Социал-демократы Швеции на рубеже XX-XXI вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

В 50-е – 70-е гг. социал-демократам удалось преуспеть в создании "государства благоденствия". Это было не очень трудно при стабильно высоких темпах роста экономики, налаженной шведскими корпорациями по эксплуатации "третьего мира", минимальных военных расходах. Все это вывело Швецию в число мировых лидеров по уровню жизни и по многим другим социально-экономическим показателям.

Содержание

Введение……………………………………………………


2. Социал-демократическая партия Швеции после

второй мировой войны…………………………………….


2.1 Деятельность социал-демократов в послевоенное

время и до конца 50-х гг. …………………………….


2.2 Социал-демократы в 60-х – середине 70-х гг. ………


3. СДПШ на рубеже XX-XXI вв. ……………………………..


3.1 Парламентские выборы в Швеции в 1998 г. ……….


3.2 Итоги выборов 2002 года ……………………………...


3.3 Партия на выборах в 2006 году………………………..


4. Заключение…………………………………………………...


5. Используемая литература …………………………………



6. Примечания………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Работа курсовая 4 курс.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

      Итоги выборов 1964 г. не оправдали надежд правящей партии. СДПШ потеряла 0,5 % голосов и  один мандат во второй палате риксдага. Социал-демократам не удалось изменить соотношение сил в парламенте в свою пользу.

      После выборов социал-демократическое  правительство проводило прежнюю  экономическую политику. Продолжалось повышение косвенных налогов, увеличивались коммунальные налоги. Последние ложились гораздо тяжелее на плечи трудящихся, чем буржуазных слоев, ибо они в отличие от государственных взимались не по прогрессивному, а по пропорциональному признаку.

      На  коммунальных выборах в 1966 г. социал-демократы  потерпели серьезное поражение, собрав всего 42,2% голосов – самый низкий показатель с 1934 г. Выборы показали, что в глазах избирателей стала исчезать разница между политикой буржуазных партий и политикой СДПШ. Ярко обнаружились апатия и недовольство сравнительно многочисленных групп избирателей, которых уже не удовлетворяли лозунги постепенного реформирования, выдвигаемые СДПШ. Рост неуверенности трудящихся в завтрашнем дне, повышение цен и налогов, нерешенный жилищный вопрос были гораздо ощутимее, чем результаты растянутых на десятилетия социальных реформ. Такие настроения в обществе давали буржуазным партиям основания надеяться на решительный успех на предстоящих в 1968 г. выборах в риксдаг. Будущие выборы они изображали как решающую схватку с СДПШ, четко вели линию на устранение социал-демократического правительства. [

      Одновременно  с наступлением правых сил, стремившихся непосредственно стать у руля управления государством, в Швеции с середины 60-х годов происходит процесс быстрой радикализации настроений. Он охватил не только значительную часть рабочего движения, но и определенные слои интеллигенции и особенно молодежь. Основа этого процесса в Швеции было дальнейшее обострение противоречий капитализма, проявление отрицательных социальных последствий НТР в условиях господства монополий.

      Такой поворот в общественном мнении не мог не затронуть социал-демократической партии. В ее рядах, в особенности со стороны молодых социал-демократов, стала усиливаться критика реформистской политики СДПШ и даже выдвигались альтернативные официальному курсу предложения.

      Коммунисты  в своей критике социал-демократического правительства подчеркивали, что для сохранения правительственной власти социал-демократы должны проводить более радикальную политику.

      Поражение на выборах в 1966 г. и быстрый рост левых настроений в стране заставили  руководство СДПШ внимательно проанализировать причины «кризиса доверия» к социал-демократам. Оно пришло к выводу. Что для удержания правительственной власти необходимо внести срочные коррективы в экономическую и социальную политику партии. Усилить регулирующую роль государства.

      Для обсуждения причин падения влияния  социал-демократии и выработки наступательной тактичной линии в предвыборной борьбе был созван чрезвычайный съезд  СДПШ. Предыдущий съезд был лишь в 1907 году.

      Правительство начало принимать меры, рассчитанные на более активное вмешательство государства в экономическую жизнь. 1 февраля 1967 г. было объявлено о создании Государственного инвестиционного банка с основным капиталом в 500 млн. крон и с последующим расширением этого капитала путем займов из пенсионного фонда. Эта мера, дававшая в руки правительства большие денежные средства, была встречена в штыки монополиями и буржуазной оппозицией. [9, ст. 55]

      В 1966 г. правительство добилась, несмотря на сопротивление всех буржуазных партий, принятия риксдагом решения о создании специальной комиссии для изучения процесса концентрации производства и капитала, а также концентрации власти в шведской экономике. Эта комиссия пришла к выводу, что степень концентрации производства и капитала в Швеции выше, чем в США и крупнейших капиталистических государствах Европы.

      Однако социал-демократам предстояло еще завоевать доверие основной массы избирателей. На чрезвычайном съезде были рассмотрены предложения об основных направлениях экономической и социальной политики на 70-е года. Эти предложения были приняты и получили название «Программы активной экономической политики». [10, ст. 290]

      Программа предусматривала более эффективное  посредничество государственных органов  при трудоустройстве, увеличение ассигнований на переобучение рабочих, участие государства в подготовительных мерах в связи с предстоящими закрытиями предприятий и увольнениями рабочих, продление сроков выплаты пособий по безработице. Включение периода безработицы в стаж и др.

      Решения съезда СДПШ отразили радикализацию настроений в рядах рабочего движения и стали признаком некоторого размежевания с буржуазными партиями. Однако они не означали отхода шведской социал-демократии от сотрудничества с крупным капиталом. Кроме того, чрезвычайный съезд СДПШ сделал прямые уступки крупному капиталу, приняв решение об ослаблении контроля над квартирной платой и о предоставлении государственных гарантий для капиталовложений частных фирм в развивающихся странах.

      Таким образом, работа съездов СДПШ 1967-1968 гг. способствовала восстановлению влияния социал-демократов в массах, улучшила ее перспективы на выборах. Социал-демократам удалось показать избирателям разницу между их политикой и политикой буржуазных партий и захватить инициативу в формировании программы экономического развития страны.

      Предвыборную  кампанию СДПШ вела на два фронта: с  одной стороны – против буржуазных партий, с другой – против коммунистов. Социал-демократы отклонили предложение  компартии о техническом сотрудничестве между двумя партиями на выборах.

      Исход выборов 1968 года был крупной победой социал-демократов, которые собрали более 50% голосов и получили 125 мандатов из 232 во второй палате риксдага.[2]

      На 24 съезде СДПШ в сентябре 1969 г. Таге Эрландер, возглавлявший социал-демократов и шведское правительство в течение 23 лет, оставил пост председателя партии. Новым лидером стал ближайший помощник Улоф Пальме. Во всем остальном съезд не отличался какими-либо яркими моментами.

      На  выборах в сентябре 1970 г. социал-демократическая  партия понесла значительный урон, потеряв почти 5 % голосов, тем самым лишилась абсолютного большинства мандатов в риксдаге. В новом составе риксдага социал-демократы получили лишь 163 места из 350. Обострение обстановки в стране. Ослабление влияния социал-демократии и вместе с тем рост боевых левых настроений в рядах самой социал-демократии, активизация шведских коммунистов, укрепивших свои парламентские позиции, а также значительные изменения на международной арене в пользу мира и социализма привели к определенным позитивным сдвигам во внутренней политике СДПШ и шведского социал-демократического правительства.

      В 1972-1973 гг. правительство провело  через риксдаг законы о представительстве  рабочих и служащих в правлениях предприятий, новый закон об охране труда и так называемый закон о гарантии занятости. Были также внесены изменения в систему страхования по безработице.[14, ст. 109]

      На  выборах 1973 г. буржуазному блоку  не удалось свалить социал-демократическое  правительство. Однако парламентские  позиции СДПШ были вновь ослаблены. Партия потеряла еще 7 мандатов. В риксдаге установилось равновесие сил между СДПШ и ЛПК (левая партия – коммунисты), с одной стороны, и буржуазными партиями, с другой, - 175 на 175 мест. Социал-демократическое правительство осталось у власти, однако, со слабой парламентской базой.

      Таким образом, анализируя все выше сказанное, хотелось бы заметить, что во внутриполитическом и социальном развитии Швеции после  второй мировой войны не произошло  коренных сдвигов. Однако, внутриполитическая обстановка в стране начиная со второй половины 60-х гг. уже не была такой относительно стабильной, как в течение двух послевоенных десятилетий. Это было связано, прежде всего, с обострением всего комплекса экономических и социально-политических противоречий, а также активизация классовой борьбы и радикализацией рабочего движения. В этих непростых условиях социал-демократическая партия делала определенные позитивные шаги. Но она не отходила при этом от своей реформистской, компромиссной линии, стремилась стабилизировать общественное развитие страны в рамках капиталистической структуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. СДПШ на рубеже  XX-XXI вв. 

     3.1 Парламентские выборы  в Швеции в 1998 году. 

     Выборы  в Швеции проходят каждые 4 года на пропорциональной основе в 28 избирательных округах. Барьер для прохождения в парламент равен 4%. Помимо генеральных выборов в парламент постоянно проходят выборы в местные уровни власти - ландстинги (23 крупных региональных единицы) и муниципалитеты (коммуны), которых насчитывается 289. В отличие от наших муниципалитетов, они обладают значительной автономией, как от центральной, так и от региональной власти и могут независимо облагать налогами доходы своих граждан.

     В 1998 году в Швеции состоялись парламентские  выборы, по результатам которых мандаты  распределились следующим образом: Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) завоевала 131 мандат (это на 30 мандатов меньше по сравнению с предыдущими выборами), получив 36,4% общего числа голосов избирателей. Умеренная коалиционная партия (УПК) – получила право на 82 мандата (что на 2 мандата больше, чем на предыдущих выборах), соответственно 22,9% голосов. Левая партия (ЛП) - 43 мандата (на 21 больше) и соответственно 12% голосов. Христианско-демократическая партия (ХДП) - 42  (на 27 больше) мандатов, соответственно 11,8% голосов. Партия Центра (ПЦ) - 18 (на 9 меньше) мандатов и 5,1% голосов. Народная партия либералов (НПЛ) - 17 (на 9 меньше) мандатов и 4,7% голосов. Партия охраны среды - «зеленые» (ПОС) - 16 (на 2 меньше) мандатов и 4,5% голосов. Председатель риксдага был - Биргитта Даль от СДРПШ.[15]

     «Правящая»  коалиция получила название «красно-зеленой», потому что в ней помимо социал-демократов состоит Левая партия (бывшие коммунисты) и Партия охраны окружающей среды (зеленые). Ей противостоит, так называемая, «синяя» коалиция, в состав которой входят: Умеренная партия (бывшие консерваторы, вторая по величине партия Швеции), Либеральная народная партия, Христианские демократы и Партия Центра.

        Положение, сложившееся в обновлённом  шведском парламенте, можно назвать неоднозначным и даже парадоксальным. Несмотря на своё сокрушительное поражение, социал-демократы остаются крупнейшей фракцией в риксдаге, и правительство во главе с председателем СДРПШ Ёраном Перссоном продолжает существовать. Другой парадокс – в том, что Партия окружающей среды – зеленые (ПОС), потеряв два мандата, стала, тем не менее, сильнее в политическом отношении. Если в предыдущем риксдаге социал-демократическое правительство могло сотрудничать как с левыми, так и с Партией центра, причем оба блока обладали абсолютным большинством, то в нынешнем парламенте фракции СДРПШ и ЛП, даже объединившись, получают лишь 174 голоса: до абсолютного большинства им не хватает одного мандата. Поскольку ни одна из буржуазных фракций не пойдёт на сотрудничество с ЛП (до 1990 г. называвшейся "Левая партия – коммунисты"), зелёные могут выдвигать свои условия в обмен на поддержку предложений правительства.

      Одной из важнейших причин  резкого падения популярности  социал-демократов, вне всякого сомнения, стала жёсткая политика по оздоровлению государственных финансов.[3] Ее проводила правящая партия с 1994 г. По признанию самого Ё. Перссона, эта политика больно ударила по широким слоям населения, в особенности, по избирателям, работающим в общественном секторе или получающим разного рода пособия из бюджета, - то есть в первую очередь по социал-демократическому электорату. Вполне вероятно, что значительное число избирателей - сторонников СДРПШ на этот раз либо просто не приняли участия в выборах, либо не проголосовали ни за одну из партий. Однако наиболее важным для социал-демократов является тот факт, что не произошло массового перехода избирателей вправо, к буржуазным партиям. Напротив, как показывают результаты опросов, граждане, поддержавшие в 1994 г. СДРПШ, но недовольные правительством Перссона, в большинстве своем отдали голоса Левой партии, тем самым, подтвердив свою приверженность социалистическим ценностям.

        Такой исход выборов означает  для социал-демократов необходимость  налаживания сотрудничества с  левыми и тем самым ставит  перед правящей партией ряд  непростых вопросов. Разногласия  внутри левого блока (включая  Партию окружающей среды) охватывают широкий круг проблем, таких как сокращение максимальной продолжительности рабочей недели, управление государственным долгом, приоритеты налоговой и финансовой политики и т.п. Самым сложным на сегодняшний день, однако, является вопрос об участии Швеции в третьем этапе экономического и валютного союза (ЭВС) и в целом о политике в отношении объединённой Европы. Начиная с 1990 г., когда было принято решение о вступлении Швеции в ЕС, лидерам Социал-демократической партии постоянно приходится балансировать на грани раскола, поскольку большая часть рядовых членов партии весьма скептически относятся к Евросоюзу в его нынешнем виде. Несмотря на низкую популярность европейской идеи среди избирателей, СДРПШ при поддержке некоторых влиятельных профсоюзов, выдвигает европейскую политику на первый план в своей идеологии и пропаганде, выступая с идеей строительства объединённой Европы на социалистических началах. После завершения избирательной кампании руководство партии планирует развернуть агитацию в поддержку идеи присоединения к валютному союзу, надеясь убедить избирателей в необходимости перехода от кроны к евро. Левая партия и Партия окружающей среды, напротив, выступают с последовательной критикой "европейского проекта", категорически возражают против участия Швеции в ЭВС и предлагают провести референдум о выходе из Европейского союза. Они требовали обсудить вопрос о валютном союзе до выборов, чтобы избиратели при голосовании могли принять во внимание позиции партий по данному вопросу. 

Информация о работе Социал-демократы Швеции на рубеже XX-XXI вв