Социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является:
изучение развития теории социального государства.
Задачи данной курсовой работы:
- рассмотреть понятие и содержания социального государства;
-охарактеризовать государство и его черты;
- раскрыть проблемы и противоречия построения социального государствa в Российской Федерации;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Возникновение и становление теории социального государства…...5
Глава 2. Социальное государство и его черты……………………...………...11
Глава 3. Проблемы создания социального государства в Российской Федерации………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованной литературы………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

новый курсач).docxgfhfkhi.docx

— 113.17 Кб (Скачать)

   3. «Социальное государство всеобщего  благосостояния»

          Из этой классификации следует, что авторы отождествляют понятия «государство благосостояния» и «социальное государство», фиксируют основную динамику развития основных  атрибутов социального государства и их периодизация основных этапов в принципе совпадает с предложенной нами.

        Достаточно распространенной, особенно в России (В.Милецкий, В.Торлопов), является попытка понять суть социального государства через его политическую природу. Примером такого анализа может служить подразделение социального государства на либеральное, консервативное и социал-демократическое.

       В данной классификации либеральное социальное государство обеспечивает равные социальные шансы гражданам (соответствует «позитивному государству социальной защиты») и исходит из остаточного принципа финансирования малообеспеченных, стимулируя активный поиск ими работы. Консервативное социальное государство исходит из необходимости обеспечить равновесие патерналистских мер власти с адресными программами социальной поддержки различных профессиональных и имущественных групп и слоев». «Оно ориентируется на приоритетное социальное обеспечение семьи, а не отдельного индивида. Социал-демократическое социальное государство постулирует равные социальные права граждан и обеспечивает их одинаковыми социальными условиями и льготами. Здесь обеспечивается действительное равенство социальных условий».

     Говоря о социальном государстве как родовом понятии, мы имеем в виду существование различных типов социального государства, представляющих фазы его развития:

        1. Первичное социальное государство;

        2. Государство социальных услуг;

        3. Государство социального благоденствия;

        4. Социальное государство.

       Любое государство, обладающее набором свойств, присущих первичному социальному государству, а это в настоящее время большинство стран мира, может быть отнесено к одному из данных типов. Наличие качественных критериев классификации в виде определенного набора функций придает этой классификации объективность и эвристическую значимость.

     Вопрос об активности государства в реализации конкретных социальных функций, т.е. интенсивностной характеристики определенного качества, не является предметом настоящей классификации. Однако, безусловно, интенсивность и способы реализации функций являются существенной характеристикой национальных моделей социального государства. 

Глава 2. Социальное государство  и его черты.

    Актуальность категории социального государства вызвана причинами как теоретического, так и политико-социального свойства. Если «социальное» понимать  как «общественное», в этом смысле «социальным» может быть названо любое государство. Однако в данном  случае под «социальным государством» будет пониматься государство, которому присущи особые юридические признаки.

   Понятие «социальное государство» столь многогранно, что специалистам так и не удалось прийти к единому мнению. Тем не менее, резюмируя мнения российских и зарубежных ученых, а также обобщая практику конституционного закрепления принципа социального государства и его реализации в ряде стран мира, П.К. Гончаров констатирует, что «социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и  солидарности»[3]. Несколько иначе звучит определение социального государства в статье социолога: «Социальное государство — особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики».[4]

   М.В. Баглай полагает, что «социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности»[5]. Как видим, исследователи усматривают особенности социального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферы общественной жизни, акцент делает на проведении социальной политики.

    Идеология социального государства официально сформулирована в ст. 7 Конституции Российской Федерации 1993 г. В соответствии с ней Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Но конституционное закрепление этого принципа не явилось гарантией его реализации на практике, что пришлось подтвердить Правительству Российской Федерации.[6]

    В самом деле, данный принцип относится к конституционно-правовому статусу государства, что предполагает конституционные гарантии экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. [7]   

     Представляется, что подобное определение порождает неверные представления о сущности социального государства, ведь совершенно ясно, что содержание приведенного понятия не исчерпывается исполнением государством вышеперечисленных конституционных обязанностей.

     Россия определила себя в ст. 7 Конституции РФ 1 993 г. как социальное государство, хотя формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе: разработка концепции только начинается.

В настоящее  время большая часть развитых стран фактически являются социальными.

      Первое место в ряду положений, относящихся к концепции социального государства, по мнению ученого, занимает положение о социальной функции частной собственности, что совершенно справедливо, ведь «собственность является тем объектом, грамотное использование которого дает человеку возможность без вмешательства государства самостоятельно решать свои жизненные проблемы, не опускаться, но, наоборот, подниматься по социальной лестнице, пополнять свое благосостояние». [8] Исторически именно она стала одним из факторов образования государственности, значение ее не уменьшается и теперь. Сигналом, свидетельствующим о становлении концепции социального государства, стало конституционное закрепление роли собственности: «собственность обязывает», «частная собственность должна служить общественным интересам, общей пользе». В тексте Конституции Российской Федерации словосочетание «общая польза» отсутствует. Между тем нагрузка на наше государство, несущее тяжелое бремя социального обеспечения, снизилась бы, если бы реализация рассматриваемой нами концепции была основана на том, что индивид сам в состоянии обеспечить себе достойный уровень жизни, пользуясь принадлежащими ему экономическими правами и гарантиями. Но такая трактовка сущности социального государства заставила бы резко изменить существующие механизмы обеспечения «достойного развития человека» и переключить внимание на экономическую сферу общественной жизни, а перераспределение национального богатства кругу представителей крупного капитала дается непросто.

      Второе положение, связанное с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Определение его дает ст. 23 Трудового кодекса РФ: это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Проблема в том, что данные нормы относятся к сфере труда и не исчерпывают всего многообразия отношений, возникающих между гражданином и государством. В сфере конституционного права социальное партнерство должно осуществляться в следующих формах, как считает В.Е. Чиркин: соглашения работников и работодателей, представленных их организациями, по экономическим вопросам, политических партий - по принципиальным вопросам жизни общества, принцип и порядок мирного разрешения социальных конфликтов, участие различных слоев населения в решении общенациональных задач".

    Следующий постулат — социально-экономическое равноправие индивидов и их общностей. Социальные и экономические права человека также неотчуждаемы и естественны, как личные, принадлежащие каждому от рождения. Уравнять всех и во всем - это утопическая мысль, но вполне реально предоставить индивидам равные социально-экономические возможности в соответствии с их статусом в обществе. Это — одна из целей социального государства.

     Социальная справедливость — важнейший теоретический аспект концепции. Около трети рассматриваемых в Конституционном Суде жалоб относится, по существу, к вопросам ее обеспечения.[9] Практически это связано с решением вопросов инфраструктуры, установлением минимального размера оплаты труда, «потребительской корзины»: то ли «минимум» оказывается слишком мал, то ли «корзина» слишком «легкая». Между тем социальная справедливость — принцип, который социальное государство должно гарантировать. В.Е. Чиркин высказывает мысль, что данный тип государства выступает социально-политическим арбитром, так как регулирует экономическую, социальную, политическую и даже духовную сферы жизни общества.

    При осуществлении этих позиций главным остается финансовый вопрос, поскольку без капиталовложений даже самая продуманная программа реформ начнет «буксовать». Ввиду этого невозможно существование социального государства без социально ориентированной экономики. Не умаляя значения вышеперечисленных принципов, автор полагает, что реализация концепции должна базироваться на формировании стабильной рыночной экономики, при которой граждане будут опираться на помощь государства не столько в смысле социальной поддержки в классическом ее понимании, сколько в создании условий для самостоятельного обеспечения гражданином своих потребностей.

    Правоведы оценивают сегодняшнее состояние социального государства в России на уровне первой половины 20-х годов XX в. Разработанная в 2004 г. концепция социального государства не реализуется[10]. Мы предприняли попытку найти адекватное современности понятие социального государства, определить его содержание и конституционное закрепление. Связать же между собой доктринальную и нормативную составляющие концепции социального государства и осуществить ее на практике — задача государства.

     С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными чертами, то есть описание фактов, позволяющих сделать вывод о наличии интересующего явления, являются:

  1. Демократическая организация государственной власти.
  2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.
  3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
  4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
  5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
  6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
  7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
  8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

     а) достойных условий существования;

     б) социальной защищенности;

     в) равных стартовых возможностей для  самореализации личности.

  1. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
  2. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Информация о работе Социальное государство