Социал-демократы Швеции на рубеже XX-XXI вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В 50-е – 70-е гг. социал-демократам удалось преуспеть в создании "государства благоденствия". Это было не очень трудно при стабильно высоких темпах роста экономики, налаженной шведскими корпорациями по эксплуатации "третьего мира", минимальных военных расходах. Все это вывело Швецию в число мировых лидеров по уровню жизни и по многим другим социально-экономическим показателям.

Содержание

Введение……………………………………………………


2. Социал-демократическая партия Швеции после

второй мировой войны…………………………………….


2.1 Деятельность социал-демократов в послевоенное

время и до конца 50-х гг. …………………………….


2.2 Социал-демократы в 60-х – середине 70-х гг. ………


3. СДПШ на рубеже XX-XXI вв. ……………………………..


3.1 Парламентские выборы в Швеции в 1998 г. ……….


3.2 Итоги выборов 2002 года ……………………………...


3.3 Партия на выборах в 2006 году………………………..


4. Заключение…………………………………………………...


5. Используемая литература …………………………………



6. Примечания………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Работа курсовая 4 курс.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

      В 1948 г. Послевоенная программа рабочего движения была объявлена выполненной, и к ней уже старались не возвращаться. Основное внимание было сосредоточено на проблемах стабилизации экономики, увеличения экспорта.

      С 1948 г. парламентское положение СДПШ ухудшилось. Большинство рабочих  партий в риксдаге формально сохранялось, но, заняв резко антикоммунистические позиции, СДПШ уже не могла рассчитывать на поддержку коммунистов в парламенте, а ее большинство по отношению к буржуазным партиям во второй палате сократилось до двух мандатов.

      Под давлением монополий правительство  постепенно ослабило контроль над экономической  жизнью. В 1950 г. ликвидируется министерство экономики. Начавшийся рост цен на продукты питания и предметы первой необходимости грозил свести на нет эффект повышения номинальной заработной платы и значительно снижал ценность многих уже проведенных реформ. Социал-демократия отступала под нажимом правых сил.

      Обеспокоенная непрочностью своей парламентской  базы, СДПШ сразу после выборов  в 1948 г. провела переговоры с Крестьянским союзом о новом правительственном  сотрудничестве. Договоренность о создании двухпартийного правительства была достигнута лишь в сентябре 1951 г. Аграрии получили четыре министерских портфеля из 16. Для СДПШ создание двухпартийного правительства означало, прежде всего, устранение угрозы создания единого буржуазного блока и возможность противостоять давлению со стороны ослабленной таким образом буржуазной оппозиции, как во внутриполитическом, так и во внешнеполитическом плане. Обе партии заявили о необходимости поддержания полной занятости и борьбы с инфляцией.

      В свою очередь, буржуазные партии стали  добиваться от СДПШ пересмотра некоторых конституционных положений с целью усиления политического веса оппозиционного меньшинства. Еще в 1948 г. буржуазные партии потребовали введения новой системы распределения мандатов в риксдаг и предоставления парламентскому меньшинству более широких прав требовать референдумов, как совещательных, так и решающих. Вскоре риксдагу был представлен законопроект изменений в избирательной системе, который менее всего ущемлял доминирующее положение СДПШ. Законопроект о введении нового метода распределения мандатов вызвал ожесточенные споры между правительством и буржуазной оппозиции. Однако использование этого метода на выборах 1954 г. и последующих годов мало повлияло на соотношение внутриполитических сил.[10, ст. 270 ]

      Основное  внимание коалиционное правительство уделяло проблеме стабилизации экономики, преодолению инфляции. Правительство все чаще стало прибегать к повышению банковского ссудного процента, что приводило к удорожанию жилищного строительства и повышению квартирной платы, а также вызвало недовольство среди крестьян, заинтересованных в дешевых кредитах. Эта линия прямо противоречила не только требованиям Послевоенной программы рабочего движения, но и программе коалиционного правительства и позднее стала одним из главных объектов разногласий между правительственными партиями.

      В середине 50-х руководимое социал-демократами  коалиционное правительство возобновило  политику реформ. Однако по сравнению  с первыми послевоенными годами проводились сравнительно мелкие мероприятия, имевшие характер компенсаций за рост дороговизны. К этому времени рост реальной заработной  платы замедлился. Оставался нерешенным вопрос о равной плате за равный труд мужчин и женщин. Пенсия по старости хоть и повышалась, но не обеспечивала прожиточного минимума. Жилищное строительство непрерывно расширялось, однако непомерно увеличивался и рост квартирной платы. Реформистская активность СДПШ скудела. Недовольные части трудящихся использовали оппозиционные буржуазные партии для наступления на позиции социал-демократов и коалиционное правительство. Все же численность СДПШ продолжала расти. Однако ее парламентские позиции слабели. На выборах в риксдаг в 1952 и 1956 гг. представительство СДПШ во второй палате сократилось соответственно до 110 и 106 мандатов.

      Неудачно выступил на выборах партнер СДПШ по правительственной коалиции – Крестьянский союз. Парламентская база коалиционного правительства во второй палате сократилось до 125 мест из 231. [10, ст. 274]

      Видя  такое положение дел, шведская демократия в середине 50-х гг. оказалась перед выбором: либо смириться с перспективой потери правительственной власти, либо принять какой-то решительный шаг для поворота настроений в стране в свою пользу. Этим шагом стало выступление СДПШ с предложением о введении пенсии по труду.

      Коммунистическая  партия еще в первые послевоенные годы требовала от социал-демократов радикального решения вопроса о  трудовой пенсии рабочим и служащим за счет предпринимателей. Вопрос о  всеобщей трудовой пенсии обсуждался в специальных комиссиях риксдага с 1947 года, но только в 1956 г. правительство поручило специальному комитету экспертов выработать конкретный законопроект. Законопроект предусматривал три варианта закона о трудовых пенсиях. За этими вариантами скрывались серьезные расхождения во взглядах между политическими партиями страны на пути внутреннего развития Швеции.

      Вариант 1 (СДПШ) – рабочие получают обязательное право на пенсию по труду, размер которой  определяется в зависимости от зарплаты.

      Вариант 2 (Крестьянский союз) – рабочие, предприниматели и все другие группы самодеятельного населения получают равную возможность за умеренный взнос обеспечить себе дополнительную (к народной) пенсию, причем государство гарантирует постоянство реальной стоимости этой пенсии.

      Вариант 3 (Правая и Народная партия) – рабочие, предприниматели и все прочие получают возможность добровольно по индивидуальной или коллективной договоренности или иным путем застраховаться для получения дополнительной пенсии, фактически без гарантии постоянства ее реальной стоимости.

      Предлагалось  эти три варианта вывести на народное обсуждение – на референдум. 13 октября 1957 года на референдуме участвовало 72% избирателей. 45,8% поддержали вариант 1, который таким образом получил  большинство.[10, ст. 281]

      Результаты  референдума вызвали развал правительственной коалиции – Крестьянский союз отказался от участия в правительстве. Поскольку социал-демократы обладали к этому времени лишь 106 мандатами во второй палате риксдага, а три буржуазные партии – 119, возник правительственный кризис. СДПШ отклонили предложение народной и правой партии о создании коалиционного правительства социал-демократов и трех буржуазных партий. Единственной возможностью разрешения кризиса оказалось создание однопартийного социал-демократического правительства меньшинства. Оно, однако, могло обеспечить себе поддержку при совместных голосованиях обеих палат по финансовым вопросам, так как в первой палате СДПШ сохраняла большинство. 29 октября 1957 г. король Густав VI, вступивший на престол после смерти своего отца, поручил формирование правительства Таге Эрландеру.

      Социал-демократическое  правительство заявило о намерении  провести пенсионную реформу. 25 апреля 1958 г. правительственный законопроект о пенсиях был провален во второй палате 117 голосами буржуазных партий против 111 голосов социал-демократов и коммунистов. Единственным выходом из создавшегося положения было для правительства вновь обратиться непосредственно к избирателям. С этой целью правительство распустило риксдаг и провело внеочередные выборы во вторую палату. Накануне выборов в рядах буржуазных партий произошло некоторое смещение позиций. Народная партия потерпела на выборах сокрушительное поражение, потеряв 20 мандатов из 58. Социал-демократы несколько укрепили свои позиции, но все еще оставались в меньшинстве во второй палате риксдага. Только вместе с компартией у них оказалось 116 мандатов, т. е. всего на один мандат больше, чем у буржуазной оппозиции.

      Правительство с большим опасением вынесло  законопроект о трудовой пенсии на утверждение весенней сессии риксдага 1959 г., поскольку в случае провала законопроекта на карту была поставлена не только судьба трудовой пенсии, но и самого социал-демократического правительства. К власти в Швеции пришла бы коалиции буржуазных партий, что было бы шагом назад во внутриполитическом развитии Швеции, не говоря уже о внешнеполитических последствиях. Состоявшееся 14 мая 1959 г. голосование во второй палате было полно драматизма: законопроект прошел 115 голосами против 114. Новый закон предусматривал выплату с 1963 г. наряду с народной пенсией также дополнительной пенсии по труду.

      Изменение политической атмосферы отразилось и на решении военных вопросов. Социал-демократическое правительство  по-прежнему стремилось до принятия решений  в риксдаге договориться с буржуазными партиями по всему комплексу вопросов обороны. Договоренность была достигнута в 1958 г. и предусматривало численное сокращение армии с одновременным совершенствованием вооружения и оснащения армии, авиации и флота. Буржуазные круги и военные деятели требовали вооружить шведскую армию атомной бомбой. Возникла опасность втягивания Швеции в гонку ядерных вооружений. Прогрессивные круги общества вместе с коммунистами активно выступили против проектов приобретения или производства атомного оружия.  По всей стране были проведены митинги и манифестации против атомного оружия.

      Таким образом, победа рабочего движения в  пенсионном вопросе, активизация левых  сил во внутриполитической жизни, рост антивоенных настроений – все  это упрочило позиции правительства  и СДПШ в стране. Но хотелось бы добавить, что в этом большую роль сыграли и коммунисты. Неоднократно они, можно сказать, спасали шаткое положение СДПШ, обеспечивая тем самым пребывание социал-демократического правительства у власти. Первый раз на внеочередных выборах во вторую палату 1 июня 1958 г. Второй раз – при рассмотрении вопроса о введении налога с оборота. Тогда буржуазные партии выступили против законопроекта, намереваясь нанести поражение правительству в этом вопросе. Оппозиционеры  учитывали и тот факт, что коммунисты также выступали против налога с оборота. Однако когда вопрос о введении налога с оборота был поставлен 1 декабря 1959 г. на голосование в риксдаге как вопрос о доверии правительству, то коммунисты воздержались от голосования, спасая социал-демократическое правительство. В третий раз – когда правительство провело снижение  налога на акционерные общества с 50 до 40%. Вопрос о доверии правительству встал повторно, и вновь коммунисты воздержались. Вместе с тем, коммунистическая партия резко критиковала правительство за злоупотребление вопросом о доверии.

      В предвыборной кампании 1960 года социал-демократы  стремились показать избирателям, что  приход к власти буржуазного правительства  ставит под угрозу политику проведения реформ. В программе социал-демократов отражались требования, которые отвечали интересам трудящихся. На выборах впервые за послевоенные годы СДПШ собрали более половины всех поданных голосов (50,3%). Позиции ее как правящей партии и наиболее влиятельной политической силы в стране упрочились. Возросли популярность и влияние СДПШ в кругах международной социал-демократии.

      Однако  на деле ни социальные реформы, ни государственное  регулирование экономики с целью  «экономического выравнивания и  социального нивелирования» не изменили и не могли изменить капиталистической структуры общества, ибо его фундамент – частнокапиталистические производственные отношения – оставался не тронутым… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Социал-демократы  в 60-х – середине 70-х  гг. 

      Успех СДПШ на выборах 1960 г., а также начавшийся в стране экономический подъем дали социал-демократическому правительству возможность продолжить политику реформ, укреплявшую позиции СДПШ в стране. В 1962 г.  был принят закон, объединявший в единую систему все виды социального страхования: народную пенсию, пенсию по труду, страхование по болезни. В 1963 г. риксдаг принял закон о четырехнедельном оплачиваемом отпуске для рабочих. В1964 г. были приняты законы о пособиях, стипендиях и займах учащимся высших и средних учебных заведений. [12, ст. 95]

      Реформы, проведенные социал-демократическим правительством в начале 60-х гг., встречали весьма слабое сопротивление со стороны буржуазных партий, а некоторые были осуществлены с их поддержкой. Шведские буржуазные партии стали менять свое отношение к пенсионной реформе, которая совсем недавно была объектом напряженной политической борьбы. Лидер народной партии Бертиль Улин признал политику социал-демократов в области социальных реформ конструктивной и выразил заинтересованность партий буржуазного центра в нахождении «объединяющих решений» с социал-демократами.

      Руководство социал-демократической партии разработало  к очередному съезду СДПШ, состоявшемуся  в июне 1964 года, 10-летнюю программу  социально-экономических мероприятий, названную «Результаты и реформы. Директивы для социал-демократической политики». С этой программой СДПШ связывала большие надежды, учитывая предстоящие осенью выборы в риксдаг. Главными пунктами программы были: решение жилищной проблемы, 40-часовая рабочая неделя, улучшение системы образования, увеличение ассигнований на научные исследования, расширение помощи многодетным семьям, выплата пособия по болезни с первого дня заболевания. Однако в «Директивах» были обойдены вопросы производственной демократии, не намечалось реальных путей решения проблемы низкооплачиваемых групп трудящихся, а также мер по борьбе с ростом цен и квартплаты.

Информация о работе Социал-демократы Швеции на рубеже XX-XXI вв