Социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является:
изучение развития теории социального государства.
Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятие и содержания социального государства;
-охарактеризовать государство и его черты;
- раскрыть проблемы и противоречия построения социального государствa в Российской Федерации;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и становление теории социального государства…...5
Глава 2. Социальное государство и его черты……………………...………...11
Глава 3. Проблемы создания социального государства в Российской Федерации………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

новый курсач).docxgfhfkhi.docx

— 113.17 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Возникновение и становление теории социального государства…...5

Глава 2. Социальное государство и его черты……………………...………...11

Глава 3. Проблемы создания социального государства в Российской Федерации………………………………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………...29

Список  использованной литературы………………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Социальное государство» в современной науке, с другой стороны,  тем, что в настоящее время российское государство переживает переходный период. Здесь мною будут рассмотрены понятие социального государства, его сущность, история развития, функции, а так же проблемы развития на современном этапе.

      Объектом исследования являются отношения в области федерального, регионального и муниципального управления, складывающиеся в России в условиях постепенного формирования социальной государственности, научная методология проблемы.

     Предметом исследования являются конкретные общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования и управления системой социальной политики государства на современном этапе развития России.

     Целью моей курсовой работы является: 

изучение развития  теории социального государства. 

  Задачи данной курсовой работы:

- рассмотреть  понятие и содержания социального  государства;

-охарактеризовать государство и его черты;

- раскрыть  проблемы и противоречия построения социального государствa в Российской Федерации;

      Раскрытие предмета исследования курсовой работы, достижение ее цели и поставленных задач основывается на применении  анализа, синтеза  материала, а также комплексного рассмотрения данной темы.

     Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории права и государства, конституционного права, государственного управления, административного и муниципального права, социологии, политологии и экономики.

       Нормативно-источниковедческая база работы включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента РФ.

     Для работы по данной теме курсовой работы мне понадобились различные источники. Например, статья П.А. Сафонова «Понятие социального государства», опубликованная в журнале « Закон и право». Данный автор считает, что социальное государство — это гарант общественного благополучия, социальной стабильности, внутренней социальной политики, направленной на благо всех граждан, на распределение материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу, на прочность конституционного строя, формирование общественного доверия к политическим и экономическим институтам государства.

       Или статья Жильской Л.В., которая рассказывает нам о социальном государстве с точки зрения права. Жильская Л.В. считает, что основополагающими признаками социального государства можно признать такие, как социальная защищенность личности, ее прав и свобод. Так же, что само государство должно быть стабильным, относительно социально однородным, экономически, политически и духовно развитым. В своей статье данный автор в основном рассказывает черты, идеи и предпосылки социального государства.

    Ознакомившись с данными статьями, можно придти к выводу, что авторы едины с позицией, что современное социальное государство – это наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, достижения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. 
 
 
 

Глава 1. Возникновение  и становление  теории социального  государства

      К середине XIX в. повышение роли собственно социальных функций государства стало настолько очевидным, что теории социальной сущности государства и социальных регуляторов развития государственности оказались эвристически недостаточными, появилась необходимость в фиксации возникшего нового качества государства с его социальной атрибутикой. Такой фиксацией стало понятие «социальное государство», введенное в науку в 1850 г. Лоренцом фон Штайн. В определении социального государства Л. фон Штайном содержался ряд принципиальных положений, ставших основой нового понимания функций государства. Экономист Л. фон Штайн считал, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием развития другого.

      Наиболее радикальную теоретическую  основу интервенционистского социального  государства выдвинул в 1879 г.  Немецкий экономист, сторонник  государственного и христианского  социализма А. Вагнер. Его концепция  предусматривала превращение буржуазного  государства в государство всеобщего  благоденствия. Эти же характеристики социального государства чуть позже поддержали Ю.Офнер и  Ф.Науманн, .

      Определенный вклад в разработку  проблем социального государства  внесли: А. Абендрот, Г. Геллер, Т.  Маршал, Ф. Нойманн.

    В конституциях стран понятие «социальное государство» стало появляться после Второй мировой войны, в частности, в Основном законе ФРГ в 1949 г., Конституции Франции в 1958 г., Конституции Испании в 1978 г.

    После второй мировой войны идеология неолиберализма нашла успешное практическое применение первоначально в Западной Германии (ФРГ). Здесь начиная с 1948 г. эти идеи приобрели статус государственной доктрины правительства Аденауэра — Эрхарда. Видные немецкие теоретики неолиберализма В.Репке, А.Рюстов и другие возглавили критику любого проявления монополизма ради свободы и гуманизма. В.Ойкен и его последователи во Фрайбургском университете с того же 1948 г. начали выпуск ежегодника «Ордо», который сыграл роль теоретической трибуны неолиберализма всех стран. Само слово «Ордо», избранное В.Ойкеном, превратилось в собирательное понятие, символизирующее «естественный строй свободного рыночного хозяйства». Западногерманская доктрина неолиберализма под влиянием «школы Ойкена» стала даже именоваться «ордолиберализмом».

  Теоретикам  неолиберализма ФРГ принадлежит  идея сочетания принципа «свободы рынка» и справедливого распределения  по принципу «социального выравнивания». Впервые ее концептуально изложил А.Мюллер-Армак в своей книге «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947), в которой также впервые использовал термин «социальное рыночное хозяйство». Разработки в этом направлении были продолжены В.Репке, Л.Эрхардом, В.Ойкеном и др. Причем о создании модели «социального рыночного хозяйства» в качестве главной задачи экономической политики страны было заявлено самим канцлером ФРГ К.Аденауэром в предисловии к книге В.Репке «Правильна ли немецкая экономическая политика?» (1950).

  По  характеристике В.Репке «социальное  рыночное хозяйство» — это путь к «экономическому гуманизму». В  своей книге «Гуманное общество»  он писал, что этот тип хозяйства  противопоставляет коллективизму  персонализм, концентрации власти —  свободу, централизму — децентрализм, организации — самопроизвольность и т.д. Солидаризируясь с мнением  В.Репке, Л.Эрхард на съезде христианско-демократического союза (ХДС) в 1957 г. утверждал о начале второго этапа в ФРГ «социального рыночного хозяйства». Немногим позднее  в одной из своих публикаций начала 60-х гг. Л.Эрхард подчеркивал, что  именно «свободное соревнование является прежде всего основным элементом социального рыночного хозяйства». А на очередном партийном съезде ХДС в 1965 г. Л.Эрхард заявил о завершении в ФРГ программы создания «социального рыночного хозяйства», превратившей эту страну в «оформленное общество».

      Появление термина «социальное государство» само явилось принципиальным моментом осознания изменений природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции.

       Многие авторы совершенно справедливо связывающие появление понятия «социальное государство» с развитием социальных функций государства, в то же время недостаточно, на наш взгляд, придают значение самому факту появления у государства ранее не свойственных ему функций, которые в дальнейшем становятся для него главными.

        Появление у государства социальных особых функций не только стало новым способом удовлетворения социальных потребностей общества, но и привело к резкому, скачкообразному возрастанию данных потребностей.

       В 80-е годы XIX в.  в Германии наряду с термином «социальное государство» появляется и другой термин - «государство благоденствия», понимаемый как государство, политика которого направлена на улучшение жизни всех граждан. Эти два термина в тот период  выражают одно понятие и не конкурируют друг с другом. Главным для них является наделение граждан социальными правами, а государство – социальной ответственностью. Социальная политика стала официальной доктриной ряда стран, получив правовое закрепление в Конституции Веймарской республики 1919 г. и Конституции Чехословакии 1920 г. ( зарубежные авторы – К. Ватрин, Г. Вильгеродот, Х. Ламперт и др.; отечественные ученые – Н. Волгин, М. Дмитриев, Е. Жильцов Б. Ракитский).

      Некоторые принципы социального  государства разрабатывались российскими  политическими деятелями и учеными  в конце XIX-в начале XX

в. Профессор  Московского университета Б. Н. Чичерин, отрицая роль государства в перераспределении благ, не исключал необходимости оказания поддержки нуждающимся, источником которой, по его мнению, должна быть благотворительность, и только потом – государство. Эта схема может найти свое применение в экономически слабой России на начальном этапе становления социального государства.     

    Выделение  пяти этапов его динамики в целом корреспондируется со сложившимися в мировой науке представлениями о периодизации генезиса социальных свойств государства, в частности  с широко известной классификацией этапов развития государства благоденствия Й.Амбера:

    • «1- й  этап (предыстория, 1600-1800 г. г.) – основная государственная функция – политический контроль над бедными;

    • 2-й  этап (начало, 1800-е – 1914 г. г.) – введение принципов социального страхования для интегрированных рабочих, объединенных в профсоюзы;

    • 3-й  этап (расширение, 1918 – 1960 г. г.) – социальные услуги как элемент гражданства;

    • 4-й  этап (ускорение, 1960 – 1975 г. г.) – главная функция – улучшение качества жизни всего населения;

    • 5-й  этап (замедление, 1975 г. – настоящее время) – размывание, смешение ответственности государственной, частной и ассоциаций»[1].

    Вышеприведенные определения, на наш взгляд, дают исчерпывающий набор первичных признаков социального государства – ответственность государства за уровень личного благосостояния граждан, наличие правовых основ социальной регуляции, ориентация единой социальной политики на всех членов общества, наличие бюджетных социальных выплат и наличие государственных систем социальной защиты и социального обеспечения.    Представляется, что данные признаки являются видовыми, позволяющими дифференцировать социальные государства от иных государственных образований в любых условиях в динамике развития и обобщить его родовые свойства. В связи с этим нам представляется необоснованным утверждение, что «...любое государство социально. Данный термин подчеркивает способность богатого и стабильного государства осуществлять современную социальную политику»[2]. Можно привести достаточно примеров богатых государств, в которых весь набор признаков социального государства не реализуется.

    Проблема типологизации, являясь важным элементом изучения природы социального государства, возникла уже в ранних исследованиях данного явления и продолжает быть актуальной по сей день. При этом необходимо помнить, что за каждой конкретной классификацией стоит определенная теоретическая модель.

   Ведущие исследователи государства благосостояния Томас Маршалл, Коста  Эспин-Андерсон, Тимоти Тилтон, Норман Фёрнис в 70-е годы ХХ в. предприняли попытку уточнить смысл понятия «государство благосостояния» и дать его историческую классификацию. В частности, они выделили три его разновидности:

   1. «Позитивное государство социальной  защиты» 

   2. «Государство социальной безопасности»

Информация о работе Социальное государство