Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

1 Политология – интегрированная наука о политике.
Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства.
Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н.Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил политику, мораль и употребил термин государство. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Работа содержит 1 файл

gjkbnjkjubz.docx

— 56.26 Кб (Скачать)

• разрабатывает основные направления внутренней и внешней  политики и принимает меры по их реализации;

• разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент  проект республиканского бюджета и  отчет и его исполнении;

• обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной  и денежной политики, гос политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения;

• принимает меры по обеспечению  прав и свобод граждан, защите интересов  государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью;

• выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося  собственностью РБ, организует управление государственной собственностью;

• обеспеч выполнение законов, Конституции, декретов, указов и распоряж Президента.

Правительство РБ издает постановления, имеющие общую силу на всей территории РБ.

Социально-экономические  задачи Правительства: обеспечить устойчивое экономическое развитие страны на основе инновационных технологий и реализовать  концепцию социально-ориентированной  рыночной экономики, где основными  приоритетами являются образование, здравоохранение, качество жизни, социальная защита менее  обеспеченных слоев граждан и  реализация программы «социально-экономического развития Республики Беларусь» до 2015 г, создание условий для развития постиндустриального общества.

 

32 Структура судебных органов,  их задачи. Основные принципы  правосудия.

Судебная власть – система  полномочий и гос органов по осуществлению  правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней  иных норм-правовых актов.

Судебная власть РБ принадлежит  судам. Система судов строится на принципах террит и специализации. Суд – орган, который применяет  государственные санкции.

Функции суда:

- Наказание за уголовное, административное правонарушение

- Рассмотрение споров и конфликтов между личностью и государством

- Разрешение споров между гос структурами и негосударственными структурами.

Структура судебных органов:

• Конституционный Суд  РБ – следит за соблюдение норм Конституции  в стране;

• Общие суды (Верховный  Суд РБ, областные, городские, военные  суды);

• Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд РБ, областные  и городские хозяйственные суды);

• Хозяйственный суд города Минска.

Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов в государстве  осуществляется Конституционным Судом  Республики Беларусь».

 

33 Контрольно-надзорные органы  в политической системе.

К ним относятся органы прокуратуры и Комитет государственного контроля.

Надзор за точным и единообразным  исполнением законов, декретов, указов, нормативных актов Правительства  осуществляет Генеральная Прокуратура  РБ, областные, городские, районные и  специализированные (транспортная, военная) прокуратуры.

Государственный контроль исполнения республиканского бюджета, использования  государственной собственности, исполнения актов Президента, Правительства  и других государственных органов  осуществляет Комитет государственного контроля, который образуется Президентом.

 

34 Структура органов местного (территориального) управления и  самоуправления.

Местное (территориальное) управление – управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные  лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.

Местное управление – форма  организации деятельности местных  исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных  интересов населения, проживающих  на соответствующей территории.

Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы и местные  администрации.

Состав исполнительного  комитета: председатель исполкома, заместители  председателя исполкома, управляющий  делами (в сельских, поселковых исполкомах – секретарь), члены исполнительного  комитета.

Председатели облисполкомов  назначаются Президентом РБ и  утверждаются областными Советами депутатов. Заместители председателя, управляющий  делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются  на должность и освобождаются  от должности председателя исполкома.

Председатель райисполкома и горисполкома назначается председателем  облисполкома и утверждается районным (городским) Советом депутатов.

Органы территориального общественного самоуправления избираются гражданами и наделяются определенными  правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан  в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.

Местное самоуправление в  Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя  и оного из форм осуществления  власти народа через выборы.

Органы террито общественного  самоуправления избирается гражданами сроком на 4 года.

В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к  исключительной компетенции местных  Советов депутатов:

• утверждение программ экономического и социального развития, местных  бюджетов и отчетов об их исполнении;

• установление в соответствии с законом местных налогов  и сборов;

• определение порядка  управления и распоряжения коммунальной собственностью;

• назначение местных референдумов.

 

35 Понятие общественных  объединений. Их роль в политической  жизни общества.

Под общественным объединением понимают добровольное формирование, возникшее в результате объединения  граждан на основе общих интересов  для достижения социально значимых целей, имеющие относительно устойчивую организационную структуру и  фиксирующие индивидуальное и коллективное членство.

Общественные организации  и движения появляются как реакция  на возникновение социально значимых проблем в экономической, экологической  и политической сфере.

Польский политолог Вятер  выделил 5 стадий в развитии обществ  объединений:

1. Стадия создания предпосылок  движения, которая может возникнуть  как «снизу» - по инициативе  гражданства, так и «сверху» - по инициативе гос власти.

2. Артикуляция стремлений, где формируются цели движения, идейные и организационные основы.

3. Стадия агитации –  привлечение сторонников, пропаганда  целей, разъяснение задач организации.

4. Стадия развитой политической  деятельности, проведение программы  «Движения в жизнь», влияние на  правительство, осуществление политических  действий.

5. Стадия затухания политических  движений, когда цели движения  достигнуты или оказались неосуществимы.

Общественные объединения  входят в государственные подсистемы общества и выражают властно-значимые интересы социальных, национальных, религиозных  и иных общностей, оказывающих влияние  на государственные институты с  целью реализацию их интересов.

Типы общественных движений: политические, не политические.

Политические организации  претендуют на власть, активно и  целенаправленно участвуют в  политической жизни. Они имеют политическую программу, стройную организационную  структуру и профессиональный кадровый аппарат. Периодически проводят политические акции, поддерживают конкретных политиков  в правительственных и других структурах, предлагают свои кандидатуры  на государственные должности, оказывают  влияние на выработку и принятие политических решений.

Неполитические организации  не ставят целей завоевания власти. Они в основном выражают и превращают требования граждан в альтернативы государственной социальной политики.

Формы общественных объединений: Политические партии, Профсоюзы, Общественно-политические движения, Спортивные общества, Женские, молодежные, студенческие организации, Творческие союзы, Ассоциации предпринимателей, Союзы фермеров, Научные общества,Религиозные  объединения.

По масштабу деятельности выделяют: международные движения, республиканские, местные, религиозные.

 

36 Политические партии. Структура,  признаки, функции, типы партийных  систем.

Политическая партия –  основанное на общности идей и ценностей  добровольное объединение граждан, представляющих интересы определенных классов, групп и слоев и стремящихся  к реализации целей, путем завоевания государственной власти или участия  в ее осуществлении.

Американский политолог  Дж. Паломбарой выделил основные признаки партии:

• партия есть носитель идеологии  или общих ценностных интересов.

• Партия есть устойчивое и  длительное объединение людей со своей структурой, включающее местные  организации, поддерживающее связи  с центральными органами.

• Цель партии – завоевание, осуществление власти или участие  в ней.

• Партия стремится обеспечить поддержку со стороны граждан  при голосовании на выборах через  поддержку политических программ.

Функции политической партии:

1. Коммуникативная - обеспечивает  связи партии с обществом.

2. Разработка программ, политических  доктрин

3. Формир п

 

 

 

 

 

 

 

 

"Вход" – это практически  любое событие, которое по отношению  к политической системе является  внешним, влияет на нее и  способно ее изменить.

 

"Выход" – это ответная  реакция на воздействие, выступающая  в виде решений, выработанных  политической системой, ее специализированными  институтами. 

 

Обратная связь между "входом" и "выходом" осуществляется через  окружающую среду. Это так называемая "петля обратной связи", отражающая в представленной модели политический процесс.

 

На "вход" в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования. Требования направляются в адрес властей  и служат сигналом о наличии в  обществе определенных потребностей. Требования есть не что иное, как  выражение мнения о правомерности  или неправомерности, справедливости или несправедливости решений властей, связанных с распределением общественных благ и использованием общественных ресурсов. Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной  информации: ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Все это может  совпадать с требованиями или  выступать в качестве побудительных  причин для требований.

 

Во-вторых, на "входе" существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Это легитимация  политической системы, своеобразный постоянный плебисцит членов общества на доверие  политическим институтам. Поддержка  может быть открытой и скрытой. Открытая поддержка материализуется в  действиях. Это наблюдаемое поведение: участие в выборах, поддержка  определенных партий и лидеров, словесное  одобрение принимаемых решений. Скрытая поддержка выражается во внутренних установках и ориентациях  личности, в предрасположенности  к определенным политическим идеалам, нормам, моделям поведения.

 

Д.Истон пришел к выводу, что политическая поддержка может  быть эмоциональной (диффузной) и инструментальной (специфической). Эмоциональная поддержка  является относительно прочной и  стабильной. Она легитимирует данную политическую систему в условиях даже самых тяжелых кризисов, помогает, в конечном счете, государству и  обществу выстоять и адаптироваться к новым условиям среды. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности деятельности правительства. Она формируется путем введения "поощрений" за лояльное поведение  и строится на ожидании такого поощрения. Инструментальная поддержка условна, менее прочна, подвержена эрозии.

 

Без поддержки политические системы недолговечны. Штык всем хорош, но не нем нельзя сидеть, говорил  Талейран. Без поддержки можно  властвовать, опираясь лишь на голую  власть, на силу, но невозможно спокойно управлять. Поддержка как раз и обеспечивает необходимые условия для правления, нормального функционирования политического сообщества.

 

Политические системы  различаются разными комбинациями эмоциональной и инструментальной поддержки. Когда они гармонично дополняют друг друга, то политическая система функционирует стабильно  и имеет большой кредит доверия  у граждан. Отсутствие поддержки  означает, что система находится  в глубоком кризисе и обречена на гибель.

 

На "выходе" из политической системы в среду проявляются  результаты ее работы – обязывающие  решения и действия по их реализации. Обязывающие решения могут быть в форме законов, постановлений  исполнительной власти, решений судов. Политическая система перерабатывает огромное количество социальной информации и превращает ее в конкретные авторитетно-властные решения. Процесс переработки требований в политические решения называется внутрисистемной конверсией. В свою очередь, решения и действия оказывают  влияние на среду, вследствие чего возникают  новые требования. "Вход" и "выход" системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют "петлей обратной связи". В политической жизни обратная связь  имеет фундаментальное значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь  важна и для возможной переориентации, отхода от заданного направления  и выбора новых целей и путей  их достижения.

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"