Социал-демократы Швеции на рубеже XX-XXI вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В 50-е – 70-е гг. социал-демократам удалось преуспеть в создании "государства благоденствия". Это было не очень трудно при стабильно высоких темпах роста экономики, налаженной шведскими корпорациями по эксплуатации "третьего мира", минимальных военных расходах. Все это вывело Швецию в число мировых лидеров по уровню жизни и по многим другим социально-экономическим показателям.

Содержание

Введение……………………………………………………


2. Социал-демократическая партия Швеции после

второй мировой войны…………………………………….


2.1 Деятельность социал-демократов в послевоенное

время и до конца 50-х гг. …………………………….


2.2 Социал-демократы в 60-х – середине 70-х гг. ………


3. СДПШ на рубеже XX-XXI вв. ……………………………..


3.1 Парламентские выборы в Швеции в 1998 г. ……….


3.2 Итоги выборов 2002 года ……………………………...


3.3 Партия на выборах в 2006 году………………………..


4. Заключение…………………………………………………...


5. Используемая литература …………………………………



6. Примечания………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Работа курсовая 4 курс.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

         Социал-демократы переходят в  жесткую оппозицию, а малоимущая  часть населения уже готова  распрощаться с достижениями  шведского социализма. Такого поражения  шведские социал-демократы не  терпели с 1921 года. За последние  89 лет шведской истории социал-демократы не находились у власти лишь 10 лет.[16]

         В Швеции прошедшие парламентские выборы, шутя, называли всенародным референдумом о доверии действующему правительству. Однако парламентские выборы 2006 года в благополучном скандинавском королевстве походили не на референдум доверия, а скорее на равносильную битву двух титанов - левого и правого блока партий. Они потрясли граждан своей скандальностью, обилием предвыборных программных выступлений на площадях шведских городов, журналистских разоблачений и "утечек" в прессе. Был среди них и курьез, когда в левую партию вступил бывший советский шпион Стиг Берглинг, отсидевший в тюрьме у себя на родине и сбежавший в свое время в Советский Союз. Был и хакерский скандал, когда Народно-либеральную партию обвинили во взломе внутренней компьютерной сети социал-демократов, где содержались секретные данные полиции безопасности о планах перемещения министров и аргументации политических противников. Не обошлось и без участия Голливуда - поддержать одну из истинно шведских партий - "Феминистскую инициативу" - из США прилетела актриса Джейн Фонда, которая затем в Стокгольме агитировала избирателей бороться за права женщин и против насилия в семье.

        Основная же битва за места  в шведском парламенте - Риксдаге - шла между двумя политическими альтернативами - правящими социал-демократами с их союзниками по левому флангу и "Буржуазным альянсом" - четырьмя объединившимися в блок партиями правоцентристской оппозиции. Выдвинув лозунг: "Нет еще четырем годам социал-демократии", правые успешно провели предвыборную кампанию в прессе и на телевидении и получили неожиданно высокий рейтинг - он у умеренной коалиционной партии, по сравнению с выборами 2002 года, взлетел почти вдвое, быстро догнав и, буквально в последние недели, обогнав показатели правящих социал-демократов. А именно в последние перед выборами недели, по данным социологов, каждый десятый швед решает, за кого он будет голосовать и внимательно вслушивается в финальные телевизионные дебаты.

       Борьба  за власть заставила лидеров четырех шведских буржуазных партий - к модератам примкнули либералы (Народная партия), крестьянская Партия центра и "Христианские демократы" - пойти на мировую и выступить единым "синим альянсом". За "красный блок" сражались кроме СДПШ партии "левых" и "зеленых". В итоге за победивший альянс проголосовали 48,24% избирателей (178 мест в Риксдаге - шведском парламенте), за СДПШ и ее партнеров - 46,08% (171 место). Примечательно, что шведский Риксдаг стал по итогам последних выборов еще более "женским". [16]

       Теперь  в нем будут заседать 164 женщины-депутата (из 349), что делает Швецию своеобразным рекордсменом, - по гендерному показателю у нее нет конкурентов не только в Европе, но и в мире. Правда, Й.Перссон  отметил, что альянс победил с небольшим перевесом, причем две входящие в него партии потеряли большое количество голосов по сравнению с предыдущими выборами. "Мы проиграли выборы, но не являемся проигравшей партией, и будем бороться за возвращение к власти", - заявил он после опубликования итогов голосования. Й.Перссон также обвинил своих оппонентов в намерении уничтожить систему защиты рабочих мест и осуществить опасные сокращения в социальной сфере. Все это, считает премьер, подорвет уникальную шведскую модель. Он заявил, что победившая коалиция распадется в течение четырех лет, отметив ее некомпетентность и отсутствие опыта в формировании бюджета. В связи с этим он даже призвал своих однопартийцев к тому, чтобы они были готовы к возвращению в свои кабинеты до 2010 г. При этом уже бывший премьер подчеркнул, что уходит со своего поста лидера партии в марте 2007 г. и что возглавит это возвращение другой, более молодой лидер. Однако горькая для лидера СДПШ правда заключается все же в том, что именно его партия проиграла в борьбе за голоса избирателей, получив почти на 5% меньше, чем на предыдущих выборах. А модераты прибавили к своему показателю, показанному на выборах 2002 г., почти 11%. Не случайно их лидер Рейнфельдт заявил по итогам выборов, что впервые в истории шведских выборов был отмечен столь высокий прирост голосов.

       Шведские  аналитики также делают вывод  об убедительной победе оппозиции. Руководитель шведского аналитического центра Captus Нима Санандажи отмечает, что правоцентристский альянс одержал убедительную победу, которая приведет к кардинальному изменению политической карты Швеции. СДПШ набрала 35% голосов, что является самым худшим показателем с 1914 г., в то время как модераты получили 26%, т.е. больше, чем когда-либо, начиная с 1928 г. Объясняя причины этого, удивительного, на первый взгляд, результата, учитывая, что Швеция находится на экономическом подъеме, Н.Санандажи выделяет следующие причины. Во-первых, неэффективная политика правительства по решению проблемы безработицы. По мнению аналитика, оно занималось не столько борьбой с данной проблемой, сколько приукрашиванием статистики по безработице. Правительство заявляло, что безработица в стране составляет 6%, в то время как правоцентристы говорят о 10%, если принять во внимание количество людей, находящихся на больничных и на курсах переподготовки.

         Во-вторых, социал-демократы, чем дальше, тем больше стали рассматриваться обществом как привилегированная каста Швеции, ее "политическое дворянство". Те, кто попал в руководящие органы СДПШ и ведущих отраслевых профсоюзов, получали высокооплачиваемые должности руководителей государственных агентств и компаний, хотя зачастую и не имели соответствующих для этих постов образования и опыта работы. Сам глава правительства Й.Перссон устроил свою жену президентом сети вино-водочных магазинов Systembolaget, которая является единственным ритейлером, имеющим право продавать алкогольную продукцию на территории Швеции. И, наконец, проводившаяся много лет политика создания общества "всеобщего благосостояния" привела к тому, что в обществе стали формироваться иждивенческие тенденции, стали разрушаться традиционно сильная у шведов "рабочая этика", их мотивация к труду. Многие шведы предпочитали теперь сидеть дома и получать солидные пособия в рамках развитой системы социального обеспечения, нежели напряженно трудиться. Эксперты выделяют и другие причины, приведшие к победе "синих" и поражению "красных". Прежде всего, это разочарование избирателей в политике правившей коалиции. Несмотря на высокие темпы роста экономики, которые сделали Швецию лидером в Европе, население было недовольно не только безработицей, но и высокими налогами. Кроме того, сама шведская модель в последние годы стала претерпевать существенные изменения - стало платным здравоохранение, в конце 90-х гг. прошла приватизация, которая, с одной стороны, вызвала оживление в экономике, а с другой - принесла сокращение рабочих мест. Ярким выражением трансформации шведского социализма в сторону капитализма стало поведение лидера социал-демократов Й.Перссона, который объявил о намерении построить себе богатое поместье, что противоречило его имиджу социалиста и лидера партии среднего класса. Многие эксперты считают поэтому, что главным виновником поражения правившей коалиции является в первую очередь премьер Перссон, который вовремя не освободил дорогу для молодого лидера партии. Многие винят его в том, что в последние годы он куда больше заботился о собственном благополучии, чем об интересах страны и партии. Всеми этими ошибками и тенденциями, к которым добавились усталость избирателей от засидевшихся социал-демократов, общенациональная потребность в новизне и желание увидеть новые лица в правительстве, умело воспользовались правые.

         Вообще, начиная с 2000 года, социал-демократическая партия Швеции ощутила на себе несколько болезненных ударов. Первым ударом по безмятежному правлению социал-демократов стало потрясшее мир жестокое убийство бывшего министра иностранных дел Анны Линд в 2003 году. Ее на глазах у мирных шведов в крупнейшем универмаге Стокгольма зарезал иммигрант, психически больной безработный Данило Михайлович. Тогда многие проводили параллели с другим народным избранником и бессменным лидером социал-демократов премьер-министром Улофом Пальме, застреленным в Стокгольме в 1986 году.

           За этим скандалом и длительным судебным разбирательством последовал еще один сильнейший для шведского общества удар - цунами в Таиланде в 2004 году. Тогда, в канун европейского рождества, катастрофа унесла жизни многих отдыхавших там шведов и стоила министерского поста сменившей Анну Линд Лайле Фрейвальдс. Именно на нее и премьер-министра Перссона независимая комиссия возложила ответственность за плохо организованную эвакуацию шведов из района бедствия. Было доказано, что во время катастрофы правительственные чиновники предпочли остаться дома на рождественских каникулах и не вышли на работу, из-за чего помощь пострадавшим подоспела слишком поздно.

       Следующий мощный удар по неколебимым позициям социал-демократов, правящим страной  с небольшими перерывами вот уже  более 70 лет, нанесла неудачная иммиграционная политика. Страна взяла курс на мультикультурализм, правила иммиграции в Швеции по сравнению с той же соседней Данией - очень либеральные. Благодаря этому туда в 1980-х годах хлынул огромный поток беженцев, который усилился в 1990-х и не прекращается, по сей день. В то же время за экономическими успехами последовал период кризиса, рабочих мест катастрофически не хватало, и жить только что прибывшие иммигранты могли только на социальные пособия. Возник замкнутый круг: шведы жили своей привычной жизнью, работая и выплачивая высокие налоги, а иммигранты - иммигрантской, проводя время в своих районах, так называемых "гетто", общаясь с земляками на родном языке и никак не интегрируясь в шведское общество.[11, ст. 32]

        В ходе предвыборной кампании 41-летний Рейнфельдт - отец трех несовершеннолетних детей, дипломированный экономист и энергичный политик с многолетним стажем. Он сумел объединить оппозицию и привлечь на свою сторону избирателей, пообещав сократить налоги и реформировать шведскую систему социального обеспечения. 4 октября Фредрик Рейнфельдт был утвержден парламентом как новый глава шведского правительства (175 голосами против 169 - голосовали "против" социал-демократы, "левые" и "зеленые"), а 6 октября он представил парламенту новый состав правительства. Из 21 министра 9 будут представлять ведущую партию правоцентристской коалиции - умеренных консерваторов (модератов), которая получила посты министров финансов, иностранных дел, обороны, торговли, международного сотрудничества, социального страхования, юстиции, миграции и занятости. Примечательно, что в составе нового кабинета, как и парламента, широко представлены женщины - их почти половина (10 министров).

      Выступая  со своей программой в парламенте, Рейнфельдт отметил, что его правительство будет открытым для всех граждан и готово выслушать каждого, кто заинтересован в строительстве новой Швеции. "Большинство тех, кто может и хочет работать, получат шанс для работы и стартовой предпринимательской деятельности", - подчеркнул он, касаясь одной из самой острых национальных проблем - безработицы. Он заявил также о реформе образования, нацеленной на то, чтобы выпускники школ и университетов получали более качественные знания, необходимые для трудоустройства. "Любой ценой - на рынок труда" - этот призыв станет доминирующим в политике нового правительства. Правоцентристы считают, что перемены на рынке труда Швеции и в ее дорогостоящей системе социального обеспечения давно назрели, и обещают сократить как налоги для работодателей, так и льготы для безработных. Кроме того, они намерены сократить число работников социальной сферы, в которой сегодня трудится едва ли не каждый третий работоспособный гражданин страны.

       Планируется сократить также налоги на собственность, на занятость в домашнем хозяйстве, что призвано облегчить процесс трудоустройства в этом секторе. Больше школ и детских садов станут частными, как и специальные учебные заведения типа музыкальных или спортивных школ. В то же время детские сады будут расширены с тем, чтобы принимать детей с 3-летнего возраста, а местные муниципалитеты получат право на дополнительные выплаты родителям по уходу за детьми. Представители среднего класса получат лишнюю тысячу крон в месяц за счет снижения налогов. Впрочем, деньги эти, по всей видимости, уйдут на оплату лекарств (до сегодняшнего дня граждане платили за лекарства до тех пор, пока не набегала сумма в 1,8 тыс. крон, дальше рецепты до конца года отоваривались бесплатно, теперь "порог" поднят до 2 тыс. крон), врачей, школьные завтраки и подорожавшие проездные билеты.

           Эксперты отмечают, что в ближайшее время Швецию может захлестнуть "приватизационная волна". В программу "синих", например, заложена продажа крупнейших медицинских научно-исследовательских центров, которая сулит трудные времена больным и безработным. В связи с этим они делают вывод о том, что победа умеренных консерваторов может иметь еще одно важное последствие - приток в страну иностранного капитала, неизбежный в условиях ожидающегося резкого сокращения государственного сектора в экономике. По данным правительства, государство владеет долями в 62 компаниях, в которых работают порядка 200 тыс. человек. Совокупная доля государства, являющегося крупнейшим собственником в экономике, в шведском бизнесе оценивается в $70 млрд. По мнению господина Рейнфельдта и его сторонников, эта ситуация себя изжила. "Государственный сектор в экономике слишком велик, - говорил лидер оппозиции на встрече с избирателями в августе. - Нам совершенно не нужны государственные компании в тех отраслях, где рынок нормально функционирует". При этом Швеция может выставить на продажу довольно широкий ассортимент компаний. По мнению большинства экспертов, приватизация начнется с продажи государственных долей в публичных компаниях. Это означает, что первой может быть продана доля государства в телекоммуникационной компании TeliaSonera (45,3%), авиакомпании SAS (21,4%), крупнейшем банке Скандинавского региона Nordea (19,5%) и фондовой бирже OMX (6,7%). Вслед за публичными компаниями очередь, возможно, дойдет и до тех, в которых доля государства превышает 85%, акции которых не торгуются на фондовых рынках. Наибольший интерес здесь представляет вино-водочная компания Vin & Sprit, производитель, помимо прочего, знаменитой шведской водки Absolut, полностью принадлежащая правительству. Государство также контролирует упоминавшуюся выше сеть Systembolaget. В 100-процентной собственности государства находятся аптечная сеть Apoteket, почтовая служба Sweden Post, железнодорожная компания SJ и общественный транспорт. Правительство также контролирует 100% Svenska Spel, компании, сосредоточившей в своих руках более 43% игорного бизнеса страны. Не исключено, наконец, что дело дойдет и до частичной приватизации, принадлежащих государству 75% в оборонной компании Celsius Industries. Важнейшим направлением деятельности нового кабинета станет борьба с преступностью. Численность полиции будет увеличена до 20 000 человек. Все преступления будут тщательно расследоваться независимо от возраста преступника. Будут введены более жесткие наказания за такие виды преступлений, как нападение, изнасилование, кражи, насилие над женщиной.[6, ст. 85]

           В 1993 году Фредрик Рейнфельдт выпустил книгу под смелым названием "Спящая нация", где объяснял, что принципы общества всеобщего благосостояния ведут к застою и гибели. В ходе избирательной кампании он обвинил социал-демократическое правительство в том, что его политика привела не только к высокому уровню безработицы, но и к снижению конкурентоспособности страны на международном рынке. Правда, впоследствии он заметно изменил свои взгляды и сегодня разрушать основные достижения "шведской модели" не собирается. Ближайшие месяцы покажут, насколько удачным будет - и возможно ли оно вообще - сочетание радикальных рыночных реформ с принципами "шведского социализма".

      По  истечению определенного срока  станет ясно, достигла ли правительственная  программа Фредерико Рейнфельдта  успехов или нет, и сколько  ему понадобится времени для  оправдания надежд шведских избирателей. 
 
 

                                    Заключение 

      По  итогам последних прошедших выборов  в риксдаг, стало ясно, что партия социал-демократов уступила свои позиции. Мнения специалистов о поражении  СДПШ расходятся. Есть множество причин повлиявших на исход распределения  мандатов между коалициями.

      Одна  из главных причин фиаско партии на выборах – неудачная иммиграционная политика, которая нанесла мощный удар по непоколебимым позициям социал-демократов, правящими страной с небольшими перерывами вот уже более 70 лет. Страна взяла курс на мультикультурализм. Благодаря этому в Швецию хлынул огромный поток беженцев, который усилился в 1990-х гг. и не прекращается до сих пор. В то же время за экономическими успехами последовал период кризиса, рабочих мест катастрофически не хватало, и жить только что прибывшие иммигранты могли только на социальные пособия. Возник замкнутый круг: шведы жили своей привычной жизнью, работали и выплачивали высокие налоги, а иммигранты проводили время в своих районах, так называемых «гетто», общаясь с земляками на родном языке и никак не интегрируясь в шведское общество.

      Кроме того, уверенность шведов в социалистической модели подорвали сложная система  государственной бюрократии, длинные  очереди на профессиональное медицинское  обслуживание, нехватка квалифицированных врачей и учителей, а также низкие стандарты образования в средних школах. Привыкшие к жизненным стандартам, шведы вряд ли захотят их снижать, а в стране, где много нерешенных вопросов, существует риск их понижения.

Информация о работе Социал-демократы Швеции на рубеже XX-XXI вв