Социальная защита государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов.

Содержание

Введение
Глава 1. Социальная защита населения и государственных служащих в Российской Федерации.
1 Понятие социальной защиты
2 Социальная защита государственных служащих
3 Правовая основа социальной защиты государственных служащих
Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации.
1 Социальная защита государственных служащих субъектов Российской Федерации
2 Социальная защита государственных служащих Омской области
Заключение
Список использованной литературы и нормативных актов

Работа содержит 1 файл

Соц защита гос служащих.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Социальная  защита государственных  служащих

     План 

     Введение 

     Глава 1. Социальная защита населения и  государственных служащих в Российской Федерации.

     1 Понятие социальной защиты 

     2 Социальная защита государственных  служащих 

     3 Правовая основа социальной защиты государственных служащих

     Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных  служащих субъектов Российской Федерации.

     1 Социальная защита государственных  служащих субъектов Российской  Федерации 

     2 Социальная защита государственных  служащих Омской области

     Заключение 

     Список  использованной литературы и нормативных  актов  

      

     Введение.

     Служба  в государственных органах, государственных  и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов. Государственная служба, прежде всего служение государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства. Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” рассматривает государственную службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют “аппарат” , корпус руководителей, специалистов государственных органов. Такое определение позволяет отграничить государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить государственную службу и другие виды службы.

     Необходимо  отметить, что, например, в Федеративной Республике Германии законодательство различает два вида государственной  службы. Это чиновники государственных  органов, деятельность которых регулируется в особом порядке и наемные работники, которые заключают договор о службе 1 . Это, прежде всего работники государственного сектора экономики. Таким образом, здесь государственная служба рассматривается шире, как работа не только в государственных органах, но и на предприятиях, учреждениях и тому подобное.

     1 Государственная служба основных капиталистических стран. – М. Наука, 1977. с. – 250.

     Но  внутри этого широкого понимания  все равно различают виды государственной  службы, в зависимости от ее специфики. Специфика деятельности служащего в государственных органах состоит в том, что он не создает непосредственно материальных ценностей, но обеспечивает условия для материального производства, у него особый предмет труда - информация (являющаяся и средством воздействия) , которую он собирает, обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей, обслуживает их, делает это возмездно, то есть за определенное вознаграждение и занимает должность (имеет собственный статус) . В связи с этим можно выделить и черты самой государственной службы, как правового института.

     Государственная служба обязана своим возникновением государству. с его возникновением и развитием стала развиваться  и служба, имея своим назначением  реализацию задач и функций государства  в разнообразных областях жизнедеятельности общества, являясь необходимым элементом управления.

     Организующая  деятельность государства охватывает разнообразные сферы жизнедеятельности  общества, поэтому государственная  служба регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права. Например, пункт 3статьи 4 в Федерального Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” определяет, что на государственных служащих распространяется действие законодательства о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Законом 1 . Таким образом, государственная служба 1 Федеральный Закон РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31.07.95г. № 119-ФЗ.//Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - №31. - Ст. 2990.

     регулируется  и нормами трудового права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных  социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии, предусмотренные для всего населения. Поэтому на государственную службу распространяются и нормы социального права. Таким образом, государственная служба регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.) .

     Усложнение  общественных отношений, повышение  требований к государству потребовало  необходимость выделения управленческой, организаторской деятельности, как таковой.

     Для выполнения определенных, требующих  специальной квалификации, функций  общество выделяет относительно устойчивую категорию работников, занятых этим делом не в качестве общественного, а профессионального управления.

     Особенности труда государственного служащего, а именно то, что он не производит материальных ценностей непосредственно, но помогает государству реализовывать  собственные функции и задачи обязывает государство обеспечивать служащего.

     Поэтому государственный служащий выполняет возложенные на него обязанности на возмездной основе. Таким образом, чертами государственной службы являются: осуществление ее на профессиональной основе за вознаграждение (то есть возмездно) , специально подготовленными для этого работниками - государственными служащими, урегулированность нормами целого комплекса отраслей права. Государственная служба является одной из сторон организационной деятельности государства, и содержание ее составляет практическая реализация функций и задач государства. Исходя из вышеизложенного, под государственной службой следует понимать профессиональную, возмездную деятельность специально подготовленных работников (государственных служащих) по обеспечению реализации функций и задач государства (в лице государственных органов) . Или как определяет Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” в статье 2: “Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнением полномочий государственных органов” 1 .

     Государственная служба осуществляется на государственных  должностях. Поэтому должность - необходимый  элемент государственной службы. Должность - первичная ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место в служебной иерархии (определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен) , порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей. Таким образом, должность является формализованной социальной позицией, она имеет основное значение в правовом статусе государственного служащего.

     1 ФЗ РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31.07.95г. № 119-ФЗ.

     Должность характеризует организационный статус, то есть круг полномочий (прав и обязанностей) , основные формы их осуществления, ответственность за их исполнение. Итак, государственная должность это часть организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с соответствующей частью компетенции государственного органа, предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления. Или как определяет закон о государственной службе, государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти в субъектах России, в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

     Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который включает в себя порядок  поступления на службу, прохождение ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов) , увольнение со службы.

     Государственная служба строится в соответствии с  определенными принципами, с основополагающими  началами, определяющими ее характер. Статья 5 Федерального Закона определяет следующие принципы: верховенство Конституции и Федеральных Законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями (принцип законности) , приоритет прав и свобод человека и гражданина и обязанность государственного служащего соблюдать и защищать их, единство системы государственной власти, принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную, равный (в независимости от пола, национальности, социальной принадлежности, убеждений и так далее) доступ к службе, обязательность для государственных служащих решений вышестоящих органов и руководителей (централизм) , принцип единства основных требований к государственной службе, профессионализм и гласность в ее осуществлении, ответственность за принимаемые решения.

     Необходимость существования государственной  службы и ее правового регулирования  обусловлена самим существованием государства с его задачами и  функциями. Весь мировой опыт и состояние  общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических, экономических и социальных реформ.

     Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные  процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте  политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.

     Вполне  оправдано одной из приоритетных задач кадровой политики считать  создание системы социальной защиты государственных служащих. Конечно, трудно говорить о социальной защите государственных служащих в стране, где свыше сорока процентов населения живет за чертой бедности и нуждается в социальной поддержке государства. Но, по-нашему мнению, актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права и законные интересы человека в этой стране.

     Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты государственных  служащих, законодательного закрепления  и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации.

     Объектом  исследования являются государственные  служащие, лица, на профессиональной основе осуществляющие должностные обязанности  в, прежде всего, исполнительных, а также  законодательных и судебных органах государственной власти Российской Федерации.

     Предметом - социальная защита служащих органов  государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.  

     Глава 1. Социальная защита населения и государственных  служащих в Российской Федерации.

     1 Понятие социальной  защиты.

     Прежде  чем перейти к вопросу о  социальной защите государственных  служащих, необходимо понять, что есть социальная защищенность населения  вообще.

     Понятие “социальная защищенность человека”  отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Однако такой подход возник только недавно. В период существования командно-административной системы социальная защита понималась узко и реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих категорий граждан. Социальная защита в целом осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты государственной и партийно-хозяйственной номенклатуры вообще не поднималась, так как именно эта категория и была наиболее социально защищена и с точки зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных жизненных потребностей. Номенклатура имела не только достаточно высокую оплату труда, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: лучшему медицинскому обслуживанию, источникам товаров повседневного спроса, комфортным жилищным условиям и тому подобным.

Информация о работе Социальная защита государственных служащих