Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:22, курсовая работа
Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов.
Введение
Глава 1. Социальная защита населения и государственных служащих в Российской Федерации.
1 Понятие социальной защиты
2 Социальная защита государственных служащих
3 Правовая основа социальной защиты государственных служащих
Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации.
1 Социальная защита государственных служащих субъектов Российской Федерации
2 Социальная защита государственных служащих Омской области
Заключение
Список использованной литературы и нормативных актов
Проанализировав вышеупомянутые законы и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, можно прийти к выводу, что на сегодняшний день в Российской Федерации существует относительно полная правовая регламентация мер социальной защиты государственных служащих. И если реальное состояние дел, как утверждают материалы исследования, проведенного коллективом Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, далеко не благополучно, то это связано с несовершенством механизма реализации законодательно закрепленных положений.
Но
данный вывод можно отнести только
к федеральному уровню государственной
службы.
Глава 2. Проблемы социальной защиты государственных служащих субъектов Российской Федерации.
1 Социальная защита государственных служащих субъектов Российской Федерации
Конституция Российской Федерации в пункте “г” статьи 71 отнесла к исключительному ведению Российской Федерации регулирование вопросов федеральной государственной службы. А в соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Поэтому вопросы социальной защиты государственных служащих в субъектах России находятся в ведении самих субъектов, однако, федерация устанавливает общие принципы государственной службы на всей территории. Эти принципы определены Федеральным Законом “Об основах государственной службы Российской Федерации” , принятым 31 июля 1995 года. Субъекты России в соответствии с этим законом должны выработать самостоятельные подходы к определению региональной государственной службы. Законы регионов, таким образом, должны с одной стороны учитывать общие положения установленные Конституцией и Федеральным Законом, с другой - выработать новые положения, в зависимости от специфики региона, имеющихся средств и тому подобное. Анализ региональных законов о государственной службе позволяет отметить ряд новых положений по сравнению с Федеральным и сделать определенные выводы о соответствии этих законов Федеральному Закону, а в ряде случаев и Конституции России. По структуре, основным положением, регулирующим вопросы государственной службы, как то: организация и управление государственной службой, установление квалификационных разрядов и требований, определение правового положения государственного служащего, порядок прохождения государственной службы, законы республик в целом соответствуют Федеральному Закону.
В целом соответствует само определение государственной службы, ее принципов. Например, статья 1 закона республики Марий Эл определяет государственную службу как осуществление должностных полномочий по выполнению функций государства и его органов в соответствии с Конституцией России, республиканской Конституцией, законодательством республики и России. Далее указывается, что служба осуществляется в аппаратах органов власти и оговаривается, что не относится к государственной службе, а именно: деятельность депутатов (за исключением работающих на постоянной основе) , депутатов выборных органов местного самоуправления, судей, вспомогательного персонала, граждан, работающих по договору (контракту) в учреждениях, организациях, на предприятиях. Те же положения отражены и в остальных законах субектов РФ, однако в содержательной части отсутствуют ссылки на Конституцию России и Федеральное Законодательство, что нарушает ряд положений Конституции (п. 3 ст. 5, ст. 4, ст. 77) . В законах Бурятии и Якутии в первой главе (разделе) введена статья, определяющая основные государственной службы, что является определенной новеллой. В качестве задач определяется обеспечение государственного суверенитета, целостности России и Бурятии (у Якутии ссылка на Федерацию отсутствует) , обеспечение эффективной деятельности государственных органов, охрана прав и законных интересов граждан республики. Принципы государственной службы во всех законах по содержанию соответствуют Федеральному закону.
Интерес представляет классификация государственных должностей в указанных законах. Так, Закон Татарстана классифицирует должности на: конституционные (главные, высшие (Президент, премьер-министр...) и административные (высшие) , должности главных, ведущих специалистов. Закон Бурятии делит должности на политические и административные (высшая, главная, ведущая и т.д.) , примерно такое же деление в других законах. Данная классификация концептуально не противоречит классификации Федерального Закона, так как принцип деления должностей тот же. Одни должности установлены для непосредственного исполнения полномочий государственных органов и устанавливаются конституциями республик (конституционные, (политические) ) , другие устанавливаются в государственных органах для обеспечения исполнения их полномочий (административные) . Однако в целом классификация не соответствует Федеральному Закону, который устанавливает, например, должности категории “Б” , предназначенные для обеспечения деятельности лиц, занимающих должности категории “А” (то есть конституционные) . Данная категория должностей не выделена в законах республик. Особо необходимо отметить раздел 2 закона Якутии, где в статье 7 “Уровни государственной службы” записано, что к республиканской государственной службе, кроме всего прочего относится служба в органах судебной власти республики, в дипломатических и иных представительствах республики Якутия. Данные положения прямо не соответствуют Конституции России и вторгаются в ее исключительную компетенцию (статья 71 “к” , “о” ) .
В каждом из рассматриваемых законов содержится глава, регулирующая правовое положение государственного служащего. Лишь закон Якутии не содержит специальной главы (раздела) , а соответствующие статьи, такие как права, обязанности государственного служащего, гарантии, поощрения и тому подобное содержатся в нескольких разделах. В целом соответствующие главы повторяют положения Федерального Закона и на наш взгляд нет необходимости подробно на них останавливаться. Отметим лишь, что отдельной статьей выделено сохранение государственной тайны, и ряд законов содержит статью о компенсационных выплатах и пособиях для государственных служащих. Например, Закон Башкирии гарантирует служащему возмещение расходов и другие компенсации в связи с приемом на службу, в связи с переводом в другой государственный орган, в другую местность, в связи с командировками, пользованием транспортом, на оплату жилья и другие выплаты.
Отражен в законах и такой процессуальный аспект государственной службы как ее прохождение, включающее порядок поступления, нахождения и увольнения со службы. Здесь же в ряде законов введена статья о продвижении по государственной службе. Она гарантирует продвижение, при условии успешного выполнения должностных обязанностей, с учетом результатов стажировки, прохождения, повышения квалификации или переквалификации, рекомендации аттестационной комиссии. Следует также отметить присутствие одной или нескольких статей, касающихся отставки государственного служащего. Федеральный Закон в статье 21 пункте 8 называет лишь одно основание отставки - выход на пенсию. Республиканские же законы устанавливают порядок отставки лиц замещающих конституционные и административные должности, называя несколько оснований. Например, Закон Башкирии выделяет такие основания как достижение предельного возраста, временная отставка, по заявлению лица занимающего высшую или главную государственную должность, в связи с упразднением государственной должности. Таким образом, в республиканском законодательстве вопрос об отставке рассматривается шире, что предоставляет государственным служащим дополнительные гарантии от неправомерного увольнения. В целом же законодательство республик содержит те же процедуры прохождения службы, что и в Федеральном Законе.
Рассматриваемые
законы предусматривают и создание
специальных органов на уровне субъектов
федерации по делам о государственной
службе. В Татарстане это Департамент
по делам государственных
Рассматривая законы областей России и Временное Положение г. Москвы необходимо отметить, что все они принимались в разное время, отсюда их некоторые содержательные отличия. Так закон Воронежской области и Временное Положение г. Москвы были приняты до Федерального Закона “О государственной службе” , поэтому, например, они не содержат в себе определения категорий государственных должностей. Кроме этого закон Воронежа призван регулировать не только государственную службу, но и службу в органах местного самоуправления, хотя Конституция России не относит данные органы к системе органов государственной власти и данная служба должна регулироваться самостоятельным областным законом. Закон Свердловской области принят сразу же после Федерального, поэтому в нем нашли отражение практически полностью положения Федерального Закона, есть и своя специфика. Проект закона Читинской области отличается от всех предыдущих, в том числе республиканских. Данный законопроект пытается более детально регламентировать государственную службу, и это является особенностью этого региона в определении подходов к государственной службе. Таким образом, предпринята попытка объединить воедино правовые нормы, регулирующие государственную службу и создать целостный нормативный правовой акт.
В первых главах всех рассматриваемых актов отражены общие положения государственной службы, даны понятия службы, государственной должности, определены принципы построения государственной службы, законодательное регулирование и тому подобное в рамках Федерального Закона. В отличие от республиканских законов, областные обязательно содержат ссылки на Конституцию России и Федеральное законодательство. В этом их отличие. Областные законы (кроме принятых ранее) содержат и соответствующую классификацию государственных должностей по категориям “А” , “Б” , “В” , чего не содержат республиканские законы.
В рамках Федерального Закона отражены и основные права, обязанности, гарантии для государственных служащих. Все законы признают за государственным служащим право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности, на запрос в установленном порядке информации, право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы и так далее. Также отражены и ограничения, связанные с государственной службой. Это запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, иной творческой, быть депутатом областного, муниципального уровней, заниматься предпринимательством, принимать участие в забастовках и так далее. Более глубоко в областных законах отражены социальные льготы для государственных служащих; во многих законах есть глава “Социальная защита государственных служащих” и во всех есть статьи приводящие гарантии государственных служащих.
В местных законах содержаться гарантии по обеспечению государственных служащих жильем. Так в статье 31 Свердловского закона, в пункте 2 указывается, что в установленном федеральным или областным законом порядке государственному служащему предоставляется отдельная квартира (жилой дом) , либо беспроцентная ссуда на индивидуальное или кооперативное строительство, либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и с погашением 70 % ее за счет областного бюджета. Особо необходимо отметить законопроект Читинской области, который в главе 3 регулирует правовой статус и ряд гарантий для государственных должностей. Категории “А” . Так, статья 9 устанавливает для указанных должностных лиц отпуск продолжительностью 36 рабочих дней и дополнительный отпуск 12 рабочих дней. В других же законах, в том числе республик, дополнительный отпуск устанавливается от стажа государственной службы. Законы Курганской и Свердловской областей устанавливают дополнительный отпуск в 5 дней служащим, имеющим стаж от 5 до 10 лет службы, 10 дней - от 10 до 15 лет службы и 15 дней после 15 лет службы.
В соответствии с Федеральным Законом регулируется и прохождение государственной службы. Везде оговаривается прядок поступления и нахождения на государственной службе, как способ замещения вакантных государственных должностей предусматривается конкурс, для вновь поступивших испытательный срок, а также аттестация, основания для увольнения и тому подобное. В отличие от республиканских законов, отставка предусматривается только в связи с достижением пенсионного возраста.
Законами упомянутых областей и г. Москвы предусматривается создание специальных органов по вопросам государственной службы, в виде управлений по вопросам государственной службы. Основная их задача это координация деятельности по реализации задач поставленных федеральным и областными законами и других вопросов государственной службы.
В отличие от республиканских законов областные, как и федеральный, предусматривают переходные положения. Основная их задача обеспечить плавный переход к новой системе государственной службы. Так статья 39 Воронежского закона в пункте 2 предусматривает запрет увольнения в течение 2 лет, с момента вступления в силу закона, лиц, профессиональный уровень которых не соответствует требованиям законодательства о государственной службе и обязывает соответствующие государственные органы принять меры переподготовке и повышению квалификации государственных служащих. В действительности необходимо отметить, что с принятием Федерального Закона, требующего обязательное профессиональное образование по специальности “государственное управление” или равноценное с ним образование (статья 6 пункт 4) , перед государственными органами встает проблема достаточно массовой переквалификации работников аппаратов, так как большинство из них не имеет специального образования и образования, которое может быть признано равноценным.
Информация о работе Социальная защита государственных служащих