерах,

не сравнимых  с XIX веком. Социальный либерализм породил  и  новые  проблемы.

Разрастание  государственных  общественных   политик   приводило   к   росту

бюрократических структур и бюрократизации  политики.  Увеличение  социальных

программ породило своеобразную "революцию растущих  притязаний"  и  граждане

стали смотреть на государство как на орган, который все права в том числе  и

социальные, должен им обеспечить во все возрастающих  размерах.  Возникли  и

многие другие проблемы, требовавшие новых  идеологических  подходов  в  80-е

годы XX века.

    Несмотря  на  существенные  отличия,  либеральный  реформизм  не  порвал

идеологической  связи с классическим  либерализмом.  Мостом  между  старым  и

новым либерализмом стала приверженность индивидуальной свободе,  социальному

прогрессу, политическому  плюрализму и демократии. Только  теперь  достижение

всего этого  признавалось  невозможным  без  государственного  вмешательства,

так как только государство,  являясь,  с  точки  зрения  либералов,  органом

надклассовым,   способно   выступить   беспристрастным   посредником   между

социальными интересами и действовать ради общего  блага  и  во  имя  свободы

каждого.

    Заслуга  либеральной идеологии в том,  что она утверждала  индивидуально-

личностное  начало  бытия.  Эта  идеология   сумела   донести   в   качестве

универсальных, общецивилизованных по  своей  сути  ценностей  –  демократию,

свободу и самоценность  человеческого  Я.  Либерализм  изменил  политическую

практику  и  политический  язык,  привил  новую  правовую  культуру,   новое

правосознание,  служил  делу  создания  гражданского  общества  и  правового

государства.

    Таким  образом,  либеральная  идеология   представляет  собой  достаточно

цельную теоретическую  конструкцию, имеющую ряд признаков. В экономике -  это

обоснование  экономической  свободы  и  права  собственности;  в социальных

отношениях - равенство  возможностей; в политике -  защита  представительной,

плюралистической  демократии; в духовной жизни - свобода  мысли  и  слова;  в

религии - антиклерикализм; в морали - индивидуализм. Современный  либерализм

является выразителем интересов среднего класса.  Как  идеология  современный

либерализм, подобно  классическому  либерализму,  выступает  за  динамичное,

ориентированное  на  социальный  прогресс  общество,  в  котором  личностный

фактор, личные заслуги и результаты  находились  бы  на  первом  плане.  Эта

идеология требует  от личности максимальной  реализации  своих  способностей,

желания брать  на себя ответственность за собственную  судьбу, не  рассчитывая

на благотворительность  и гарантии государства-покровителя. 

                         Социалистическая идеология

    Социалистическая  идеология  имеет  длительную  историю.  Однако  термин

"социализм"  впервые появился в общественной  литературе только  в  30-е   годы

XIX века. Литературное  авторство приписывается французскому теоретику  Пьеру

Леру, который  в 1834 году написал статью "Об индивидуализме и социализме".

    Идеи, которые позже стали называть  социалистическими, появились   в  XVI

веке.  Они  отражали  стихийный  протест   эксплуатируемых   слоев   периода

первоначального накопления капитала. Эти теории  об  идеальном  общественном

строе,  который  соответствует  природе  человека,  устраняет  эксплуатацию,

поднимает   благосостояние   низшего   класса    и    ликвидирует    частную

собственность,    стали   называть     утопическим     социализмом.     Его

основоположниками являются  англичанин  Томас  Мор  (1478-1535  гг.),  автор

книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла  (1568-1639  гг.),  написавший

"Город Солнца". Они считали, что именно общественная  собственность  создает

условия  для  справедливого   распределения,   равенства,   благополучия   и

социального мира. Социальное равенство рассматривалось  как  высшее  благо  и

для личности и  для общества.

    На  протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков  пытались  открыть  формулу

идеального  общества,  так  как  капитализм,   создав   мир,   переполненный

богатством, все-таки  изобиловал  нищетой.  Наибольший  вклад  в  разработку

социалистических  концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-

Информация о работе Современные политичекие идеологии