Социал-демократы Швеции на рубеже XX-XXI вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В 50-е – 70-е гг. социал-демократам удалось преуспеть в создании "государства благоденствия". Это было не очень трудно при стабильно высоких темпах роста экономики, налаженной шведскими корпорациями по эксплуатации "третьего мира", минимальных военных расходах. Все это вывело Швецию в число мировых лидеров по уровню жизни и по многим другим социально-экономическим показателям.

Содержание

Введение……………………………………………………


2. Социал-демократическая партия Швеции после

второй мировой войны…………………………………….


2.1 Деятельность социал-демократов в послевоенное

время и до конца 50-х гг. …………………………….


2.2 Социал-демократы в 60-х – середине 70-х гг. ………


3. СДПШ на рубеже XX-XXI вв. ……………………………..


3.1 Парламентские выборы в Швеции в 1998 г. ……….


3.2 Итоги выборов 2002 года ……………………………...


3.3 Партия на выборах в 2006 году………………………..


4. Заключение…………………………………………………...


5. Используемая литература …………………………………



6. Примечания………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Работа курсовая 4 курс.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     Как бы то ни было, к моменту созыва нового риксдага 5 октября социал-демократам удалось договориться с левыми и зелёными. Состав кабинета Ё. Перссона претерпел некоторые изменения, однако пока он остаётся однопартийным социал-демократическим правительством меньшинства.

      Вместе с тем, анализ итогов выборов наводит и на гораздо более серьёзные размышления, касающиеся механизмов функционирования шведской политической системы. Активность избирателей в 1998 г. составила 81,4 % и оказалась самой низкой за последние сорок лет. История шведской избирательной системы никогда ещё не знала такого количества "пустых" голосов, поданных теми, кто пришёл на выборы, но не проголосовал ни за одну из партий – 2,1 % от общего числа. Эти цифры свидетельствуют о кризисе доверия к политическим партиям и в целом к правящей элите, который в Швеции сегодня столь же очевиден, как и во многих других странах. Неудачи крупных партий и успехи бывших "маргиналов" (ХД и в особенности Левой партии с её всё ещё достаточно радикальной антикапиталистической идеологией) также говорят о недовольстве избирателей существующим положением вещей. Согласно опросу, проведённому Шведским телевидением, Левой партии отдали свои голоса около четверти молодых избирателей, голосовавших впервые. Симптомами кризиса являются, и стремление политиков уйти от обсуждения некоторых сюжетов в ходе избирательной кампании, и внезапные невыполнимые обещания, дававшиеся за несколько дней до выборов. Особенно характерными такие шаги были для правящей Социал-демократической партии, руководство которой замалчивало не только вопрос об ЭВС и будущем Швеции в Европе, но и о том, с какими именно партиями они готовы сотрудничать после выборов. По главным проблемам, стоявшим в ходе предвыборной дискуссии, манифесты разных партий мало, чем отличались друг от друга, а вызванная этим невозможность разговора по существу приводила к ситуации, когда решающим критерием для избирателей становились личные качества лидера.

      Особое беспокойство вызывают  успехи на выборах крайне правых. Фашистская партия "Шведские демократы", правда, пока далеки от парламентских мандатов, но им удалось получить два места в собрании коммунальных уполномоченных в пригороде Стокгольма Ханинге. У "Шведских демократов" хорошие связи с Национальным Фронтом Ле Пена, и, по мнению шведских антифашистов, их успехи во многом достигнуты благодаря финансовой поддержке со стороны французских "братьев". Однако главная причина, вероятнее всего, также состоит в разочаровании избирателей крупными партиями, делающими "большую политику".

     Вместе с тем, причины "кризиса доверия" кроются, конечно, не в личных качествах того или иного лидера и не в особенностях конкретных политических партий или даже избирательных систем. Причины следует искать гораздо глубже: видимо, правы те, кто говорит об общем политическом кризисе Запада и, в частности, о неизбежном несовершенстве представительной демократии в современном фрагментированном и атомизированном обществе. Отдельной серьёзной проблемой является интернационализация экономики, которая интерпретируется правящей элитой как объективная реальность, не зависящая от воли участников политического процесса, о которой можно рассуждать лишь с точки зрения "приспособления" экономической и финансовой ситуации в той или иной стране к суровым условиям глобализации. В то же время управляемые, те, кто непосредственно сталкивается с последствиями такого "приспособления" в виде постепенного разрушения социального государства, пока не способны выразить своё недовольство в формах более конструктивных, чем простое неучастие в выборах или голосование за "партии протеста". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3.2 Итоги выборов  2002 года 

     Вот как распределились места в парламенте (всего мест 349) на выборах 2002 года между партиями:

    Социал-демократическая  рабочая партия - 144

    Умеренная партия— 55

    Либеральная партия — 48

    Христианские  демократы - 33

    Левая партия - 30

    Партия Центра -22

    Зеленые -17

      Парламентские выборы 15 сентября 2002 года в Швеции завершились победой Социал-демократической рабочей партии (СДРПШ). В очередной раз, она обошла своих главных противников - консерваторов, именующих себя Умеренной коалиционной партией, или «модераторами». Социал-демократы заняли в Риксдаге (шведском парламенте) 144 места из 349 после того, как набрали 40% голосов. Консерваторам, в свою очередь, отдали свои голоса только 15,1% избирателей, что позволило им претендовать лишь на 55 парламентских мест. Важно отметить, что, хотя правительство Швеции формирует партия, получившая большинство голосов на всеобщих выборах, и, соответственно, мест в Риксдаге, большинство это может быть и относительным. По этой причине победитель вынужден искать нужного партнера или партнеров среди других партий.[16]

        Основой побед социал-демократов  считается их союз с мощным  и влиятельным профсоюзным движением Центральным объединением профсоюзов Швеции, насчитывающем более двух миллионов человек. В 1930-1950 годы главной задачей СДРПШ и профсоюзов было строительство так называемого «народного дома» - общества всеобщего благосостояния, позже они стали пытаться приспособить свое творение к условиям нового, более жесткого времени.

           В новой программе социал-демократов 2002 года написано, что партия признает рыночную экономику, но не капитализм и главное для социал-демократов, правящих на сегодняшний день - не то, кто чем владеет, а чтобы все шло нормально...».

      Выступая  за умеренные реформы, социал-демократы  традиционно находили поддержку у тех слоев населения, которые настроены на стабильность. В стране до сих пор существует такое понятие, как «серый социал-демократ», хотя и критикующий, но все равно лояльный, и, в конце концов, отдающий свой голос за СДРПШ. Налицо некий политический парадокс: не желающие резких перемен в своем «Королевстве благоденствия» шведы, по принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе», предпочитают защищать свою собственную систему безопасности, нежели выбирать, к примеру, снижение налогов, обещанное буржуазными партиями.

      За  противников СДРПШ - шведских консерваторов  Умеренную коалиционную партию - вторую по величине политическую силу в стране после социал-демократов, голосуют, в основном, те, кого не пугают радикальные перемены. Шведские «умеренные» выступают за снижение налогов и уменьшения государственного вмешательства в экономику. В этом с ним солидаризируется Шведский союз работодателей, главный оппонент профсоюзов на рынке труда.

      Анализируя  вышесказанное, можно сделать вывод, что правые выступают сторонниками в большей степени, частных, индивидуализированных решений, когда как левые являются сторонниками решений под руководством общества (социально ориентированных) и защиты политики всеобщего благосостояния и социального сплочения.  

      Основными вопросами, по которым шли дискуссии  во время последней предвыборной кампании в Швеции - были вопрос об иммиграции в страну и проблемах, связанных с иммигрантами, борьба с экономическим спадом, позиция Швеции по вопросу об интеграции в рамках Евросоюза.

        Социал-демократы - полностью восприняли  неолиберальную программу и мало  чем отличаются от своих правых  оппонентов по многим экономическим вопросам. Основное отличие состоит в том, что социал-демократы настаивают на более тесной интеграции в рамках Евросоюза и вхождения в Швеции в зону "евро". Это наталкивается на сопротивление со стороны консервативной, националистической буржуазии из Умеренной Коалиционной Партии и протекционистских фермеров из Партии Центра.   

       Более жесткие требования консерваторов,  демохристиан и аграрной буржуазии  - по урезанию расходов на социальные  нужды, и их резкое неприятие  "евро" - вызвали отток части электората в пользу социал-демократов. Тем временем, - большинство шведов, - согласно опросам, - поддерживают идею ограничения эмиграции в страну и приема беженцев. Особенно на этом выиграли либералы и ультраправые, получившие на этих выборах несколько больший процент голосов (1,8%).

     Шведские либералы из Народной  партии, которые полностью восприняли  неоконсервативную, монетаристскую  программу в экономических вопросах, - тем не менее, оставались либералами  в таких вопросах, как иммиграция, права гомосексуалистов и т.д. Однако перед выборами - они начали сдвигаться резко вправо по вопросу об иммиграции, - выступив с предельно популистской программой. Руководство этой партии потребовало установить жесткую квоту на прием иммигрантов въезжающих в страну - не более 5 000 человек в год (в отличие от нынешних 10-12 тысяч человек, прибывающих в страну ежегодно, плюс неконтролируемый или плохо контролируемый поток нелегальных иммигрантов и беженцев из "горячих" точек, в особенности из бывшей Югославии, Чечни, Палестины, Афганистана). При этом либералы и другие правые настаивали на том, что "ленивые" иммигранты должны быть обязаны выучить шведский как минимум, через год после пребывания их в стране, а также за государственные программы культурной ассимиляции в отношении иммигрантов. Общее население Швеции - составляет 8,8 миллионов человек. Из них - около 1 миллиона (12%) - составляют иммигранты в первом или втором поколении. Более того, - рождаемость среди иммигрантов из мусульманских стран значительно выше, чем у шведов, - так 40% новорожденных в стране - дети эмигрантов.

             В этих условиях, и под давлением  европейских бюрократов из Маастрихта и Страсбурга социал-демократы Швеции не устояли перед неолиберализмом, монетаризмом и давлением на сокращение государственных расходов. В этих условиях, либеральной Народной Партии удалось выступить с внешне мобильной, популистской программой, критикой социал-демократического правительства за "нерешительность, полумеры, и легкомыслие в экономических вопросах и проблемах иммиграции". И таким образом абсорбировать вокруг себя правый, ксенофобский электорат, - отвернувшийся от чересчур "неповоротливых" консерваторов и христиан-демократов.

      Левая Партия - не смогла предложить четкой альтернативы электорату, - занимается в основном тем, что постоянно делая свои предвыборные лозунги более умеренными и более похожими на социал-демократические. Таким образом, - часть ее бывших избирателей передала свои голоса социал-демократам, - с тем, чтобы не пропустить более правых в парламент. К тому же многим из числа молодежи импонировали новые шаги социал-демократов, - по усилению внимания к экологическим проблемам, и обещание обеспечить четкую квоту в парламентской фракции партии - для женщин, иммигрантов и гомосексуалистов, - являющихся членами партии.

     Что касается более мелких  левых партий, - традиционно маловлиятельные  в Швеции, - они не достигли  каких-либо особых успехов. 

    Коммунистическая партия Швеции выставила своих кандидатов в 12 коммунах, 1 ландстинге и 1 регионе. Помимо парламентских выборов, в Швеции проходили также выборы в местные органы власти. Поскольку партии необходимо преодолеть как минимум 4% в общенациональном масштабе, чтобы войти в парламент, - они не видят смысла пробиваться в парламент. Они вообще не выставляются там, где у них нет сильных организаций. Они выставили 14 списков в местные органы. Им удалось провести одного депутата в Карлшамне (где они остались третьей по влиянию партией), и также провели 1 представителя в Гиславеде. В Лисекиле они сохранили 2-х представителей, - даже несколько увеличив свою поддержку по сравнению с прошедшими выборами.

      Шведская секция Объединенного  Секретариата Четвертого Интернационала - Социалистическая Партия  - также баллотировалась в парламент, конечно не получив ни одного мандата. Они также выставлялись в нескольких коммунах. В Копинге они сохранили своего одного представителя, но ни одного более.

      Секция КРИ - Партия Справедливости-Социалисты  - также пробивалась в парламент и выставила 9 других списков на всевозможных уровнях. В Лулеа, - где у них не было представителей до этого,- они выиграли два места.

      Шведская Коммунистическая Партия (откол от Компартии Швеции  в 1977г.) - также принимала участие  в выборах, - но, похоже, ничего не добилась.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3 Партия на выборах в 2006 году 

      В ночь на понедельник, 18 сентября, власть в "социалистической Швеции" перешла к оппозиционной правоцентристской коалиции. С разницей более чем в 2% "синий альянс" (синий цвет доминирует в эмблемах партий победившего альянса) Фредрика Рейнфельдта (лидер Умеренно коалиционной партии, УКП или модератов, т.е. умеренных, как позиционирует свою партию их лидер) одержал победу над правящей Социал-демократической партией Швеции (СДПШ), удерживавшей бразды правления на протяжении последних 12 лет. После обнародования итогов парламентских выборов, принесших поражение шведским социал-демократам, их лидер Йоран Перссон, стоявший у руля страны более десяти лет, объявил об уходе с поста премьера. Перссон занимал должность премьер-министра в течение 10 лет - дольше, чем кто-либо из его коллег в Европе. Главная его заслуга на этом посту - санация шведской экономики в 1990-е годы. Однако чрезмерная концентрация власти в руках Перссона, а также не всегда удачный подбор руководящих кадров на министерском уровне сильно сказались на его популярности в последние годы. По мнению наблюдателей, симпатии электората к оппозиции на прошедших выборах в большой степени вызваны "усталостью" от нынешнего премьера.

Информация о работе Социал-демократы Швеции на рубеже XX-XXI вв