Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является:
изучение развития теории социального государства.
Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятие и содержания социального государства;
-охарактеризовать государство и его черты;
- раскрыть проблемы и противоречия построения социального государствa в Российской Федерации;
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и становление теории социального государства…...5
Глава 2. Социальное государство и его черты……………………...………...11
Глава 3. Проблемы создания социального государства в Российской Федерации………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………..31
Исходя
из этого можно сказать, что социальное
государство осуществляет свои цели
и принципы в форме правовой государственности,
и идет по пути гуманизации общества
- стремится расширить права
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.
К последним, в частности, относятся:
Таким
образом, из вышесказанного можно сделать
вывод, что социальное государство
- это государство, стремящееся к
обеспечению каждому гражданину
достойных условий
Глава 3. Проблемы создания социального государства в Российской Федерации
Проблема обеспечения достойного уровня жизни населения является в настоящее время актуальной как для России, так и для зарубежных стран. Конституция РФ (ст. 7) еще в 1993 г. провозгласила нашу страну социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В то же время реальная политика Российского государства долгое время ориентировалась на принципы либерализма, индивидуализма, свободной (нерегулируемой) рыночной экономики. Все это позволило некоторым ученым оценивать подобную государственную политику как «асоциальную»[11]. И только «поворот» государства к социальной сфере, наметившийся в 2005-2008 гг., позволяет надеяться на некоторые позитивные изменения в данном направлении.
Большинство конституций зарубежных стран, принятых в XX в., содержат основные принципы социальной деятельности государства, в частности, указание на социальный характер рыночной экономики, возможность государственного регулирования, общественные функции частной собственности и др. Концепция социального государства, получившая сегодня широкое распространение, была основана на идее социальной солидарности, разработанной еще конце XIX в. В частности, в работе Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893 г.) указывалось на то, что разделение труда увеличивает зависимость каждого гражданина от общества в целом, поскольку отдельные индивиды выполняют в общественном производстве взаимодополняющие функции. Такую взаимосвязь членов общества Дюркгейм называет «органической» солидарностью. Это понятие и будет впоследствии положено в основу концепций «социального государства», поскольку в обществе, где все члены взаимосвязаны и зависят друг от друга, возникает необходимость коллективной взаимопомощи, перераспределения общественного богатства в пользу наиболее неимущих лиц — для сохранения социального равновесия и предупреждения конфликтов между отдельными классами, группами, слоями общества. Реализация национальных проектов в Российской Федерации (важнейшей задачей которых являются опять же инвестиции в человеческий капитал) осуществляется в едином ключе с общемировыми тенденциями. Некоторые успехи, отмечаемые на пути реализации данных проектов, не могут не радовать. Уже то, что социальная сфера провозглашена приоритетом государственной политики, говорит о многом. Поддержка материнства и детства (в том числе введение родовых сертификатов и «материнского капитала») способствует повышению уровня рождаемости: по данным рождаемость в стране выросла на 8,5% .
Нельзя не отметить и меры, направленные на постепенное приближение размера минимальной зарплаты к величине прожиточного минимума[12], неоднократное повышение пенсий и социальных пособий, осуществлявшееся в 2007 и 2008 гг.[13] Средняя начисленная заработная плата работников, полностью отработавших октябрь, по кругу обследованных видов экономической деятельности за октябрь 2009 г. составила 18084 рубля, из нее на тарифный заработок приходилось 64,1%, выплаты по районному регулированию - 12,1%, другие выплаты - 23,8%. Наиболее высокая доля других выплат отмечалась в научных исследованиях и разработках (35%); высшем профессиональном образовании; образовании для взрослых и прочих видах образования (30%); обрабатывающих производствах; производстве и распределении электроэнергии, газа и воды; на транспорте; в здравоохранении и предоставлении социальных услуг; строительстве (25-27%)
Следует
отметить как положительный момент
Однако в целом социальная ситуация в нашей стране остается очень сложной. По-прежнему остро стоит вопрос о пенсионной реформе, поскольку принципы социального страхования, установленные законодательством 1990-х гг., сегодня не действуют, будучи практически вытесненными «государственной социальной помощью». Уровень жизни большинства населения крайне низок (незначительное повышение оплаты труда и пособий сводится на нет инфляцией), разрыв между величиной доходов населения достиг критической отметки (по данным экономических исследований, доходы небольшой группы самых богатых граждан России превышают доходы наиболее бедных в 25 раз) и т.д. Один из важнейших законодательных приоритетов России — принцип социальной справедливости — еще очень далек от реализации. И нам предстоит сделать многое для того, чтобы конституционные положения о социальном государстве в России получили свое реальное воплощение.
Важное значение для формирования и развития социального государства в Российской Федерации имеет структура самого государства. Любая идеология и любой опыт других стран, внедряемые в России, будут деформированы реальными свойствами существующей государственной структуры, и, как показывает многовековой опыт, самые общие и объективные закономерности приобретут трудно узнаваемый вид.
Россия является самой многосубъектной федерацией в мире, где среди 89-субъектов представлено шесть их видов. Существующие закрепленные в Конституции разные права и полномочия субъектов, вплоть до наличия собственных Конституций республик, делают Россию асимметричной федерацией. Политическая асимметрия дополняется серьезными различиями в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Глубокие социально-экономические и культурные различия между регионами России ставят под сомнение саму возможность реализации единой государственной социальной политики, существование общих социальных стандартов и осуществление государством единого набора социальных функций.
Государство едино, а значит, не может не объективировать свои сущностные свойства на всем своем пространстве и на всех уровнях власти.
В федеративном
государстве само государство является
многосубъектным. Функции и конституционные
обязанности государства в
К исключительному ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития (п. «е» ст. 71). В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита отдельных категорий населения, включая социальное обеспечение (п. «е» ст. 72).
Предметы ведения субъектов Российской Федерации не имеют прямого конституционного закрепления, а лишь руководствуется формулой «вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения субъекты Федерации обладают на своей территории всей полнотой государственной власти»
Система социальной защиты населения государством на федеральном уровне включает четыре главных направления:
•
государственная социальная
• пенсионное обеспечение;
• социальное обслуживание;
•
социальная защита отдельных
категорий населения (
Социальная политика центра должна основываться на двух главных принципах – програмно-целевом методе управления социальными процессами и социальном обслуживании интересов населения.
Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики, устанавливают единую систему государственных минимальных социальных стандартов, разрабатывают федеральные целевые социальные программы, принимают меры по их реализации и определяют источники финансирования.
Субъекты Российской Федерации разрабатывают, реализуют и финансируют региональные целевые программы, организуют и предоставляют адресную социальную помощь, обеспечивают работу и финансирование учреждений социальной инфраструктуры, исходя из своих возможностей, решают весь комплекс проблем в области социальной защиты, труда, быта, занятости людей по месту их проживания.
На усмотрение субъектов Российской Федерации переданы полномочия по установлению некоторых льгот.
На муниципальный уровень передан целый ряд расходных обязательств в образовании, в области культуры, здравоохранении, социальной защите.
Сложившаяся трехуровневая структура власти (федеральный, региональный и муниципальный уровни) и соответствующая им система управления социальными процессами и распределения социальных функций не представляет собой органическое единство социального государства, поскольку происходят пересечения компетенций, несовпадение распределения объемов ответственности и ресурсов, отсутствуют адекватные механизмы учета территориальных социально-экономических особенностей. Субъект федерации, с одной стороны, уже в силу межбюджетных отношений не обладает полной социальной субъективностью государства, а с другой, так же, как и федеральный центр, не может учитывать реальные особенности каждого географического пункта или домохозяйства.
Неадекватность федеральной социальной политики усугубляется осознанием и хорошо объяснимым нежеланием всех уровней власти обеспечить транспарентность бюджетного федерализма. В условиях дефицита средств на всю совокупность социальных трат и Минфин России, и губернаторы, и муниципальные власти заинтересованы в свободе использования целевых социальных трансфертов на текущие потребности.
Существенная дифференциация доходов по географическому признаку, неодинаковая доступность социальной поддержки, разный уровень косвенных налогов для различных территорий не просто нарушают существующие конституционные принципы, но делают невозможным прогрессивное развитие государства и повышение эффективности его социальной политики.