Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

1 Политология – интегрированная наука о политике.
Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства.
Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н.Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил политику, мораль и употребил термин государство. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Работа содержит 1 файл

gjkbnjkjubz.docx

— 56.26 Кб (Скачать)

 

Политическая система, игнорирующая обратную связь, неэффективна, так как  она не в состоянии оценить  уровень поддержки, провести конструктивную адаптацию к среде, мобилизовать ресурсы и организовать коллективные действия в соответствии с общественными  целями. В конечном счете, это оборачивается  политическим кризисом и потерей  политической стабильности.

Процесс поступления и  регистрации требований на "входе", преобразование (конверсия) их системой в решения и передача на выход  с последующим контролем за реализацией  – это и есть политический процесс. Политический процесс показывает, как  возникают социальные требования, как  они превращаются в общезначимые проблемы, а затем в предмет  действия политических институтов, направленных на формирование общественной политики, на желаемое решение проблем. Системный  подход помогает уяснить механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов  системы в политическом процессе.

 

РЕСУРСЫ ВЛАСТИ

 

Для осмысления природы власти важным является вопрос о ресурсах власти. Ресурсы — это совокупность методов и средств, использование  которых обеспечивает, поддерживает и реализует власть.

 

В арсенале важнейших ресурсов публичной власти лежат: право, дающее возможность нормативно регулирующего  управляющего воздействия; знания, компетентность, определяющие способность лиц, облеченных соответствующими властными полномочиями; такие методы и средства воздействия, как поощрение и наказание, стимулирование и принуждение, страх и убеждение.

 

Следует подчеркнуть, что  демократическое правовое государство  несовместимо с использованием принуждения, насилия как ключевых ресурсов политической власти. Более того, можно и нужно  говорить о том, что политическая власть реально кончается там, где  начинается насилие.

 

Власть — это субъектно-объектные  отношения, подразумевающие наличие  субъекта власти и объекта власти. Субъект власти — это лицо или  коллегиальный орган, которые оказывают  воздействие на деятельность й поведение  индивидов, групп, на социальные и политические институты и отношения с помощью  различных средств. К субъектам  власти относятся государство и  его институты, политические партии, политические элиты и лидеры.

 

Объект власти — то, на что направлена деятельность субъекта власти. К объектам власти относятся  индивид, социальная группа, масса, класс. В любом обществе власть выполняет  ряд важных функций:

К ним можно отнести:

• господство (закрепление  власти);

• руководство обществом (осуществляется политической элитой);

• управление и организация  жизни общества (осуществляется бюрократией);

• контроль (со стороны элиты  — за важнейшими параметрами стабильности общества, со стороны бюрократии —  за исполнением принятых решений).

 

Элементы власти

ВЛАСТЬ 

Источники власти

 

Традиции, сила, авторитет, престиж, закон, знания, богатство, харизма, интерес

 

Субъекты власти

 

Государство и его институты: политические партии, элиты и лидеры

 

Объекты власти

 

Индивид, социальная группа, массы, класс

 

Функции власти

 

Руководство, управление, организация, регуляция, координация, мобилизация, господство

 

Ресурсы власти

 

Право, традиции, убеждения, принуждение, насилие, страх, мифы

 

 

 

Типология партийных систем

 

 

 

 

2) с партией, осуществляющей  гегемонию (Мексика);

 

 

 

3) с доминирующей партией (Япония, Индия);

 

 

 

4) двухпартийные (США, Великобритания, Канада);

 

 

 

5) умеренного плюрализма (Бельгия,  ФРГ);

 

 

 

6) крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия, Нидерланды, Финляндия);

 

 

 

7) автомизовани (Малайзия).

 

 

 

Однопартийная система присуща  авторитарным, особенно тоталитарным режимам, когда управление осуществляется одной партией. Ей характерно конституционное  закрепление руководящей роли одной  партии, сращивание партийного и государственного аппарата, запрет образования других партий.

 

 

 

Партийная система с партией-гегемоном  характеризуется пассивным положением одной партии при отсутствии реальной партийной конкуренции. Все остальные  партии имеют организационную автономию, но признают руководящую роль правящей партии.

 

 

 

Партийная система с доминирующей партией предусматривает существование  нескольких партий, одна из которых  на протяжении длительного времени  побеждает на выборах и единоличное  формирует правительство. Двухпартийная система характеризуется доминированием двух мощных партий, одна из которых находится у власти, а другая - в оппозиции. Классическими примерами являются Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная и Лейбористская партии Великобритании.

 

 

 

Наиболее распространенной является партийная система умеренного плюрализма, которая характеризуется существованием трех-пяти партий, ни одна из которых  не преобладает и не может самостоятельно создать коалицию, а потому партии вынуждены идти на достижение компромисса  по формированию правительства согласно количеству завоеванных мандатов. Распространено поляризована партийная система, при  которой борьбу за власть ведут шесть  и более партий. При наличии  большого количества небольших партий, они, как правило, образуют блоки  или коалиции на время ведения  предвыборной кампании.

 

Атомизированные партийная система  характеризуется наличием многих маловлиятельных  и немногочисленных партий. Такая  система действует преимущественно  в переходных к демократии обществах. Правительство, как правило, формируется  на пропорциональной основе. При условии  стабилизации демократического правления  она имеет тенденцию к превращению  в консолидированнее и влиятельную  систему умеренного плюрализма.


Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"