Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 19:51, курсовая работа
Политические теории и политические идеологии существенно отличаются
друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных
систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и
решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены
диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на
завершенность и социальную истинность.
1.Введение……………………………………………………………………….…
2. Сущность политической идеологии………………………………………
3. Функции политической идеологии……………………………………….
4. Современные политичекие идеологии……………………………….…..
4.1. Либерализм…………………………………………………………………….
4.2. Либеральный реформизм………………………………………………….…
4.3. Социалистическая идеология……………………………………………….
4.4. Марксизм как идеология пролетариата……………………………………
4.5. Демократический социализм………………………………………………..
4.6. Консерватизм…………………………………………………………………..
4.7. Неоконсерватизм……………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Сисок литературы………………………………………………………………
идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми
теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать
идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая
разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться
от старых идеологических принципов.
Положение, что идеология – это "внутренняя религия" современного
государства, не следует абсолютизировать. Важно понять, что в идеологиях
цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же,
проникнув в
массы, переосмысливаются и
уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы
самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы
веры, конституирующие реальность. Разность между политическими идеологиями
заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических
очевидных проблем, другие – на осуществление доктриально выверенных
проектов переделки
мира, насаждающих сверху новые рациональные
формы жизни.
2. Функции политической
Важнейшей
функцией политической
определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту
функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных
сил.
Идеологии
выполняют мобилизующую и
людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и
классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.
Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество,
способствует
возникновению чувства
Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим
зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических
кумиров.
Когнитивная
функция политической
отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе
реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной
структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.
Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические
конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы
и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в
соответствии с определенными социальными интересами.
Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее
четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на
практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда
политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных
групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе.
Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет
до ее провозглашения.
Политическая
идеология выполняет
определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются
практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых
следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный
компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями
создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих
долженствование.
Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им
социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя
надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя
социальную
Политические
идеологии обладают большим
можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное
воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение
американского политолога Р.Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые
бинокли.
Таким образом, пока существует глубоко социально-стратифицированное
общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически
оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии
останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных
социальных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе
идеологической
идентичности.
3. Современные политические
Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе
одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории.
Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую
идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует
государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь
общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гонимые контридеологии
все-таки бросают вызов данному состоянию.
Основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм -
возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации.
Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного
развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем
современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в
этих идеологиях социальные группы обрели ясное самосознание.
Либерализм.
В политической истории Запада возникновение либерализма связано с
развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом
буржуазных революций ХVIII-ХIХ вв. Теоретики классического либерализма
Дж.Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.Л.Монтескье (1689-
1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с
феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной
демократии.
Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной
свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право
на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в
понимании эпохи Просвещения - это способность утвердить себя как носителя
разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями
разума, сделать ее достойной природы человека.
Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу,
собственность требовала от общества предоставления личности максимальной
свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой
свободы являлась свобода другого индивида.
Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность
народа как источника власти и формирование государства как договора между
народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности
была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение
людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их
безопасности и собственности. Правительство - лишь опекун общественных
прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не
оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на
подчинение со стороны граждан.
Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в
идеологии и политической борьбе ХVII-ХVIII веков. Мнения либералов в
основном расходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей
свои полномочия. В целом же либерализм признавал право на революционное
сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и
Франции, но и американскую войну за независимость.
Кроме
принципа управления с
принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение
торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться.
Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед
законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в
свободе по всеобщему закону - таков либеральный императив права.
В
экономической области
обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали
протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию
государства либералы того времени видели в охране частной собственности,
установлении
общих рамок свободной
за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического
суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож". Лозунг
"Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения.
Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и
конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов американской
буржуазной революции Т.Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем
оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами,
свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в
прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и