Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:22, курсовая работа
Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов.
Введение
Глава 1. Социальная защита населения и государственных служащих в Российской Федерации.
1 Понятие социальной защиты
2 Социальная защита государственных служащих
3 Правовая основа социальной защиты государственных служащих
Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации.
1 Социальная защита государственных служащих субъектов Российской Федерации
2 Социальная защита государственных служащих Омской области
Заключение
Список использованной литературы и нормативных актов
В отличие от остальных законов и Положений, как уже отмечалось выше, законопроект Читинской области имеет ряд дополнительных глав. Эти главы более детально, по сравнению с остальными законами, регламентируют особенности обеспечения деятельности государственных служащих. Так статья 23 главы 5 проекта гласит, что гарантии для государственных служащих устанавливаются в целях обеспечения профессионализма и авторитета областной государственной службы. Статья 26 устанавливает конкретные размеры надбавок к должностному окладу за классный чин, что в других законах отсутствует. Так служащему, имеющему третий класс выплачивается 25 % от должностного оклада, для второго класса - 50 %, для третьего - 75 % от установленного должностного оклада. Эта же статья устанавливает размеры надбавок за особые условия службы, за выслугу лет (до 40 % от установленного оклада) . Также конкретно определены размеры премий за квартал, за выполнение специальных заданий единовременной, статьей 27 законопроекта. Статья 35 устанавливает размер ежемесячной доплаты к государственной пенсии государственным служащим при наличии 12,5 лет стажа службы у мужчин и 10 лет стажа у женщин. Таким образом, мы видим, что указанный законопроект, по сравнению со всеми рассмотренными выше более детально пытается конкретизировать положение Федерального Закона о государственной службе. Необходимо отметить то, что в законе Воронежской области в качестве приложения принят и Реестр государственных должностей, чего не содержат другие законы. Однако принятый Реестр далек от совершенства. Статья 1 Федерального Закона в пункте 3 определяет, что Реестр государственных должностей государственной службы включает должности категорий “Б” и “В” классифицированные по группам. К Реестру должен прилагаться перечень специализаций должностей, квалификационные требования к лицам их замещающим.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что законы республик имеют отличия от законов областей, ряд положений их противоречат Конституции России и Федеральным Законам. Это законы, подчеркивающие суверенитет этих республик, хотя основные институты изложены в общепринятом русле. Законы областей приняты в рамках Конституции и федерального законодательства. Все они в достаточной мере выполняют сои задачи по конкретизации и детализации основ государственной службы, принятых на Федеральном уровне. Безусловно, в будущем законы о государственной службе субъектов и в целом законодательство будет все более и более совершенствоваться.
При исследовании законодательной базы социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации становится очевидным, что большинство субъектов федерации пошли по пути механического копирования федерального закона и только декларируют гарантии социальной защищенности своих государственных служащих, поверхностно оговаривая некоторые ее аспекты.
2 Социальная защита государственных служащих Омской области.
К сожалению, омский законодатель пошел по проторенному пути и не смог привнести в законодательство о социальная защите государственных служащих ничего нового. Как и большинство местных законов закон Омской области от 26.07.1996г. “О государственной службе Омской области” почти дословно воспроизводит федеральный закон и дает следующее определение: “Государственная служба - это профессиональная деятельность граждан, осуществляющих полномочия по выполнению функций государства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации, Уставом и законами Омской области, другими нормативными правовыми актами, действующими в Омской области” . Структура Омского закона абсолютно идентична федеральному (совпадает даже число глав и их названия) . Некоторое отличие можно наблюдать лишь в главе регламентирующей правовое положение государственных служащих. Так омским законом на государственных служащих возложены дополнительные обязанности, не упомянутые в федеральном законе, а именно: государственный служащий Омской области обязан: а) обеспечивать защиту государственных интересов Омской области; б) не допускать и не совершать действий в обход установленного порядка осуществления государственной службы, соблюдать нормы служебной этики: в) не использовать служебное положение для извлечения личных выгод; г) уважать честь и достоинство граждан, обеспечивать и охранять их права; д) не совершать действий, затрудняющих работу органов государственной власти, а также приводящих к подрыву их авторитета. Кроме этого в омском законе имеется статья обязывающая государственных служащих сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения. Даже после отставки (увольнения) государственный служащий не вправе использовать в интересах хозяйствующих субъектов и частных лиц информацию по вопросам, составляющим предмет его служебной деятельности.
Дополнительные обязанности подразумевают и дополнительные социальные льготы (привилегии) , которые призваны компенсировать государственным служащим ограничения, установленные законом. Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, почетное звание и ученую степень, а также денежного поощрения (премии) по итогам государственной службы за квартал, год. Должностной оклад государственному служащему устанавливается в соответствии с занимаемой должностью в процентном отношении к определяемым законом должностным окладам руководителей соответствующих органов государственной власти области. Соотношения размеров должностных окладов государственных служащих устанавливаются Законом Омской области "О денежном содержании государственных служащих Омской области". В законе Омской области государственным служащим гарантируется бесплатный проезд к месту отпуска и обратно в пределах РФ, 50 % скидка в оплате жилищных услуг, страхование жизни и здоровья государственного служащего, а также его имущества за счет областного бюджета на сумму десятилетнего денежного содержания государственного служащего.
Кроме этих льгот законом предусмотрены и другие меры социальной защиты, направленные на компенсацию ограничений, связанных с государственной службой. Причем эти меры возрастают как в зависимости от вертикального служебного роста, так и от стажа государственной службы. Так, например, законом вводится система дополнительных отпусков за выслугу лет: при стаже работы в государственных органах от пяти до десяти лет – 5 календарных дней; при стаже работы в государственных органах от десяти до пятнадцати лет – 10 календарных дней; при стаже работы в государственных органах более пятнадцати лет –15 календарных дней.
Законом предусмотрено и пенсионное обеспечение государственных служащих. Государственный служащий, имеющий выслугу лет на государственной службе не менее 12,5 лет для мужчин и 10 лет для женщин, при общем трудовом стаже соответственно 25 и 20 лет, имеет право выхода на пенсию по выслуге лет досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию по старости. Государственному служащему устанавливается пенсия по выслуге лет в размере 80 процентов денежного содержания по должности, замещаемой на день получения права на пенсию по выслуге лет. Выплата пенсии за выслугу лет производится в пределах максимального размера пенсии по старости за счет средств Пенсионного фонда, а в случае его превышения, сумма превышения выплачивается за счет средств областного бюджета.
Следующей компенсационной мерой можно назвать обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни, здоровью и имуществу государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей. Жизнь и здоровье государственного служащего, а также его имущество подлежат обязательному государственному страхованию за счет областного бюджета на сумму десятилетнего денежного содержания государственного служащего. Страховая сумма выплачивается органами государственного страхования, и лишь в случае превышения суммы причиненного ущерба над суммой обязательного страхования, выплата разницы производится за счет областного бюджета.
Социальные ожидания государственных служащих, связанные с удовлетворением так называемых вторичных потребностей, призваны реализовать положения главы IV об аттестации, продвижении по государственной службе государственных служащих. Аттестация государственного служащего проводится в целях установления соответствия аттестуемого занимаемой должности. Аттестация государственного служащего проводится не чаще одного раза в год и не реже одного раза в четыре года. Право государственного служащего на продвижение по государственной службе реализуется при условии успешного и добросовестного исполнения государственным служащим своих обязанностей и наличия вакантной должности с учетом профессиональной подготовки и квалификации государственного служащего, а также результатов прохождения переподготовки и повышения квалификации в соответствии с требованиями по вакантной должности.
Вопрос
об отставке в омском законе рассмотрен
достаточно полно, что предоставляет государственным
служащим дополнительные гарантии от
неправомерного увольнения. Основаниями
для отставки государственного служащего
являются: а) достижение государственным
служащим предельного для нахождения
на государственной службе возраста; б)
заявление государственного служащего
о его добровольной отставке в связи с
достижением возраста, при котором назначается
пенсия по старости на общих основаниях:
в) инициатива государственного служащего,
имеющего право на пенсию за выслугу лет
на государственной службе; г) временная
отставка (увольнение в резерв) государственного
служащего: д) инициатива государственного
служащего, замещающего высшую или главную
государственную должность государственной
службы, в связи с несогласием с решениями
и действиями государственного органа
или вышестоящего для государственного
служащего руководителя; е) увольнение
государственного служащего по личной
просьбе, связанной с семейными обстоятельствами
или состоянием здоровья; ж) ликвидация
государственной должности, замещаемой
государственным служащим.
Заключение.
Сегодня приходится констатировать, что государство не может обеспечить не только достойную старость, но и нормальную жизнь активного населения: гарантировать своевременную выплату зарплаты военным, врачам, учителям, обеспечить безопасность граждан, предоставить элементарные коммунальные и бытовые услуги.
На разных этапах реформ в качестве основных направлений социальной защиты населения нашим государством последовательно выбирались разные социальные группы: сначала надо было спасать малоимущих от шоковой терапии, затем - охранять вкладчиков финансовых пирамид, чуть позже - переобучать работников предприятий-банкротов. Анализ нынешней исходной ситуации требует социальной защиты чиновников и бюрократов. При всем, казалось бы, внешнем благополучии чиновничьего сословия его положение в обществе нельзя назвать безоблачным, а само общество вряд ли может рассчитывать на грамотных, квалифицированных государственных служащих при существующей системе их социальной защиты.
Во-первых, управлять рыночной экономикой сложнее, чем административно-командной. Уже только поэтому от государственных служащих сегодня требуется более высокая квалификация. Наиболее грамотные, квалифицированные специалисты сегодня сосредоточены в коммерческих структурах, и диалог с ними должны вести не менее грамотные государственные чиновники. Если учесть, что для подготовки квалифицированного госслужащего требуется не менее пяти лет его практической работы, то становится понятным, что за время реформ было потеряно целое поколение чиновников. Во-вторых, разница в уровне доходов двух однокашников, работающих на госслужбе и в коммерции, сегодня измеряется не разами, а порядком сумм. Никакие пенсии по старости, лечебные и премиальные не способны компенсировать эту разницу. Поэтому чиновник вынужден искать побочные заработки. Законные возможности получения таких заработков ограничены учебной и научной деятельностью. Но если вечером читать лекцию, то днем надо к ней готовиться, а, следовательно, для продвижения реформ на своем рабочем месте остается меньше сил и времени. Наконец, бедного чиновника легче уговорить поступиться принципами и добиться от него необходимого решения в интересах “узкого круга ограниченных людей” . Хорошо, когда эти интересы совпадают с объективным ходом реформ. Но зачастую от чиновника требуют принятия решений, которые сулят сиюминутную выгоду, в конце концов приводят к полной потере завоёванных позиций.
Но, несмотря на все проблемы среди чиновников пока еще много грамотных, высококвалифицированных специалистов. Многие из них сегодня, находясь на государственной службе и постоянно подвергаясь давлению, а зачастую и прямым угрозам, находят в себе силы для разъяснения “узко ограниченным” пагубности лоббируемых ими решений.
В то же время абсолютно понятно и обывательское злословие по поводу дач-дворцов, построенных чиновником исключительно за счет экономии на воде и хлебе. Да, сегодняшние официальные доходы чиновника не позволяют ему ездить на такси даже на государственную дачу, но, если мы ожидаем от него разработки и принятия грамотных решений, то общество должно позаботиться о законных правах чиновника иметь не только дачу, но и весь комплекс современного достатка. Коррупция - это не национальное российское, это общечеловеческое "достояние". В любом аппарате можно найти слабого духом. Взятки берут не только госслужащие, но и работники вполне респектабельных компаний, и со злоупотреблением служебным положением можно столкнуться в любой фирме. Актуальность социальной защиты чиновника на современном этапе российских реформ вызвана, прежде всего, особенностями экономического развития нашего государства.
В этих условиях, для успешного развития страны, государство обязано создать такую систему социальной защиты государственных служащих, которая будет с одной стороны, защищать чиновника от всяких соблазнов, а с другой стороны, стимулировать его для ускоренного продвижения реформ. Такой системой могла бы быть оплата труда за счет стабильной гарантированной зарплаты и премиальных выплат по итогам реализации крупных проектов. Причем премия должна быть настолько весомой, чтобы, скажем, по завершении реструктуризации Ростсельмаша чиновник имел все законные основания для строительства собственной, передаваемой по наследству трехэтажной дачи на Черноморском побережье или на Иртышском берегу. Легальный, полученный за успешную, профессиональную работу доход государственного служащего заставит его работать с полной отдачей и позволит отобрать для работы в администрации лучшие интеллектуальные силы. Но главный результат предложенного механизма социальной защиты чиновника будет заключаться в его напряженном, упорном труде на благо реформ.
Так в законе Омской области государственным служащим гарантируется бесплатный проезд к месту отпуска и обратно в пределах РФ, 50 % скидка в оплате жилищных услуг, страхование жизни и здоровья государственного служащего, а также его имущества за счет областного бюджета на сумму десятилетнего денежного содержания государственного служащего.
Информация о работе Социальная защита государственных служащих