Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 13:31, курсовая работа
В 50-е – 70-е гг. социал-демократам удалось преуспеть в создании "государства благоденствия". Это было не очень трудно при стабильно высоких темпах роста экономики, налаженной шведскими корпорациями по эксплуатации "третьего мира", минимальных военных расходах. Все это вывело Швецию в число мировых лидеров по уровню жизни и по многим другим социально-экономическим показателям.
Введение……………………………………………………
2. Социал-демократическая партия Швеции после
второй мировой войны…………………………………….
2.1 Деятельность социал-демократов в послевоенное
время и до конца 50-х гг. …………………………….
2.2 Социал-демократы в 60-х – середине 70-х гг. ………
3. СДПШ на рубеже XX-XXI вв. ……………………………..
3.1 Парламентские выборы в Швеции в 1998 г. ……….
3.2 Итоги выборов 2002 года ……………………………...
3.3 Партия на выборах в 2006 году………………………..
4. Заключение…………………………………………………...
5. Используемая литература …………………………………
6. Примечания………………………………………………….
Итоги выборов 1964 г. не оправдали надежд правящей партии. СДПШ потеряла 0,5 % голосов и один мандат во второй палате риксдага. Социал-демократам не удалось изменить соотношение сил в парламенте в свою пользу.
После
выборов социал-
На коммунальных выборах в 1966 г. социал-демократы потерпели серьезное поражение, собрав всего 42,2% голосов – самый низкий показатель с 1934 г. Выборы показали, что в глазах избирателей стала исчезать разница между политикой буржуазных партий и политикой СДПШ. Ярко обнаружились апатия и недовольство сравнительно многочисленных групп избирателей, которых уже не удовлетворяли лозунги постепенного реформирования, выдвигаемые СДПШ. Рост неуверенности трудящихся в завтрашнем дне, повышение цен и налогов, нерешенный жилищный вопрос были гораздо ощутимее, чем результаты растянутых на десятилетия социальных реформ. Такие настроения в обществе давали буржуазным партиям основания надеяться на решительный успех на предстоящих в 1968 г. выборах в риксдаг. Будущие выборы они изображали как решающую схватку с СДПШ, четко вели линию на устранение социал-демократического правительства. [
Одновременно с наступлением правых сил, стремившихся непосредственно стать у руля управления государством, в Швеции с середины 60-х годов происходит процесс быстрой радикализации настроений. Он охватил не только значительную часть рабочего движения, но и определенные слои интеллигенции и особенно молодежь. Основа этого процесса в Швеции было дальнейшее обострение противоречий капитализма, проявление отрицательных социальных последствий НТР в условиях господства монополий.
Такой поворот в общественном мнении не мог не затронуть социал-демократической партии. В ее рядах, в особенности со стороны молодых социал-демократов, стала усиливаться критика реформистской политики СДПШ и даже выдвигались альтернативные официальному курсу предложения.
Коммунисты в своей критике социал-демократического правительства подчеркивали, что для сохранения правительственной власти социал-демократы должны проводить более радикальную политику.
Поражение на выборах в 1966 г. и быстрый рост левых настроений в стране заставили руководство СДПШ внимательно проанализировать причины «кризиса доверия» к социал-демократам. Оно пришло к выводу. Что для удержания правительственной власти необходимо внести срочные коррективы в экономическую и социальную политику партии. Усилить регулирующую роль государства.
Для обсуждения причин падения влияния социал-демократии и выработки наступательной тактичной линии в предвыборной борьбе был созван чрезвычайный съезд СДПШ. Предыдущий съезд был лишь в 1907 году.
Правительство начало принимать меры, рассчитанные на более активное вмешательство государства в экономическую жизнь. 1 февраля 1967 г. было объявлено о создании Государственного инвестиционного банка с основным капиталом в 500 млн. крон и с последующим расширением этого капитала путем займов из пенсионного фонда. Эта мера, дававшая в руки правительства большие денежные средства, была встречена в штыки монополиями и буржуазной оппозицией. [9, ст. 55]
В 1966 г. правительство добилась, несмотря на сопротивление всех буржуазных партий, принятия риксдагом решения о создании специальной комиссии для изучения процесса концентрации производства и капитала, а также концентрации власти в шведской экономике. Эта комиссия пришла к выводу, что степень концентрации производства и капитала в Швеции выше, чем в США и крупнейших капиталистических государствах Европы.
Однако социал-демократам предстояло еще завоевать доверие основной массы избирателей. На чрезвычайном съезде были рассмотрены предложения об основных направлениях экономической и социальной политики на 70-е года. Эти предложения были приняты и получили название «Программы активной экономической политики». [10, ст. 290]
Программа
предусматривала более
Решения съезда СДПШ отразили радикализацию настроений в рядах рабочего движения и стали признаком некоторого размежевания с буржуазными партиями. Однако они не означали отхода шведской социал-демократии от сотрудничества с крупным капиталом. Кроме того, чрезвычайный съезд СДПШ сделал прямые уступки крупному капиталу, приняв решение об ослаблении контроля над квартирной платой и о предоставлении государственных гарантий для капиталовложений частных фирм в развивающихся странах.
Таким образом, работа съездов СДПШ 1967-1968 гг. способствовала восстановлению влияния социал-демократов в массах, улучшила ее перспективы на выборах. Социал-демократам удалось показать избирателям разницу между их политикой и политикой буржуазных партий и захватить инициативу в формировании программы экономического развития страны.
Предвыборную
кампанию СДПШ вела на два фронта: с
одной стороны – против буржуазных
партий, с другой – против коммунистов.
Социал-демократы отклонили
Исход выборов 1968 года был крупной победой социал-демократов, которые собрали более 50% голосов и получили 125 мандатов из 232 во второй палате риксдага.[2]
На
24 съезде СДПШ в сентябре 1969 г. Таге
Эрландер, возглавлявший социал-
На выборах в сентябре 1970 г. социал-демократическая партия понесла значительный урон, потеряв почти 5 % голосов, тем самым лишилась абсолютного большинства мандатов в риксдаге. В новом составе риксдага социал-демократы получили лишь 163 места из 350. Обострение обстановки в стране. Ослабление влияния социал-демократии и вместе с тем рост боевых левых настроений в рядах самой социал-демократии, активизация шведских коммунистов, укрепивших свои парламентские позиции, а также значительные изменения на международной арене в пользу мира и социализма привели к определенным позитивным сдвигам во внутренней политике СДПШ и шведского социал-демократического правительства.
В 1972-1973 гг. правительство провело через риксдаг законы о представительстве рабочих и служащих в правлениях предприятий, новый закон об охране труда и так называемый закон о гарантии занятости. Были также внесены изменения в систему страхования по безработице.[14, ст. 109]
На
выборах 1973 г. буржуазному блоку
не удалось свалить социал-
Таким
образом, анализируя все выше сказанное,
хотелось бы заметить, что во внутриполитическом
и социальном развитии Швеции после
второй мировой войны не произошло
коренных сдвигов. Однако, внутриполитическая
обстановка в стране начиная со второй
половины 60-х гг. уже не была такой относительно
стабильной, как в течение двух послевоенных
десятилетий. Это было связано, прежде
всего, с обострением всего комплекса
экономических и социально-политических
противоречий, а также активизация классовой
борьбы и радикализацией рабочего движения.
В этих непростых условиях социал-демократическая
партия делала определенные позитивные
шаги. Но она не отходила при этом от своей
реформистской, компромиссной линии, стремилась
стабилизировать общественное развитие
страны в рамках капиталистической структуры.
3.
СДПШ на рубеже
XX-XXI вв.
3.1
Парламентские выборы
в Швеции в 1998
году.
Выборы в Швеции проходят каждые 4 года на пропорциональной основе в 28 избирательных округах. Барьер для прохождения в парламент равен 4%. Помимо генеральных выборов в парламент постоянно проходят выборы в местные уровни власти - ландстинги (23 крупных региональных единицы) и муниципалитеты (коммуны), которых насчитывается 289. В отличие от наших муниципалитетов, они обладают значительной автономией, как от центральной, так и от региональной власти и могут независимо облагать налогами доходы своих граждан.
В 1998 году в Швеции состоялись парламентские выборы, по результатам которых мандаты распределились следующим образом: Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) завоевала 131 мандат (это на 30 мандатов меньше по сравнению с предыдущими выборами), получив 36,4% общего числа голосов избирателей. Умеренная коалиционная партия (УПК) – получила право на 82 мандата (что на 2 мандата больше, чем на предыдущих выборах), соответственно 22,9% голосов. Левая партия (ЛП) - 43 мандата (на 21 больше) и соответственно 12% голосов. Христианско-демократическая партия (ХДП) - 42 (на 27 больше) мандатов, соответственно 11,8% голосов. Партия Центра (ПЦ) - 18 (на 9 меньше) мандатов и 5,1% голосов. Народная партия либералов (НПЛ) - 17 (на 9 меньше) мандатов и 4,7% голосов. Партия охраны среды - «зеленые» (ПОС) - 16 (на 2 меньше) мандатов и 4,5% голосов. Председатель риксдага был - Биргитта Даль от СДРПШ.[15]
«Правящая» коалиция получила название «красно-зеленой», потому что в ней помимо социал-демократов состоит Левая партия (бывшие коммунисты) и Партия охраны окружающей среды (зеленые). Ей противостоит, так называемая, «синяя» коалиция, в состав которой входят: Умеренная партия (бывшие консерваторы, вторая по величине партия Швеции), Либеральная народная партия, Христианские демократы и Партия Центра.
Положение, сложившееся в
Одной из важнейших причин резкого падения популярности социал-демократов, вне всякого сомнения, стала жёсткая политика по оздоровлению государственных финансов.[3] Ее проводила правящая партия с 1994 г. По признанию самого Ё. Перссона, эта политика больно ударила по широким слоям населения, в особенности, по избирателям, работающим в общественном секторе или получающим разного рода пособия из бюджета, - то есть в первую очередь по социал-демократическому электорату. Вполне вероятно, что значительное число избирателей - сторонников СДРПШ на этот раз либо просто не приняли участия в выборах, либо не проголосовали ни за одну из партий. Однако наиболее важным для социал-демократов является тот факт, что не произошло массового перехода избирателей вправо, к буржуазным партиям. Напротив, как показывают результаты опросов, граждане, поддержавшие в 1994 г. СДРПШ, но недовольные правительством Перссона, в большинстве своем отдали голоса Левой партии, тем самым, подтвердив свою приверженность социалистическим ценностям.
Такой исход выборов означает
для социал-демократов
Информация о работе Социал-демократы Швеции на рубеже XX-XXI вв